Прочла первый рассказ из сборника - он называется "Первый Доктор: Рука помощи", автор - Йон Колфер. Ну... всё не то чтобы совсем плохо - но мне не понравилось.
Я надеялась, что будет без спойлеров? Ну, мне с первых же строчек объявили, что Доктор - повелитель времени. А если бы я читала этот рассказ до того, как увидела финал эры Второго? И у меня бы не было интернета, телевизора, газет и журналов? Хм, я думаю, эту претензию можно снять...
Нет, серьёзно. Основную проблему этого рассказа можно обозначить как "канонические анахронизмы" - и именно этот рассказ напомнил мне одну из причин, почему в РВ "Звёздных Войн" я забила на своё правило "изучать всё подряд от начала и до конца, по возможности без спойлеров". А потом и вовсе забила на РВ.
Мне кажется, у авторов - у хороших авторов расширенной вселенной - всегда два пути: постараться создать нечто, как можно ближе стоящее к оригиналу - или не особенно заботиться об оригинале, но попытаться вписать произведение в единую вселенную и всячески подчёркивать это единство. Потому что уважение к оригиналу лишь до определённых пределов может помочь создать хорошо вписанный во вселенную элемент. Если бы в "Звёздных Войнах" слишком уважали оригинал, расширенной вселенной (в старом ли, в новом ли виде) после шестого эпизода, может быть, и вовсе не существовало бы - там, где автор поставил жирную точку, канон поставил запятую. Вот и здесь: я ожидала, что автор пойдёт по первому пути - а он пошёл по второму. Хорошо ли это? Плохо ли? Зависит от того, чего вы ждёте.
Но если само по себе это вопрос не качества, а ожиданий от произведения - то есть вещи, которые говорят именно о качестве. Сказать о Первом Докторе, что он повелитель времени, когда он должен быть загадочным и без предыстории - нормально. А вот забыть, что Доктор в эту эпоху не умел управлять ТАРДИС - плохо. Забыть, что ТАРДИС в этот период (действие, судя по всему, происходит до начала сериала) умела менять форму, и написать "очень похожему на ТАРДИС в миниатюре" (если это не глюк перевода) - плохо.
Я слишком придираюсь? Давайте посмотрим на более важные вещи - например, на конфликт. В большинстве историй эпохи Первого конфликты отличались своей сложностью: даже далеки начинали как мирная раса учёных, которую перекроила война, а не как живое воплощение этой войны. Самые мрачные серии эпохи - не истории о страшных и ужасных инопланетянах, а истории о людях. О людях и о Докторе - который часто приносил больше вреда, чем пользы, и создатели не закрывали на это глаза.
И да, бывало и откровенное зло без особой мотивации - привет Небесному Игрушечнику - но это было умное и сильное зло, а в происходящем был едва ли не мифологический смысл. Бывало и злое зло попроще - но и там было что-то. Злодеи из "The Rescue" и "Galaxy 4", например, учили нас, что не стоит судить существ по внешнему виду, и не всегда всё то, чем кажется. А в рассказе что? Очевидно злые инопланетяне с очевидно злыми намерениями, у которых нет ни малейших положительных черт. Они как ференги - не ференги позднего TNG и DS9, а хреновы ференги начала TNG, от которых хотелось выколоть себе глаза. Зачем?
Обычно подобные злодеи вводятся, чтобы герой мог посиять на их фоне - и знаете, при других обстоятельствах это имело бы смысл. У нас праздничный сборник, и, допустим, мы не хотим вспоминать, как Доктор уничтожил город или подставил Монаха ради Главной темпоральной директивы - мы хотим, чтобы не очень добрый Первый Доктор выглядел для нас добрым. Но в этом сборнике Первый и так вполне себе добрый! Он спасает невинных людей и свою внучку - и это тоже канонично, даже относительно этой эпохи - но тогда зачем вводить настолько мерзкое зло?
Это не противоречие букве оригинала - но это противоречие его духу. И это просто неинтересно - без оглядки на канон.
И причина этого, как мне кажется, те же самые каноничные анахронизмы, что заставили Доктора умело управлять ТАРДИС и лишили ТАРДИС возможности менять форму. По-моему, автор пытался натянуть представления о Докторе и его приключениях, которые сложились уже позже, на эпоху Первого: и вот у нас добрый Доктор спасает детей от мерзких альенов в викторианском Лондоне. Не совсем то, чего я ожидала.
Я немного боюсь, потому что следующий рассказ относится к эпохе Второго. Я не могу сказать, что Второй Доктор мой любимый - у меня нет одного любимого Доктора - но это один из самых непонятых и недооценённых Докторов, которого очень легко показать неправильно. Что ж, буду надеяться на лучшее.
P.S. А ещё в рассказе была тайная больница для инопланетян на Земле!
Я проорала с этого, потому что в прошлый раз я встречала подобную больницу в гаремном аниме про пышногрудую космическую принцессу, которая комедийно сталкерит обыкновенного японского школьника
Но, если честно, это не такая уж и плохая идея 
Я надеялась, что будет без спойлеров? Ну, мне с первых же строчек объявили, что Доктор - повелитель времени. А если бы я читала этот рассказ до того, как увидела финал эры Второго? И у меня бы не было интернета, телевизора, газет и журналов? Хм, я думаю, эту претензию можно снять...
Нет, серьёзно. Основную проблему этого рассказа можно обозначить как "канонические анахронизмы" - и именно этот рассказ напомнил мне одну из причин, почему в РВ "Звёздных Войн" я забила на своё правило "изучать всё подряд от начала и до конца, по возможности без спойлеров". А потом и вовсе забила на РВ.
Мне кажется, у авторов - у хороших авторов расширенной вселенной - всегда два пути: постараться создать нечто, как можно ближе стоящее к оригиналу - или не особенно заботиться об оригинале, но попытаться вписать произведение в единую вселенную и всячески подчёркивать это единство. Потому что уважение к оригиналу лишь до определённых пределов может помочь создать хорошо вписанный во вселенную элемент. Если бы в "Звёздных Войнах" слишком уважали оригинал, расширенной вселенной (в старом ли, в новом ли виде) после шестого эпизода, может быть, и вовсе не существовало бы - там, где автор поставил жирную точку, канон поставил запятую. Вот и здесь: я ожидала, что автор пойдёт по первому пути - а он пошёл по второму. Хорошо ли это? Плохо ли? Зависит от того, чего вы ждёте.
Но если само по себе это вопрос не качества, а ожиданий от произведения - то есть вещи, которые говорят именно о качестве. Сказать о Первом Докторе, что он повелитель времени, когда он должен быть загадочным и без предыстории - нормально. А вот забыть, что Доктор в эту эпоху не умел управлять ТАРДИС - плохо. Забыть, что ТАРДИС в этот период (действие, судя по всему, происходит до начала сериала) умела менять форму, и написать "очень похожему на ТАРДИС в миниатюре" (если это не глюк перевода) - плохо.
Я слишком придираюсь? Давайте посмотрим на более важные вещи - например, на конфликт. В большинстве историй эпохи Первого конфликты отличались своей сложностью: даже далеки начинали как мирная раса учёных, которую перекроила война, а не как живое воплощение этой войны. Самые мрачные серии эпохи - не истории о страшных и ужасных инопланетянах, а истории о людях. О людях и о Докторе - который часто приносил больше вреда, чем пользы, и создатели не закрывали на это глаза.
И да, бывало и откровенное зло без особой мотивации - привет Небесному Игрушечнику - но это было умное и сильное зло, а в происходящем был едва ли не мифологический смысл. Бывало и злое зло попроще - но и там было что-то. Злодеи из "The Rescue" и "Galaxy 4", например, учили нас, что не стоит судить существ по внешнему виду, и не всегда всё то, чем кажется. А в рассказе что? Очевидно злые инопланетяне с очевидно злыми намерениями, у которых нет ни малейших положительных черт. Они как ференги - не ференги позднего TNG и DS9, а хреновы ференги начала TNG, от которых хотелось выколоть себе глаза. Зачем?
Обычно подобные злодеи вводятся, чтобы герой мог посиять на их фоне - и знаете, при других обстоятельствах это имело бы смысл. У нас праздничный сборник, и, допустим, мы не хотим вспоминать, как Доктор уничтожил город или подставил Монаха ради Главной темпоральной директивы - мы хотим, чтобы не очень добрый Первый Доктор выглядел для нас добрым. Но в этом сборнике Первый и так вполне себе добрый! Он спасает невинных людей и свою внучку - и это тоже канонично, даже относительно этой эпохи - но тогда зачем вводить настолько мерзкое зло?
Это не противоречие букве оригинала - но это противоречие его духу. И это просто неинтересно - без оглядки на канон.
И причина этого, как мне кажется, те же самые каноничные анахронизмы, что заставили Доктора умело управлять ТАРДИС и лишили ТАРДИС возможности менять форму. По-моему, автор пытался натянуть представления о Докторе и его приключениях, которые сложились уже позже, на эпоху Первого: и вот у нас добрый Доктор спасает детей от мерзких альенов в викторианском Лондоне. Не совсем то, чего я ожидала.
Я немного боюсь, потому что следующий рассказ относится к эпохе Второго. Я не могу сказать, что Второй Доктор мой любимый - у меня нет одного любимого Доктора - но это один из самых непонятых и недооценённых Докторов, которого очень легко показать неправильно. Что ж, буду надеяться на лучшее.
P.S. А ещё в рассказе была тайная больница для инопланетян на Земле!



Если есть тайное подразделение по борьбе с инопланетянами (Торчвуд), и есть структура для предоставления инопланетянам крова, созданная Ми, то почему бы и больнице не быть
и вот у нас добрый Доктор спасает детей от мерзких альенов в викторианском Лондоне.
О, несомненно влияние эры Моффата. Эта викторианская эпоха примелькалась при нём уже. Не удивлюсь, если и в последнем его сезоне она будет.
Если есть тайное подразделение по борьбе с инопланетянами (Торчвуд)
Я до Торчвуда ещё не досмотрела, для меня это спойлер - так что ничего не могу сказать.
Но насчёт аниме - истинная правда) "Любовь и прочие неприятности" называется - я его, правда, так и не досмотрела до конца.
О, несомненно влияние эры Моффата.
Тоже пока не могу сказать.
Эта викторианская эпоха примелькалась при нём уже.
Вообще, это не новинка. Спутница Второго Виктория была из Викторианской эпохи, у Четвёртого в эпоху Хинчклиффа были там приключения... Меня больше не Викторианская эпоха смутила((
Но зато второй рассказ сборника пока очень-очень радует