22:23

Помните, я писала об общей сюжетной схеме "Утэны", "Лэйн" и "Технолайза"? Когда я упомянула об архетипической основе этом схемы, я имела в виду только отношения "мучитель-жертва-спаситель" и ничего более. Но внезапно мне подумалось: а разве не этот сюжет мы видим в сказках?
Там есть герой, он человек - и это является его отличительной особенностью, потому что два других персонажа принадлежат миру мёртвых. Там есть царевна - весьма двойственный персонаж, очень часто обладающий магическими способностями. И там есть владыка царства мёртвых - который, кстати говоря, часто предстаёт старшим родственником царевны. И схема там та же самая: победа над царём и спасение царевны - в случае аниме в основном попытки, но всё же.
Хотите - верьте, хотите - нет, но эта схема, повторюсь, совершенно внезапно пришла мне в голову. Все три аниме полны аллюзий - но аллюзий на поздние религиозные системы: христианство, буддизм, гностицизм; кроме того, в "Технолайзе" много ссылок на античность (и, в частности, религии Греции и Рима) - но это тоже не очень-то относится к народным сказкам и инициации. "Юная революционерка Утэна" деконструирует сказку - но сказку адаптированную, где принц всегда хороший, а царевна мила, невинна, но бездеятельна - а не могущественная колдунья и воинственная богатырка. Я и не думала искать здесь черты народной сказки - но теперь я просто не могу их не видеть.
Однако я решила всё перепроверить - прочла по этому поводу "Исторические корни волшебной сказки" (которые читала раньше - но давно и не целиком), раскопала ещё несколько источников... В общем, схема действительно получается несколько более сложной, и не всё укладывается в неё так гладко. Да, сказочный герой - человек, хотя иногда и с чудесной предысторией (что мы и в "Утэне" видим, например). Да, царевна - колдунья, которая обладает довольно противоречивыми чертами: она и верна герою - и (часто) враждебна ему; невероятно могущественна - и всё же играет второстепенную роль (бывает и наоборот: героиня и могущественный царевич, который при этом не является ГГ); принадлежит и этому - и иному миру; содержит черты и человека - и животного (а этот мотив в аниме тоже постоянно встречается: Ран носит маску животного, Химемия - друг всего живого (и сильно подразумевается, что она может контролировать животных - и, в частности, она наслала проклятье на Нанами), Лэйн носит пижаму в виде мишки, окружена игрушками животных, а в заставке вокруг неё вьются вороны). Но вот с владыкой царства мёртвых есть проблемы. Не все считают, что эта роль именно такова - так, для Проппа есть первый страж порога (который даритель, который Яга), второй страж порога (который антагонист, который змей) и - совершенно отдельно - царь, который отец царевны. Яга обладает чертами хозяйки мира мёртвых, и она является старшей родственницей царевны (но, справедливости ради, Яга - образ сложный, сочетающий в себе очень много разнообразных черт; найти у кого-то черты Яги проще пареной репы - что-нибудь да точно совпадёт). Змей (сюда же и Кощей, Пропп его отдельно не рассматривает) родственен скорее самому герою, чем царевне - причём объясняется это родство весьма сложно: сращиванием нескольких, совершенно отдельных образов воедино (это именно у Проппа, у психоаналитиков своё объяснение: там змей либо отцовская фигура - либо инцестуозная мать). Царь же часто в сказках предстаёт враждебной фигурой из-за древнего порядка наследования: от тестя к зятю, притом старый царь убивался (а это уже Пропп взял у Фрэзера).
С другой стороны, Агранович, например, вспоминает те случаи, когда Кощей вполне себе был отцом царевны - да и я сама, наверное, найду примеры подобного, если постараюсь. А сам Пропп пишет о тех случаях, когда отец царевны предстаёт в образе водяного. Образы сращиваются друг с другом, так что в этом нет ничего удивительного - а формулировка "владыка царства мёртвых" (которую я тоже откуда-то спёрла) не так уж далека от истины.
Правда, если мы остановимся на этой формулировке, у нас возникает закономерный вопрос: каким образом владыка иного мира превратился в нашей схеме в злобного владыку мира обычного? На этот вопрос есть несколько ответов. Первый ответ: наш мир - это ад; и, хотя по виду не скажешь, это ответ "Утэны" с её вечными попытками вырваться из иллюзорного мира в реальный. Второй ответ: границы между мирами стёрлись - теперь нет разницы между реальным и виртуальным, настоящим и фантазийным, миром живых и миром мёртвых. Это ответ "Экспериментов Лэйн". Что касается "Технолайза" - то он использует оба ответа: мир "Технолайза" был адом изначально - но границы разрушаются, и из привычного и закономерного ад становится странным и абсурдным.
Н-да, найти гностические мотивы снова оказывается проще (раз уж пришлось к слову: Формы, помимо прочего - аллюзия на гностическое сотворение человека; Ран - духовная Ева, пришедшая спасти плотского Адама; случившееся с Ран связано с мотивом творения как запирания в плотском теле). Но сказочные мотивы, что ни говори, искать приятнее) Мне всё ещё странно видеть их в аниме - но всё же я потихоньку начинаю осознавать, как мало в произведениях не только сюжетов, но и ролей.
По-видимому, Пропп прав, и если не все, то подавляющее большинство ролей в произведениях сводятся к отправителю, герою, ложному герою, дарителю, помощнику, царевне и антагонисту. Но для меня это понимание сделало не произведения мелкими, а схему великой - а разгадывать загадки и искать общие черты в произведениях стало не менее, а более интересным.
На этой мажорной ноте, пожалуй, закончу))

@темы: Технолайз, Эксперименты Лэйн, ссылка, Утэна

Комментарии
27.11.2017 в 14:06

Правда, если мы остановимся на этой формулировке, у нас возникает закономерный вопрос: каким образом владыка иного мира превратился в нашей схеме в злобного владыку мира обычного?
А может, в архетипе изначально имелся в виду именно владыка из обычного мира? И это просто возвращение к истокам? Вождь другого племени, чью дочь желает взять в жены главгерой - сын другого вождя, но из-за вражды племён это затруднительно, и "прото-принцу" приходится пускаться в непосредственное противоборство с вражеским племенем и его вождем в качестве главного босса. Образ отца "прото-принцессы" при этом демонизировался, как и любого врага. И со временем, при обрастании исторических былин сказочными подробностями и утере их связи с реально жившими личностями, он трансформировался в образ владыки потустороннего мира - так передалось настроение враждебности, возрастающее с каждым рассказчиком преувеличение его силы и устрашающих качеств, чтобы усилия героя по отниманию принцессы выглядели более героическими, а сам герой - более стойким и сильным, ведь одно дело биться с обычным человеком, пусть и вождём, другое - с мифологическим существом.
27.11.2017 в 17:14

Вла, в данном конкретном случае под "злобным владыкой мира обычного" я имела в виду злого демиурга, не просто правителя.
Но, мне кажется, Вы отчасти правы. Вы правы в том, что отец невесты, скорее всего, приобретает в сказке зловещие черты а)из-за исторических реалий (системы наследования, вражды племён); б)в тех случаях, когда он же играет роль отправителя - из-за потерянной завязки (когда-то он отправлял героя на инициацию, но обряд умер, а король стал (иногда, не всегда!) выглядеть злодеем, который хочет извести героя).
Но мне кажется, дело не только в этом. Например, когда отцом царевны является Кощей - это, ИМХО, не демонизация царя, а сращивание образа царя с образом, который изначально мыслился потусторонним. С Бабой-Ягой ещё интереснее: Пропп считает, что из-за того, что обряд инициации проводила жрица из фратрии жены, она и вошла в сказку как тёща) Но, опять же, Яга по Проппу содержит в себе не только образ этой самой жрицы, но и образ животного-поглотителя, и образ хозяйки животных (а мир мёртвых мыслился как мир животных), и образ мертвеца; её эволюция связана не с демонизацией образа тёщи - а, скорее, с изменением представлений о загробном мире.
При этом (это уже моё наблюдение, тут я могу ошибаться) царевна обладает потусторонними чертами совершенно независимо от того, чьей дочерью она является. Она может быть дочерью Яги, дочерью Кощея, дочерью злого царя и даже дочерью вполне себе доброго царя (отец царевны далеко не всегда предстаёт в сказках как злодей!) - но она всё равно будет превращаться в животное, иметь (как и Яга) черты хозяйки животных или чудовищ, знать дорогу в мир мёртвых, превращать героя... Я знаю сказку, где царевна по ночам пирует с чертями - в общем, с царевной всё довольно весело))
И вот тут уже, наверное, действительно играет роль страх перед чужим и страх перед женщиной. Ну, или тоска по сильной и властной женщине - царевна же ещё и (часто) положительный персонаж))
С царевичами, впрочем, тоже всё интересно (я имею в виду именно царевичей - аналогов царевен, не главных героев). Есть тип сказок, где образ царевича-жениха и образ владыки мира мёртвых просто срастаются - сюда относится "Хозяин ветров", например. С другой стороны, есть сказки, где владыка мира мёртвых демонизируется окончательно - то есть, его буквально называют дьяволом, он однозначно враждебен герою, и невеста героя уже никаких родственных отношений с ним иметь не может (даже несмотря на то, что у неё похожие способности). Это, например, "Мудрая девушка" .
Но меня совсем понесло)) Тема очень интересная - спасибо, что поддержали разговор!
27.11.2017 в 17:29

Загадочен образ мистической царевны. Я сама еще не до конца разобралась в нем, особенно самом ярком для меня примере - Химемии Анфи. Лишь предполагаю, что мужчина-воин мог так реагировать на девушку, если она обладала знаниями, которыми он никогда не интересовался: травничество, уход за домашними животными, всякие гадания, амулеты. И мифы, которые древние женщины учили, чтобы пересказывать детям, но их сыновья помнили мифы далеко не в таких подробностях, вот им невесты и казались наделёнными тайными знаниями. Это реакция мужчины-прагматика, чьи мысли всегда были заняты лишь охотой, тренировками и прочим бытом без налёта тайны, на одухотворённую и поэтичную юную невесту, по-юношески пышущую фантазией, еще не утонувшую в быте и детях.
27.11.2017 в 18:11

Вла, может быть. Кроме того, женщина всегда мыслилась как волшебница из-за способности рожать - эта способность всегда казалась людям потусторонней и связанной с миром духов.
Но в образе конкретно Химемии Анфи много и черт из поздних религий. На этот счёт есть интересная статья с ФБ, где рассматриваются гностические черты в аниме.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии