Я была проспойлерина и знала, о чём и в каком состоянии Марк Твен писал всё это - так что я морально готовилась к кощунствам. Странно опасаться таких вещей после, ну знаете, "Евангелиона": но всё же спорные вещи "Евангелиона" - совсем не то, что спорные вещи у Твена. Когда Анно использует религиозную символику, он... ну, он, кажется, как-то говорил, что вообще ничего в это не вкладывает - но это всё-таки преувеличение: слишком уж толково это самая символика используется, со знанием дела. Разница, скорее, в том, что для него это просто не так важно - он не в той культуре вырос, чтобы для него это было так важно. А вот Марк Твен - в той; так что его кощунства несут в себе весомость и тяжесть преодоления - они осознаны и выстраданы.
Так что, да, я готовилась к худшему... и была удивлена, что книга-то, на самом деле, не такая обличительная по отношению к христианству, как я боялась. А всё потому, что главный обличитель там - сатана, и этот сатана в представлении Твена - жестокий мальчик-психопат, чья психопатия дана вполне себе в лоб, обсуждается и осуждается главным героем. Может быть, за кадром Марк Твен, находящийся в депрессии, был вполне себе согласен со взглядом сатаны на мир и человека - но в книге у читателя есть выбор: а там уж, как говорится, думайте сами, решайте сами. Книга диалогична, а её рассказчик - с каждой секундой всё более, кажется, симпатизирующий сатане - не надёжен: и последнее тоже вполне себе выражено в тексте.
Я таки даже подуспокоилась - когда в меня ударил финал. Да уж, если в чём и можно считать "Таинственного незнакомца" предшественником NGE - так это в Gainax Ending! Кстати, я согласна с теорией о том, что в конце протагонист сошёл с ума - ведь сатана же ясно показал, что убивать и сводить с ума - его способ делать людей счастливыми.
Впрочем, было бы несправедливо сказать, что книга только о Боге, сатане, религии - конечно, это важные темы, но далеко не всё. Например, очень важна в "Таинственном незнакомце" тема психологии толпы и охоты на ведьм - Марк Твен в наш двадцатый
Но вернёмся к исходному вопросу: есть ли в "Евангелионе" заимствования из "Таинственного незнакомца"? Мой ответ: насчёт "Евангелиона" не знаю - но почти наверняка есть в "Мастере и Маргарите"! О "Мастере и Маргарите", впрочем, не хочу писать: не люблю это произведение - не столько за него самого, сколько (хоть так судить и глупо!) за некоторых его поклонников. Которые, не читая Библию, судят о ней по Булгакову; которые смертельно обижаются... да вот на то же самое предположение, что сюжет мог быть позаимствован у Марка Твена; которые вставляют отсылки к Булгакову там, где они не подразумевались. "Иисус Христос - суперзвезда"? Вставим в русской версии туда песню с булгаковским Иудой, "игемоном" и "философом" - это же так уместно! Волдеморт? Похрен, он теперь будет "Волан-де-Мортом" - ведь всё должно ассоциироваться с Булгаковом, это так умно! А то, что автор таких значений не вкладывала - сама дура!
Но меня понесло) Вообще, вопрос заимствований - вопрос сложный: (если не считать совсем уж очевидных случаев) для человека, не копающегося в черновиках создателей, сказать о заимствованиях наверняка почти невозможно. Вот вы верите, что с небольшой разницей во времени могут СОВЕРШЕННО НЕЗАВИСИМО выйти несколько произведений, где сюжет завязан на всеобщей ассимиляции? А я вот уверена, что в случае "Евангелиона" и восьмого фильма трека было именно так. Возможно ли, что с мизерной разницей во времени выйдут несколько аниме с очевидными гностическими аллюзиями - но без оглядки друг на друга: потому что авторы просто не успели бы заимствовать идеи друг у друга? А в случае "Евангелиона", "Утэны" и "Экспериментов Лэйн", вполне вероятно, произошло именно это. А ещё я вижу как идейные, так и эстетические параллели между "Экспериментами Лэйн" и "Матрицей" - но, хотя Вачовски всегда любили аниме и не скрывали этого, они, опять же, банально не успели бы что-то позаимствовать. В общем, у разных произведений иногда бывают такие совпадения, что просто невозможно поверить в их случайность... но они именно что случайны.
Так что, принимаясь читать "Таинственного незнакомца", я, честно говоря, была уверена, что все совпадения случайны. Скорее уж образ Каору взят из "Девилмена" - не читала, не смотрела (но теперь
"Expy: Of Ryo Asuka from Devilman, just like Shinji is meant to be one of Akira Fudo. White hair in contrast to the protagonist's black one? Check. Unnatural and off-putting behavior? Check. Troubling romantic feelings for the main protagonist? Check. Secretly a demon who attempts to bring about the apocalypse? Check."
Тем более, что сам Анно вроде говорил, что "Евангелион" - это "Идеон" [его бы я тоже скачала, но на русском хрен найдёшь((] + "Девилмен") Зачем ему ещё "Таинственный незнакомец"?
Даже то, что, как утверждает тот же tvtropes, "Yoshiyuki Sadamoto, writer of the Evangelion manga, has practically admitted as such", меня, честно говоря, не убедило. Потому что, как мне кажется, самые умные авторы (надеюсь, это не прозвучит оскорбительно по отношению к остальным!) никогда ничего открыто не отрицают и вообще не учат правильно
Но знаете, я почитала книгу... и, думаю, что таки да: совпадения уж слишком маловероятны. От КОТЁНКА (привет манге!) до общей концепции, в которой персонаж тесно связан с идеей свободы воли. И если манга!Каору берёт на себя "психопатичную" часть образа сатаны, то NGE!Каору - обаяние.
И... это интересно. Получается, один из прототипов Каору был сатаной - но сатаной автора, который разочаровался в Боге. В NGE же Каору - ангел... вот только в мире аниме ангелы - злые разрушительные существа. Вот только Каору не такой, как остальные ангелы, и в итоге умер, позволив этим жить другим - и став почти что мессианской фигурой. Вот только до этого он честно пытался уничтожить мир, и решил умереть только когда понял, что у него не получилось; в общем, одни бесконечные "вот только".
И это важно. Каору манги - психопат, невинный в своей невозможности отличить добро от зла; но Каору оригинала сложнее - он неоднозначен, его мотивы неясны. Одно только финальное самоубийство можно трактовать как то, что:
- Каору искренне хотел ассимилировать человечество - но понял, что проиграл, и решил ударить Синдзи побольнее, вынудив убить его (при этом зная, что Синдзи до этого не убивал, хм, гуманоидов и успел к нему привязаться). И знаете, не будь других частей канона, это была бы самая вероятная версия;
- Каору хотел ассимилировать человечество - но понял, что проиграл, и решил уйти красиво и достойно;
- Каору не очень-то хотел ассимилировать человечество, но SEELE его в общем-то не спрашивало - и, если он не справится, его всё равно убьют: так что пусть лучше он умрёт на своих условиях. Это версия игры NGE2, как я поняла;
- Каору не очень-то хотел ассимилировать человечество, он вообще (от тяжелого детства в подвалах SEELE, как вариант) хотел умереть - но он и убить-то себя толком не может: он регенерирует, на нём всё заживает как на собаке (вспоминаем Рей в "Конце Евангелиона" с отвалившейся рукой). А тут ему предоставили такую возможность (несмотря на то, что эта версия кажется самой невероятной - говорят, в ранних версиях сценария у Каору реально были порезы на руках, так что...);
- Каору, может быть, искренне хотел ассимилировать человечество. А может быть, не очень очень хотел. В любом случае, он посмотрел на людей и также искренне начал сомневаться и - хотя и резко, но по-настоящему - изменил свой взгляд на людей, решив, что пусть живут;
- то же, что и в предыдущем варианте - но из-за любви к Синдзи. И если вы хотите сказать "хватит дурацких шипперских фантазий" - то "Конец Евангелиона". Просто "Конец Евангелиона". Где Каору и Рей ассимилировали всех и вернули всех обратно только потому, что Синдзи об этом попросил.
У Каору неоднозначные мотивы, не очень ясная предыстория,
Но удивительно, что - при таком-то разбросе трактовок! - авторы всё же ухитряются писать ООС (вполне осознанный, впрочем)! Про манга!Каору уже сказала - но, например, довольно интересный образ получился в "After the End". "After the End" примечателен тем, что, с одной стороны, это откровенно несерьёзная вещь, пародия - а с другой... С другой, её написал сам Анно: причём написал незадолго после окончания NGE, ЕМНИП, ещё до "Конца Евангелиона" - а не через много-много лет, всё десять раз переосмыслив. И часть юмора там строится именно на том, что персонажи остаются более-менее в характере - так что не стоит пренебрегать "After the End"!
Так вот, в "After the End" мотивы Каору чисты. Он реально ушёл на светлую сторону Силы из-за большой и чистой любви к Синдзи (но не в этом смысле! когда Аска назвала его "мальчик-гей", он обиделся,
Но при этом Каору из "After the End" не злой и не психопат. По большому счёту, он всё ещё вежливый хороший мальчик - пусть и с недостатками. В общем, интересный образ получился - хотя и, повторюсь, несколько ООС. Наверное)
Но меня понесло. КОНКРЕТНО ТАК понесло - так что завязываю))
P.S. И простите, что так мало написала о "Таинственном незнакомце"! Я хотела написать больше... но поняла, что на некоторые темы мне сейчас просто тяжело рассуждать.
@темы: Евангелион, Star Trek, Эксперименты Лэйн, ссылка, Devilman, Утэна, take that canon, Star Wars