Наверное, надо написать о "Юной революционерке Утэне". Я, правда, буду сейчас писать о сериале и только о сериале.
Этот сериал можно сравнить с картиной, а именно, с красивым пейзажем на стену. И не то чтобы там не было идеи, не было смысла - есть, но он теряется, меркнет перед эстетической составляющей. Впрочем, и недостатки - в частности, непоследовательность и нелогичность в характерах персонажей (с учётом всех условностей!) - теряются в единой гармонии. Не могу, впрочем, всё же не отметить, что сериал был бы куда лучше, будь он короче раза в три.
И всё же, мне интереснее говорить об идеях, поэтому скажу об идеях. Сериал прежде всего про любовь. Очень разную (и разница эта подчёркивается) любовь - благородную и жертвенную; приятельскую, но не глубокую (или которая декларируется как не глубокая); любовь-зависимость; любовь собственника; похоть; родственную любовь; использование (или, по крайней мере, просто деловое сотрудничество), выдаваемое за любовь; уважение и восхищение... Все эти любови не живут по отдельности и вполне могут уживаются в одном персонаже. Мы не можем выбирать себе объект любви и контролировать её силу, но мы должны предпочесть любовь благородную любви собственнической. Альтруизм может привести нас к ужасным страданиям - можно получить нож в спину, можно вечно получать ножи в спину - но он всё таки лучше. Это то, что действительно может вывести человека на иной уровень существования.
Но в подобных рассуждениях таится немалая опасность. Создатели, по сути дела, дают разрешение решить за человека, что для него лучше. Только два условия - разобраться в ситуации и действовать честно - очень мало для подобной индульгенции.
Ну, ещё там говорится о том, что лживая дружба обернётся против тебя самого... Впрочем, когда я выделяю все эти идеи, я исхожу из принципа "показанным в сериале авторы хотели донести до нас некую мысль и подходили к делу разумно". Насчёт первого сомнений нет - даже мне, зрителю, прямо скажем, не самому сообразительному и внимательному, морализаторство порой уж слишком бросается в глаза. Но вот насчёт разумного подхода к делу иногда возникают некоторые сомнения. Ну вот например - Мики пытается помочь Химемии, не разобравшись в ситуации и не спрашивая мнения Химемии - и это осуждается в аниме - как словами, так и самим ходом сюжета. Но разве Утэна поступает не так же? Или учитель Дзюри (не помню, как его зовут)? Я делаю вывод о том, что разница именно в понимании дела и честности перед собой - но возможно, авторам просто не удалось донести мысль. Можно привести ещё подобные примеры.
"Нелюбовные" морали - "девочки не хуже мальчиков" и "даже несбыточная цель заставляет стремиться к лучшему".
Вообще, несмотря на инцест и прочие недетские вещи, аниме всё же очень и очень сёдзё. И это, кстати, ни в коем случае не недостаток.