Козёл
Мужественность, потенция, похоть, хитрость и разрушительные тенденции в мужчине; плодовитость и забота о пропитании в женщине. Двусмысленный символизм козла распадается по линии пола. Коза Амалфея была почитаемой кормилицей греческого бога Зевса (в римской мифологии Юпитера), ее рог – рог изобилия (символизм явно основан на полезных свойствах молока для питания детей). Жизненная сила козла впечатляла древних, о чем свидетельствуют его ассоциации с некоторыми шумеро-семитскимии греческими богами. На норовистом козле ездил ведический бог Агни,козел вез повозку бога Тора и был тесно связан с Дионисом (Бахусом в римской мифологии). От него перешло очень много внешних черт к Пану и сатирам. Козлы активны зимой, когда у самок начинается течка, что служит объяснением изготовлению чучел соломенных козлов, которые использовали на празднике зерна в Скандинавии; праздник проводился на Святки – время, персонифицированное в искусстве козлом. Однако потенция козла рассматривалась иудеями как похотливость. Геродот отмечает практику скотоложества в культе козла в Египте. Это могло повлиять на христианский символизм козла как персонификации нечистоты и низкого вожделения. Козлы – аналогия грешников в евангельской проповеди о Судном дне, когда Христос отделит их от овец и отправит в огонь вечный (Евангелие от Матфея,25:32, 25:41). Отсюда, вероятно, козлиный облик средневекового дьявола,ассоциация, усиленная репутацией козла как злобного разрушительного существа. Козлы были также персонификацией глупости. В Китае, где «козел» и «ян» были омонимами, козел – позитивный мужской символ, также как и в Индии, где, как искусный покоритель горных вершин, козел ассоциировался с превосходством. В знаках Зодиака Козерог – симбиоз козла и рыбы.
Козёл отпущения
Как символ искупления чужих грехов или недостатков, «козлаотпущения» или «козла Азалла» (демона пустыни) иудеи выводили в пустынную, дикую местность в День Очищения, Йом Кипур. Он символически уносил с собой накопившиеся за год грехи. Как пишет в своем фундаментальном труде«Золотая ветвь» (1890) Дж. Фрезер, в древние времена в Малой Азии в странах,пораженных засухой, чумой или неурожаем, людей, которые брали на себя грехи правителей, забрасывали камнями или приносили в жертву в качестве «козла отпущения».
Койот
Созидательная или вредоносная изобретательность. Среди индейцев Северной Америки койот имеет репутацию большого обманщика, искусного и хитрого притворщика, выдумщика. Он – персонаж многих мифов о происхождении мира и обычных бытовых сказок, приносящий то пользу, а то и вред людям. Индейцы навахо, которые опасаются убивать койотов, считают, что они появились на свете вместе с первыми людьми, предусмотрительно захватив с собой семена для обеспечения их пищей. Шошоны и другие западные племена считают, что койот ответствен за смерть, наравне с другими природными несчастьями (заморозки, наводнения). Сиу утверждают, что койот создал лошадь. Таинственный койот считается тем находчивым животным, чьими грубыми ошибками (или удачами) определяются условия жизни в этой полной неожиданностей вселенной.
Коралл
Целительная сила. Символизм основан на объединенном значении дерева, воды и крови. Согласно античной мифологии, средиземноморский коралл вырос из крови Медузы Горгоны. Римские амулеты из коралла предназначались для остановки кровотечения и защиты детей от болезней и злых духов. Популярным детским талисманом было также коралловое ожерелье. Некогда коралл украшал оружие и шлемы кельтов. Он был ценной наградой в Индии,где его разновидность черного цвета использовалась для изготовления скипетров.
Корова
Древний символ материнского молока и (как и бык) космических сил, сотворивших мир. Во многих культурах от Древнего Египта до Китая корова являлась персонификацией Матери-Земли. Она также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, и ее молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. Нут, египетская богиня неба, иногда изображалась в виде коровы со звездой в животе, ноги которой стояли на четырех четвертях земного диска. Великая Мать Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, также часто изображалась в виде коровы. Как защитная эмблема власти (земной и небесной) корова часто изображалась с диском солнца между рогами – отражение идеи о небесной корове-матери, заботящейся о солнце в течение ночи. Сходный по значению символизм коровы как первой кормилицы всего живого на земле содержится и в мифологии Северной Европы: Адумла, кормилица первобытных великанов, лизала лед и освободила из него первого человека или, в другом варианте этого мифа, трех богов – создателей человека. В ведической литературе корова – персонификация как неба, так и земли. Ее молоко проливаетсяв виде плодоносного дождя. Черная корова участвует в похоронных ритуалах в Индии, а белая корова – символ просветления. Как в индуистской, таки в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни,что она стала наиболее почитаемым и священным животным. Ее поведение являло образец счастья и безмятежности: например, в древнегреческих праздничных обрядах белая телка, украшенная гирляндами из цветов, открывала процессии танцующих и поющих людей.
Кошка
Хитроумие, способность перевоплощения, ясновидение, сообразительность,внимательность, чувственная красота, женская злость. Эти почти повсеместные ассоциации имели различный символический вес и значение в древних культурах. В Египте, где существовал весьма значительный культ богини с кошачьей головой Бастет (или Баст), кошки считались несущими добросвященными животными. Бастет, обычно изображавшаяся в виде львицы,считалась богиней-покровительницей луны и связывалась с удовольствиями, плодородием, защитными силами. В ее честь кошкам поклонялись, их мумифицировали,рядом клали мышь, чтобы кошкам было чем развлечься и питаться в загробном мире. В иконографии кот изображался помощником солнца, отрывающим голову загробной змее. Кот также ассоциировался с другими луннымибогинями, такими, как греческая Артемида, римская Диана, скандинавская Фрейя (которая ездила на колеснице, запряженной котами). В Древнем Риме присущие кошкам своеволие и свобода поведения сделали их эмблемой свободы. Однако в других местах, их ночные крики и устрашающее изменение внешности (расширение зрачков, выпускание и втягивамие когтей, внезапные переходы от спокойствия к агрессивности) вызывали негативный символизм. Кельты приписывали черным котам злую хитрость, в исламской традиции их считали одним из воплощений джиннов, в Японии кошек считали предвестникам неудач, японские сказки описывают, что кошки могли вселяться в женские тела. Женоненавистнический символизм кошек закрепился в английском эпитете «cattish» (злобная, язвительная, хитрая, коварная – по отношению к женщине). В Индии, где кошку представляли воплощением животной красоты,буддисты вынуждены сдерживать свою недоброжелательность к ним – каки змеи, кошки отказались оплакивать смерть Будды. Наиболее негативныйобраз возникает в обширном фольклоре о ведьмах, где кошки предстают приближенными сатаны, ассоциируются с сатанинскими оргиями, считаются похотливыми и жестокими воплощениями самого дьявола.
Краб
Лунный символ, так как своим поведением напоминает фазы луны – он сбрасывает раковину, чтобы найти новую, – что навело австралийских аборигенов на мысль о связи краба с идеей возрождения. Этот же символизм используется иногда и в христианской традиции. Кроме своего астрологического значения (эмблемой зодиакального Рака традиционно является именноизображение краба), он редко появляется в иконографии. Греческий миф повествует о том, что Гера поместила краба на небо за отвагу, с которой он кусал за пятку Геракла во время его битвы с Гидрой, – история, котораястранным образом контрастирует с репутацией краба как робкого существа. Инки считали краба обжорой, отъедающим от луны каждую ночь по кусочку, в результате чего она убывает. В Таиланде и в некоторых других регионах он используется в ритуалах заклинания дождя. Краб кое-где, напримерв Китае, также символизирует обман, и снова по причине своего поведения. На эту мысль навели его импульсивные движения.
Крапивник
В соответствии с уэльской традицией – маленький птичий король. В Ирландии крапивник был связан с пророческой властью друидов. Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица встречается в качестве эмблемы счастья.
Крокодил
Разрушительная прожорливость – исполнитель кары Божьей; повелитель воды и земли, жизни и смерти. Для европейцев эти тропические животные были скорее легендой, и внушали чувство враждебности и безотчетного ужаса. Плутарх (46-120 гг. н. э.) считал, что крокодил был объектом культа в Египте, поскольку обладал способностью передвигаться беззвучно ивидеть с закрытыми глазами (древние принимали прозрачные мембраны, оберегающие глаза крокодила под водой, за веки). Средневековые баснописцыиспользовали крокодила как аллегорию лицемерия, они считали, чтокрокодил плачет, когда ест свою жертву («крокодиловы слезы»). Нижняя челюсть крокодила погружена в грязь, в то время как верхняя поднята надповерхностью, – картина, которая воспринималась как аллегория моральной приподнятости над земной суетой. Везде, где крокодил был привычным животным,он вызывал почтительный страх как создание подземных и оккультных сил, властвующее на земле, в воде и в загробном мире. В Индии крокодила изображалив образе макары, рыбы с крокодильей головой, одного из существ, на котором мог путешествовать Вишну. В египетском религиозном искусстве смерть часто изображается в виде крокодила; город Крокодополис был назван в честь крокодилообразного бога плодородия Себека. Более устрашающим существом был Амамет, который откусывал головы грешников крокодильими челюстями; бог Сет принимал облик крокодила перед ежегодным пожиранием своего брата Осириса. В изобразительном искусстве американских индейцевкрокодил предстает с раскрытой пастью, в которую каждую ночь уходит солнце,а в некоторых мифах народов Центральной Америки выступает в роли создателя земли или как помощник богов во время этого процесса. Символизм возрождения,связанный с крокодилом, присутствует и в либерийском (Западная Африка)ритуале инициации – шрамы после обрезания считаются отметинамичелюстей крокодила, глотающего юношей, после чего они появляютсяуже мужчинами.
На Востоке крокодил иногда выступает в роли огромного морского чудовища, как один из образов хаоса, или как дракон, который персонифицирует зло. Именно в этом значении его изображают и в западном искусстве, в картинах,где святой Теодор побеждает чудовище. Карл Юнг полагал, что крокодил– архитипический символ апатичного брюзги. Подобный символизм крокодила встречается и во многих странах Азии, где он олицетворяет конфликт между водой и землей. В Китае его считают изобретателем барабана и создателем пения.
На Востоке крокодил иногда выступает в роли огромного морского чудовища, как один из образов хаоса, или как дракон, который персонифицирует зло. Именно в этом значении его изображают и в западном искусстве, в картинах,где святой Теодор побеждает чудовище. Карл Юнг полагал, что крокодил– архитипический символ апатичного брюзги. Подобный символизм крокодила встречается и во многих странах Азии, где он олицетворяет конфликт между водой и землей. В Китае его считают изобретателем барабана и создателем пения.