Я буду говорить о сериале. Хотя, например, в фильме буддистская мораль не просто присутствует, некоторые моменты просто невозможно понять вне буддизма ("мы родились в другом мире" - ясен пень, в другом, если речь идёт просто об академии!). Сериал, ИМХО и ещё раз ИМХО, в этом отношении не так прямолинеен и потому интереснее.
Я не говорю, что аниме занимается только и исключительно буддисткой проповедью. Я вообще не говорю, что занимается проповедью. Просто как, например, ОТ, да и не только ОТ, но и приквел, как продукт христианской культуры, невозможно до конца понять без хотя бы приблизительного представления о христианстве, так и "Утэну" невозможно до конца понять без хоть какого-то знания о буддизме. У меня оно, повторюсь, очень "хоть какое-то", и буду рада дополнениям и исправлениям.
Я исхожу из предпосылки, что Диоса-таки не зря зовут Диосом. Итак, у нас есть добрый и помогающий Бог. Не всемогущий, тем не менее, и вот он ослаб, а люди продолжают требовать от него помощи. Если очень постараться, здесь можно увидеть буддистскую мораль - не надейтесь на Бога как на последнюю инстанцию, всемогущего Творца - притом что боги в буддизме благие и помогают и Будде, и его последователям. Впрочем, можно увидеть и самые разнообразные другие, в том числе и христианские параллели.
Его сестра, "единственная, кто любит его", неким чудесным образом запирает его божественную силу и выходит навстречу разъярённой толпе. С одной стороны, она демон, и её близость к Богу общемифологична. С другой - её поступок в какой-то степени позиционируется как хороший. Самоотверженная любовь - добродетель не только христианская, и несчастная сестра поступает как истинный бодхисатва. Но важно и то, что она, по-своему почитая Бога, поступает так же как и все, и потому её поступок ведёт к несчастьям.
Дальше всё происходит по-христиански - сестре-демону достаются вечные муки, при этом же - власть над душами, их смущение и соблазнение, при этом же - подчинение Богу. Но здесь же мы можем наблюдать и непривычный для христианства сюжет - грехопадение Бога. Несмотря на то, что потеря божественных сил произошла не по его воле, добродетель свою он потерял добровольно.
И вот здесь начинается самое интересное. Бог помогает маленькой Утэне, показывает ей смысл жизни. Можно рассматривать это как хитроумный план, только, думается мне, дело совсем-совсем не в этом. Бог опять предстаёт как благая сила для... будущего Будды!
"Девочка сама захотело стать принцем" - здесь ведь речь идёт не только о том, что девочки не хуже мальчиков. Девочка сама захотела стать Богом. А ведь в махаяне каждый - потенциальный Будда (на самом деле, течение течению рознь, и вообще, всё гораздо сложнее, но сейчас не об этом), а статус Будды будет повыше статуса Бога.
Отказываясь от слепого почитания Бога, пытаясь сама стать Богом, девочка выбирает лучший вариант развития событий. Как только Утэна влюбится и захочет стать "не принцем, а принцессой" - всё летит псу под хвост. Но при этом, повторюсь, именно Бог дал ей моральный ориентир.
Бог же остаётся Богом, злым, но всё-таки Богом, а отнюдь не демоном, как в фильме. Он - властитель душ, способный создать целый мир - вот только мир иллюзорный, ненастоящий. Всё пустота и обман - это тоже очень буддистский мотив. Способен этот Бог и уничтожить - вспомнить хотя бы Микаге. Единственное, чего он не может - выйти за грань этого мира. Диктуя правила, он сам же этим правилам и подчиняется.
А вот Будда-Утэна может. Может, идя по пути бодхисатвы, пути самоотречения и любви, пусть даже и к демону. Спасётся каждый - тоже, ЕМНИП, идея некоторых школ махаяны.
В конце Утэна выходит за пределы мира и превосходит Бога.
В конце моего скомканного рассказа будет песенка. В чём то тоже очень буддистская - вот её перевод www.utena.su/lyrics/Virtual_Star_Hasseigaku.htm...
Скачать бесплатно Revolutionary Girl Utena - Virtual Star Hasseigaku на Muzebra.com.