"Словарь символов" Джека Тресиддера завершён (не прошло и года, ага))
ЦапляЛюбопытство. Обычно цапля несет хорошее предзнаменование,является символом утреннего солнца в Египте и прообразом птицы Бену (подобия Феникса), почитаемой как творец света. Цапля была символом предков в Китае и иногда встречается у христиан как аллегория верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.
Цикада
Бессмертие. Символизм, возможно, произошедший от «высушенного» облика и долгой продолжительности жизни этого насекомого. В Древней Греции он был жертвоприношением в честь бога солнца Аполлона. Существует миф о Титане, смертном, которого полюбила богиня зари Эос (в римской мифологии Аврора). Не сумев остановить его старение продляющей жизнь амброзией, из жалости она превратила его в цикаду. В Китае засушенная цикада является амулетом, отводящим смерть.
Червь
Распад, смертность – символизм, используемый в некоторых мрачных картинах в виде личинок на цветах и плодах. Что неожиданно, в мифах некоторых стран, включая Ирландию, черви встречаются как эмблемы наследственности – символизм, в основе которого превращение червя (гусеницы) в насекомое.
Черепаха
Сила, терпение, выносливость, постоянство, медлительность, плодородие, долголетие. Черепаха во многих культурах, особенно в Китае, – древнейший, окруженный особым почтением символ космического порядка. Каменные черепахи, держащие на себе столбы императорских склепов, – напоминание о легендарной АО, черепахе, которая держит на своей спине земной диск. Китайцы отождествляли черепаху с севером, водой и зимой. Это животное также изображали на императорских знаменах в виде Черного Воина. Считалось, что черепаха защищает от огня и войны. Согласно японским верованиям, черепаха держит Мировую Гору. Морская черепаха является эмблемой Кумпиры, бога моряков. Она также эмблема Эйи – шумеро-семитского Властелина Бездны. Куполообразные панцири на спине и животе черепахи позволили использовать ее как тройственный космический образ небесной и земной тверди и находящегося между ними рода человеческого. В Индии особенно подчеркивался присущий черепахе символизм стабильности, который выражался в представлении, что слон удерживает мир, стоя на огромной космической черепахе. С другой стороны, считается, что космическое дерево растет из спины черепахи – воплощения бога-хранителя Вишну. Символизм героя-создателя мира поддерживается и мифологией североамериканских индейцев, где черепаха поднимает сушу из глубин.
Несмотря на то что черепаха обычно считается женским, лунными водным знаком, ее часто связывали и с мужской плодовитостью, как в некоторых регионах Африки, где она отождествлялась с пенисом. В Африке черепахи также считаются защитным талисманом, по причине того, что они очень распространены как домашние животные.
Западный символизм черепахи менее разнообразен. Наиболее полно его смысл выражают герб и девиз Козимо де Медичи: черепаха, путешествующая с парусом на спине, и надпись на латыни «Festina lente» – «Поспешай медленно».В алхимии черепаха символизирует материю в начале процесса преобразования.
Шакал
Зловонное животное, которое питается падалью. В Индии – символ разрушения или зла. В Древнем Египте почитался как Анубис – бог, покровитель умерших и забвения, который сопровождал души умерших на Суд. Анубиса изображали или как черного шакала, или как человека с головой шакала.
Щегол
Символ христианской Души или духовности, который можно часто видеть в руках Младенца Иисуса Христа. Благодаря своей красоте и кротости щегол был распространенной детской забавой. Кроме того, иконография этой птицы основана на легенде о том, как щегол спустился и вырвал колючку из тернового венца Иисуса Христа по дороге на Голгофу, после чего лоб Спасителя обагрился кровью.
Ягнёнок (агнец)
Чистота, жертвенность, обновление, искупление, невинность, доброта, кротость, человечность, терпение – символ Христа с самых ранних пор. Использование изображения ягненка в христианской иконографии и скульптуре объясняется давней традицией кочевых народов Среднего Востока, приносивших в жертву новорожденного ягненка в качестве символа весеннего обновления. Кровь пасхального ягненка была со времени Исхода постоянным знаком иудейского спасения, а пророки, как, например, Исайя, называли грядущего Мессию Агнцем. Именно поэтому Иоанн Креститель сказал об Иисусе Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Иоанна Крестителя часто изображают держащим ягненка. Иисус Христос также часто изображается с ягненком на плечах в образе Пастыря.«Agnys Dei» (Агнец Божий) – часто пишут на кресте, или внутри кругового сияния, или на хоругви (представляющей победу над злом). На ранних христианских иконах апостолы изображались в виде двенадцати овец с ягненком среди них. Изображения ягненка с книгой относится к Христу Откровения, который также может изображаться как ягненок с семью рогами или семью глазами (символизирующими семь духов Божьих). Агнец Страшного Суда в Апокалипсисе способен к гневу, что, безусловно, противоречит всей символике ягненка. В этом победительном образе некоторые видели солнечную символику, приближающую ягненка к его противоположности, ко льву, также имеющему солнечную окраску своего символического ряда. Как бы то ни было, лев – также символ Мессии. Здесь можно найти семантические связи между Агнцеми Агни, ведическим богом огня.
Иконы с изображением Христа в облике ягненка были, в итоге, с неодобрением восприняты православной церковью, возможно, именно вследствие этого беспорядка в толковании. Ягненок также вечный жертвенный и искупительный символ в праздновании исламского Рамадана.
Ягуар
Основное животное в символизме Центральной и Южной Америки, связанное с прорицанием, царственностью, колдовством, силами загробного мира, Земли и Луны, а также плодовитостью. Было широко распространено поверье, что шаманы, превращаясь в ягуаров, могли управлять оккультными силами, и насчитывается огромное количество изображений всевозможных гибридов человека с ягуаром в искусстве Центральной Америки, начиная с периода ольмеков (1500-400 гг. до н. э.). Зеркальноглазый ягуар был внушающим ужас воплощением верховного бога ацтеков Тонакатекутли,чье магическое зеркало открывало абсолютно все – от мыслей людей до тайн грядущего. Бразильская мифология сделала ягуара культурным героем, который принес людям в дар огонь и оружие. Вообще к почтительному отношению к ягуару примешивался страх. Для некоторых ягуар был небесным пожирателем солнца и луны, для других хищным охотником перекрестков дорог. Из-за того что шаманы носили шкуры ягуаров, которые символизировали их власть в защите собственного племени или в уничтожении чужого, ягуар был опасным призраком, возможно духом умершего или живого шамана из враждебного поселения. По существу, ягуар символ непредсказуемой и капризной власти.