Про моральный релятивизм как основу примитивной моралиЯ понимаю, что говорю об очень скучных вещах и никто это не дочитает. Ну и пофиг, это важно в первую очередь для меня. ))) А мне нужно формулировать мысли вслух или записывать, и после стопитьсотого проговаривания до меня даже иногда что-то доходит. А если не формулировать - нужно стотыщпитьсот. ))В подростковом возрасте у людей бывает такой период, когда они вдруг понимают, что нравственные нормы в реальном мире не выглядят так черно-бело, как они видятся маленькому ребенку, как он может их воспринять и как, соответственно, до него их доносят взрослые. Никакого "хороший дровосек убил плохого волка", в одних и тех же людях сочетаются плохие и хорошие черты, случаются такие ситуации, что хорошего выхода из них не найдешь, приходится выбирать из плохих и т. д. И это понимание потрясает, изумляет, кажется - вот она, правда жизни, и состоит эта правда в том, что все относительно. Оказывается, у всех есть свои резоны, люди совершают поступки, потому что им это зачем-то нужно, а волк ест зайчика не потому, что волк плохой, а зайчик хороший, а потому что волку есть охота и жить охота.
И это понимание приводит к чему-то вроде отрицания "взрослой" морали. Ну в самом деле, о чем вообще можно говорить, если все относительно и у всех своя правда? Знание же того, что все относительно, стоит перед юным человеком большим таким восклицательным знаком - он только что до этого додумался, он теперь будет над этим работать и изучать, как именно в мире все относительно, как эта относительность проявляется, как работает, где бывает, с чем ее едят и т. д. Это нормальный этап, потому что понимание такой относительности дает возможность при принятии решений учитывать разные обстоятельства, которые могут быть неожиданными и не вписываться в стандартные простенькие детские схемки хорошего и плохого, правильного и неправильного, стоящего и пустого.
Но бывает так, что человек почему-то застряет на этом этапе.
читать дальшеВот ему уже далеко не пятнадцать, а "истина" о том, что все относительно и у каждого своя правда, все еще висит перед ним большим восклицательным знаком. И дело не в том, что в этом нет ничего правдивого, очень даже есть. Эта самая относительность очень важна - как этап. Как окончательное решение вопроса о морали, нравственности, правильном и неправильном... ну, ерунда выходит. Утверждение об относительности - это по сути отрицание, а на основе отрицания делать что-то созидательное как-то не особенно получается. Выходит разрушать и ставить под сомнение - для этого этап "относительности" и предназначен. Подростки поставят под сомнение мораль родителей, отбросят устаревшее, не работающее, мешающее, добавят немного своего (насколько оно окажется лучше, проверит время) и таки остановятся на какой-то системе отсчета, в которой есть координаты для различения более и менее нравственного, более и менее правильного.
Или человек очень хочет быть принятым социумом, но желание это какое-то нечеткое, т. е. непонятно, кем именно нужно быть принятым. Кажется, что всеми. Любое отвержение и осуждение - ужасужас что такое, невыносимо. Поэтому нужно быть приятным для всех, а единственный способ быть приятным для всех - тщательно уходить от всех спорных тем и не иметь мнения ни по каким сколько-нибудь важным вопросам (можно его просто не высказывать, но не иметь - надежнее).
Сюда же - страх конфликтов, когда любой спор субъективно воспринимается как нечто очень плохое и опять-таки невыносимое. Если очень сильно бояться, тоже можно много всякого интересного придумать, в том числе о "причинах" конфликтов. И выходит так, что причина - это суждение о чем-либо. Нет суждения, нет и конфликтов, красота.
Но природа не терпит пустоты. Даже если человек намеревается только отрицать, у него ничего не выйдет. Он создаст свою мораль и сам того не заметит.
Дело в том, что очень мало людей готовы применять моральный релятивизм к своим близкорубашечным интересам. Люди обычно прекрасно знают, что для них хорошо, а что плохо, правильно и неправильно, нужно и не нужно. Даже самые ярые поборники того, что "правда у всех своя", яростно отстаивают свои интересы, когда им кажется, что они ущемлены хотя бы и "неправильным" тоном собеседника. Вообще "правда у всех своя", но если что-то нужно или появилось чувство, что обижают, то собеседник, конечно, не прав. На себя и свои шкурные интересы, ощущаемые, от которых не отвертеться, моральный релятивизм не распространяется. Вот это и становится точкой отсчета и системой координат.
Фактически это становится нравственностью и моралью. Просто очень примитивной. ))) Даже более примитивной, чем детское про плохого волка и хорошего зайчика, потому что плохие волки и хорошие зайчики требуют лучшей способности понимать абстракции, чем та мораль, что получается в качестве результата морального релятивизма.
Тот, кто наиболее яро отрицает возможность _объективно_ определить, что более, а что менее правильно, тот, кто ратует за объективность, которую может дать только отсутствие суждения о чем бы то ни было с точки зрения того, "хорошее" оно или "плохое" - тот на деле приходит к наиболее полной субъективности. Такой субъективности, когда хорошо то, чего я хочу, плохо то, что мне не нравится.
Чтобы этого избежать, нужен невероятный самоконтроль и еще большее самоотречение, потому что учет собственных близкорубашечных интересов - штука естественная, нормальная, биологически заданная, очень сильная и лезущая во все дыры. Требуются огромные усилия и офигенная рефлексия, чтобы это в себе отслеживать и сдерживать. В общем, я такого самоотречения пока как-то не замечала. )))
Вот и выходит, что отрицание морали приводит лишь к упрощению морали, к возникновению наиболее примитивной ее разновидности. Эту возникшую "красоту" обычно не проговаривают, ее осуществляют в действии, потому что проговоренная она как правило больно уж гадко выглядит, стесняются. ))) Не стесняются люди... кхм... специфические, в общем, социопаты ))). А еще отдельные запутавшиеся, по каким-то своим личным причинам не желающие признать, что есть у них точки отсчета. Мало ли - сложные отношения с родителями, страх выглядеть "скучно", непонимание того, что такое нравственность, может, это гадость какая, которой какая-нибудь противная тетушка когда-то пичкала насильно, с тех пор от этого слова тошнит. )))
Хотя чем дальше, тем больше народ не стесняется такие вещи проговаривать, потому что потихоньку это становится нормой, обычным делом, уже никого особо не удивляет, даже какой-то псевдоромантический флер появляется у человека, который красноречиво и с огоньком говорит о том, что вся его мораль заключается в учете собственных интересов.
Просто дело в том, что мораль - это выбор, причем не выбирать человек по своей природе не способен. Даже стараясь не выбирать, невольно выбираешь. Невозможно не принять решение - не принимая решения, ты принимаешь решение не принимать решения. И это решение становится точкой отсчета и системой координат личной морали. Ну, какое решение, такая и мораль. Единственная существующая свобода здесь состоит в том, _что именно_ выбирать. Но вот здесь свободы хоть завались.
Т. е. как ни крути, но если вступаешь с кем-то в контакт, если вообще как-то поступаешь, то поступаешь в нравственном поле тоже. И можно выбрать красивую, последовательную, сложную систему координат, учитывающую кучу всевозможных "это относительно", учитывающую без саморазрушения и подтасовок. И оценивать поступки свои и окружающих в соответствии с ней.
А можно, не желая принимать решение, удовлетвориться простеньким "хорошо то, что мне на пользу" и с этим как-то жить. Да, тогда появляется удивительная гибкость и в любой момент можно сказать что-то вроде "ну, у всех своя правда" (это если шкурный интерес не задет или в шкурный интерес входит уход из ситуации) и сделать вид, что вот это конкретное действие к нравственности никакого отношения не имеет. Ее ведь не существует, все относительно.
А если не делать вид - ну да, иногда придется осознавать и даже вслух говорить, что нечто по вашему мнению неправильно, плохо, не-морально и т. д. И своим поступкам давать оценку тоже, да, и не всегда она будет приятной.
Не-не, лучше жить в вечном забытьи, чем такие невыносимые испытания. Вдруг сочтут занудой!