Подведу что ли предварительные итоги после просмотра первого сезона стартрека. Хотела подвести их позже, но боюсь, что потом всё забудется. Да и потом перечитывать именно мысли по ходу просмотра... интересно.
Я как-то перечисляла вещи, которые мне кажется не вполне уместным в фантастических произведениях (исключение - когда на этих вещах сосредоточено повествование). Стартрек ухитрился охватить половину из них Это:
- путешествия во времени,
- игры с разумом
(я ещё называла игры со смертью (это было, но совсем немного) и избранничество).
Суть в том, что это очень сильные элементы, ломающие как повествование, так и мир. Справедливости ради, стартрек использовал эти элементы достаточно аккуратно... но добавил новых. Так, он добавил всемогущество (или, по крайней мере, сверхмогущество, сравнимое со всемогуществом) существ. Повторюсь, это ломает повествование и мир.
Если конкретнее, серии стартрека несколько напоминают по структуре одновременно детектив и фильм ужасов. То, что полноценный фильм ужасов не получается - а он не получается, например, благодаря гарантированным для главных героев хеппиендом - меня не трогает, но с детективом обиднее. Почти в каждой серии нам дана некая загадка, странные происшествия, которым можно было бы дать разумную разгадку - с учётом фантастических допущений, фантастические допущения этому не помеха. Но нет, всё часто, слишком часто списывается на всемогущество существ. Я не против использования этого элемента изредка, как вторжения хаоса в стройную вселенную, но вселенной-то ещё нет.
Или есть? Не смотря ни на что, мир в сериале чувствуется. Интересен ли мне этот мир? Не знаю. Наверное, да, но есть одно но, то же "но", что было и в Star Wars. Я полюбила героев. И я боюсь, что этот самый мир, раскрываясь во всей красе, пройдётся по ним катком. И если в ЗВ можно было тупо прокрутить таймлайн на тысячи лет назад, то вселенная стартрека куда больше привязана к реальности, и уходить некуда
Но вернёмся к сюжету и идеям. Есть несколько регулярно повторяющихся в сюжете тем, которые можно условно назвать Adult Fear вкупе с ложной дихотомией (условно, ибо это не только и не всегда страх и ложная дихотомия) Это:
1) Пугающее подсознание, принятие собственных агрессивных черт и одновременно контроль над ними. Отсюда, кстати, иногда довольно раздражающий мотив двойников.
2) Тихий "мещанский" покой против стремления к новому. В стартреке очень много того, что я, возможно, не вполне правильно называю "протестантской этикой". "Вы созданы не для животной доли, но к доблести и к знанью рождены". ИМХО, повторюсь, ложная дихотомия.
3) Дети, детская агрессия. Немного более редкий, но тоже часто встречающийся мотив.
4) Долг против чувства. Сюда же и логика против чувства.
То, как представлен этот мотив, и радует и огорчает. Огорчает своей... ну, нереальностью. В реальности на один случай "долга против чувства" приходится десять "а мы не подумали", десять "собственное благополучие против благополучия другого" и десять "кратковременное удовольствие сейчас против долговременного - потом" (это всё в TOS тоже будет, но не так много). Радует же то, как часто создатели и герои вместе с ними выбирают долг. Меня, как человека ЗВ-шного фандома, в котором принято защищать "нормальные человеческие" эмоции против долга, несколько поразило, как Спок легко принимает осуждение на трибунале от капитана Кирка, а сам Кирк - от когда-то любимой женщины. Но так и должно быть, по крайней мере здесь, в этом сериале. "Я не любил бы так тебя, не будь мне честь дороже".
Это то, что касается личностного, и что сходу вспомнилось. Есть и "политические" мотивы вроде "война против мира", "вмешательство против невмешательства", но их я пока ещё не разглядела достаточно ясно.
Ну и ещё один момент, который следует упомянуть. Сексизм. Честно говоря, после пилота я думала, что его будет больше. И не то меня больше всего сквикнуло, что Пайк не желает видеть женщину на мостике, и это воспринимается как должное, не то, что мужчине предоставлено право выбирать, а мнение женщины не учитывается, а то, что женщина, живущая в мире совершенно разного вида разумных существ, настолько боится своего уродства, что не желает уходить в "реальный мир", и это воспринимается как должное. Но потом всё несколько выровнялось. Думаю даже, что стартрек был прогрессивен для своего времени.
Это - сумбурно - предварительные итоги, возможно, потом вспомню и дополню.