Я не так давно подсадила сестру и зятя (мужа сестры в смысле) на TOS. Поэтому когда я вчера приехала к сестре в гости, мы с ней смотрели начало второго сезона, до которого они как раз досмотрели (зятя не было дома - а то бы смотрели все втроём)). "Amok Time".
И я поняла, что сейчас смотрю эту серию совсем по-другому, чем раньше. А именно...
1) Меня больше не бесит Т'Прин, хотя моя оценка её действий осталась ровно такой же, как и прежде: она совершила гадость, но у неё были на это причины. Потому что это ужасный выбор: стать убийцей или быть изнасилованной и насильно отданной замуж Да, вроде как смерть страшнее, и, я так думаю, Спок бы на её месте (как и все главные герои TOS) выбрал бы второе (хотя, после того как он - ради своего спасения - стал паразитировать в теле Маккоя и почти разрушил его личность, я уже ни в чём не уверена), но всё равно. В общем, вынужденный брак - зло. Зло. Зло. Лучи ненависти Сареку, Аманде и родителям Т'Прин
2) До смерти интересно: как много Маккой знал о пон-фарре. Если раньше я была уверена, что ничего не знал и ни о чём не догадался, то теперь мне наоборот кажется, что знал всё. Во-первых, слова Спока про то, что, мол, о том, что с ним происходит, никто не знает кроме вулканцев, и тех немногих, кого это касается непосредственно. Я думаю, что в первую очередь Сарек имеет в виду людей (и не-людей) вроде своей мамы, женатых (/замужних) на вулканцах, но, вполне вероятно, что медицинский персонал, работающий с вулканцами, к "тем, кого касается" относится. И тогда понятно, почему Спок так боялся идти в лазарет, почему (по-видимому, справедливо) считает, что Маккой догадался, почему Маккой отводит взгляд, когда говорит Кирку, что не знает, что происходит со Споком. Но может быть и нет.
3) Кстати, насчёт людей и других альенов, женатых на вулканцах - Сарек ведь предупредил Аманду о пон-фарре, да? Да?! А то, глядя на то, как Спок умирает, но не желает говорить о пон-фарре (что чуть не стоило ему жизни), как он приглашает Кирка с Маккоем на свадьбу и только потом объясняет особенности этой церемонии (что чуть не стоило жизни Кирку), как он тайком передаёт катру Маккою и - имея возможность! - ничего не объясняет Кирку (что стоило Маккою рассудка (пусть всё потом и обошлось), Кирку - адмиральского звания (и ему очень повезло) и (в некоторой степени, именно это) Саавик - возможности не заниматься сексом в лесу с полоумным чести); и как другой представитель семьи Сарека - Т'Пау - тоже ничего не объясняет капитану, и это почти стоит жизни капитану и Споку ("живи долго и процветай - не буду"), я уже начинаю сомневаться...
4) О Т'Пау - интересно, что она, изначально относительно доброжелательно настроенная по отношению к Споку, Кирку и Маккою, откровенно злится, когда Спок из последних сил берёт себя в руки и пытается защитить капитана. Хотя, казалось бы, радоваться надо - Спок здесь ведёт себя так, как и должен вести себя истинный вулканец, то есть: заботится о живых существах и подавляет эмоции. У меня сложилось впечатление, что если для Спока "вулканство" значит подавление эмоций и логичность, а всё эмоциональное - человеческое (хотя особенность людей, вообще-то, именно в том, что они могут спокойно жить со своими эмоциями, их от эмоций не выносит, они не теряют себя), то для Т'Пау и обряды (на которые Спок, в какой-то степени, смотрит свысока), и даже безумие - вулканское и оттого - стоящее.
5) У меня также сложилось впечатление (но вот это как раз мне и раньше казалось), что на Вулкане таки нет гендерного равноправия. Ну, допустим, что весь этот (несмотря на то, что жена рассматривается как собственность) матриархальный ритуал - пережиток, исключение; допустим, что когда Спок говорил о женщинах в каюте, он был не в себе из-за пон-фарра; но как быть с остальными сериями? С серией про Номада ("этот [нелогичный] элемент - женщина"); с "Journey to Babel", где Сарек откровенно командует женой (причём при этом становится понятно, что это не особенность лично Сарека и его отношения к жене, а норма); с, в конце концов, словам Спока, обращённым к Рэнд? Всему этому нет другого объяснения в рамках мира.
6) Интересно, что Т'Прин абсолютно не стесняется говорить о своей любви к Стонну, в то время как Спок своей дружбы с капитаном стесняется. То ли на Вулкане всё же проще относятся к таким вещам, чем это кажется Споку (или же Спок решил стать большим вулканцем чем сами вулканцы); то ли я-таки была права насчёт гендерного неравноправия, и с Т'Прин просто меньший спрос (этот элемент - женщина, ага); то ли Т'Прин просто "неправильная" вулканка.
7) Теперь, посмотрев немного больше канона, я могу с некоторой почти уверенностью сказать - не видела ни одного безэмоционального вулканца. Похоже, что, как кто-то написал, с безэмоциональностью у вулканцев примерно как с невмешательством у Федерации - должно быть, но... Пишу это не для осуждения, пытаюсь понять.
8) Ну и о Маккое - а то всё о вулканцах да о вулканцах...)) Забавно, но, похоже, когда Спок сходит с ума, Маккой перестаёт быть "совестью" капитана и становится его "разумом") Не, ну правильно, кто-то же должен, чо))
В этой серии Маккой - внезапно - самый умный персонаж. Наряду с Т'Прин.
9) И о Кирке)) Сестра считает, что Кирк не должен был вязаться к Споку - не его, мол, дело, и, в какой-то степени, я с ней согласна. Ну да о личностных границах на "Энтерпрайзе" я уже писала.