17 серия 3 сезона DS9: и вновь проблема "где кончается "Я" и начинается "не-Я"". На этот раз проблема путешествий во времени.
Обычно в стартреке "Я" из прошлого или будущего рассматривается как отдельная личность (часто - как неполноценная (и это бесит!), но сейчас не об этом). Но в этот раз всё было не так однозначно. Потому что если так, то "настоящий" Майлз умер, и Майлз "двойник" понимает это.
А вообще, эта серия - вполне намеренно! - показала, насколько несерьёзно авторы используют такой серьёзный приём как путешествие во времени. Там же тысяча вопросов - о свободе воле и судьбе; о вечной поправимости поступков; о границах реальности; о параллельных вселенных, рождаемых выбором; о том, что изначально, а что вторично... Но все они меркнут перед одним - что есть "Я"? Для меня это особенно важный вопрос - возможно, потому что я человек европейской культуры. Я могу представить себе, что всякий остров убежал, и гор не стало, а прежнее небо и прежняя земля миновали; что 2×2=5; что Гладстон предлагал королеве сигару - но "Я" для меня незыблемое основание, истинная реальность. Ни эго-дистонный невроз, ни потеря старых воспоминаний, ни привычка "ловить момент" не смогли до конца уничтожить во мне это. А тут вдруг "Я" не тождественно прошлому, а тут вдруг можно одновременно потерять самосознание - и не потерять его. На мой взгляд, это больше, чем можно понять, и больше, чем можно вынести. А как это показывают в произведениях? Накосячили - вернёмся - подкрутим, и дело с концом. Так что я благодарна, что проблему наконец показали более-менее серьёзно.
Кстати, это уже не первый раз, когда подобного рода проблемы связывают с Майлзом. Вообще, если присмотреться, у многих персонажей стартрека можно найти свои "типичные муки", на которые их чаще всего обрекают сценаристы. Например, Уорфа бьют; Диана, Пикард и Райкер подвергаются ментальному воздействию (последнего, впрочем, мучают много и по-разному); Таша Яр имеет недобровольный секс и умирает (дважды по-настоящему умереть в каноне - это сильно; впрочем, там как раз обсуждаемая проблема путешествий во времени и вселенных); Дейта теряет контроль над собой, либо напрямую (то есть его тело захватывают) - либо через воздействие чипов-препаратов-программ (и то, и другое и без того болезненно, но Дейта же ещё и творит херню в таком состоянии, а потом мучается); краснорубашечники умирают)) Список можно продолжить. И хотя всё вышеперечисленное - ОЧЕНЬ большое упрощение, поискать подобные закономерности, думается мне, было бы интересно)
P.S. Ох, понесло меня опять
обзорам