Если бы меня попросили описать сериал тремя словами, этими словами были бы "смелость", "деконструкция" и "реализм". Однако не всё так просто. Начнём с того, что деконструкция не раз происходила со стартреком и прежде: радостный оптимизм TOS сменяется более реалистичными полнометражками, TNG противопоставлял героям TOS осторожного Пикарда, а позже TNG противостоял и сам себе, став серьёзнее. Менялось отношение к Федерации, к невмешательству, к видам, населяющим галактику, к знаменитому "походу туда, куда не ступала нога человека"... Так что именно было сделано в DS9? В чём смелость создателей сериала?
Первое, на что хотелось бы обратить внимание - это герой сериала.
С самого начала герой, Бенджамин Сиско, противопоставлен главному герою предыдущего сериала - капитану Пикарду. У Сиско другой характер, плюс, в отличие от Пикарда, Сиско не боится заводить семью - более того, как раз из-за случившегося со своей семьёй Сиско поначалу ненавидит Пикарда. За всем этим мы не сразу можем увидеть главное отличие Сиско от Пикарда, хотя оно проявляет себя уже в первой серии DS9. Дело в... идеализме.
Пикард идеалист. Он идеалист в лучших и худших своих проявлениях, прекрасный и страшный в своём идеализме. Он способен позволить цивилизации умереть, чтобы не нарушить Главную Директиву - но он же откажется от возможности уничтожить боргов, потому что сочтёт это неэтичным.
Иное дело Сиско. С самого начало Сиско шантажирует Кварка, чтобы последний остался на станции; и далее весь сериал Сиско будет именно таким - готовым нарушать правила ради цели. Нет, цель, чаще всего, не лично-корыстная, но ключевое здесь именно "нарушать правила". Сиско не идеалист в, эээ... "пикардовском" понимании; если он и идеалист, то идеалист "с оглядкой на реальность".
Сиско, как и Пикард, не просто главный герой сериала. И Пикард, и Сиско - лицо сериала, человечества, Федерации и Звёздного Флота. Введя Сиско, создатели сериала говорят нам буквально следующее:
- слепое следование нормам не всегда оправдывает себя, реальность сложнее догматов Федерации;
- люди не станут всеблагими в светлом будущем, ни технический прогресс, ни тяжкие испытания не изменят человеческую природу;
- Федерация - не рай, а государство со своими недостатками и проблемами.
Всё это, конечно, показывается не только через Сиско. Но уже то, как показан Сиско, говорит нам очень многое. И не только сам Сиско, но и реакция на него - в отличие от Пикарда, Сиско почти не имеет проблем с адмиралами ЗФ, далёкие от "пикардовского" идеализма адмиралы говорят с ним на одном языке.
Итак, о главным герое мы сказали. Что мы можем сказать о месте действия?
Я снова рискую повториться, но место действия очень показательно. Как и прежде всё происходит там, где не ступала нога человека (или, скорее, нога офицера Звёздного Флота), рядом с червоточиной - дорогой в другой, неизведанный край галактики. Но разницу с полётами "Энтерпрайза" можно определить буквально двумя словами - станция "Глубокий космос 9" стоит на границе.
То, что станция стоит на одном месте, а не слоняется в поисках новых миров и новых цивилизаций, позволило создателям сделать потрясающую вещь - перейти от "альенов", "злодеев" и "девушек" недели к планомерному развитию и раскрытию длительных сюжетных линий. И в TNG... да даже в TOS было нечто подобное, но DS9 пошёл дальше всех, упуская лишь ничтожное число (даже в сравнении с TNG) не выстреливших ружей. Помимо того, что это держит в напряжении и потому интереснее, это позволило раскрыть характеры персонажей и развить мир стартрека.
Я уже писала, что в TNG мир стартрека изменился, стал шире. Изменился он и в DS9 - старые враги стали союзниками, появились новые виды; но на этот раз мы не просто увидели, мы наблюдали эти виды. Мы наблюдали их долго, во всех их изменениях и противоречиях - повторюсь, станция стоит на границе. Вместе с ними мы наблюдали и свой вид, мы впервые наблюдали Федерацию. DS9 смог не просто расширить мир стартрека, он сумел сделать его глубже, реальнее.
Если говорить о расах, то, несмотря на мою нелюбовь к стартрековским расам - не к конкретным видам, а к самому принципу их создания, при котором вид равен культуре, а культура одна на весь вид - я должна отдать должное DS9. В DS9 нам сумели показать действительно разные виды, разные уже по принципу их создания. Культуры кардассианцев и баджорцев во многом повторяют земные культуры (в DS9 это даже сильнее выражено, чем в TNG), но в то же время у ференги своё собственное лицо; что уж говорить о пророках (но о них - позже), вортах и Джем'Хадар, появившихся в этом сериале! Нам показывали врагов и друзей, гуманоидов и совсем других существ (как физиологически, так и по способу сознавать себя и других), могущественных и заурядных, культурно близких и нет (а порой и вообще мало привязанных к единой культуре - те же триллы почти не имеют "шляп", не относящихся к симбиозу). В общем, несмотря на то, что удалось, на мой взгляд, не всё, было здорово!
Виды, повторюсь, постоянно взаимодействуют между собой, и их взаимодействие не банально. Я бы с удовольствием и долго приводила бы примеры - но сейчас важнее сказать о другом, о, собственно, причине по которым виды взаимодействуют между собой именно так, а не иначе, о самом принципе, на котором построен мир DS9.
Дело в том, что мир DS9 обусловлен материально. Иногда кажется, что подобное можно сказать и про TOS, TNG и фильмы - ведь, кажется, технический прогресс способствовал процветанию и все дела - но в действительности и TOS, и TNG построен на идее "дух сильнее материи". Люди выбрались из послевоенного кошмара и построили Федерацию (которая утопична в TOS и даже в TNG), потому что осознали свои ошибки и решили жить дружно, не наоборот; то же самое можно сказать и о вулканцах. Враждебные Федерации государства состоят либо из злодеев - либо из существ, которые просто ещё не поняли, что Федерация идёт с миром, никаких объективных противоречий с Федерацией быть не может (это в основном TOS, в TNG этого стало немного меньше). Сила духа (не всегда, но часто
В DS9 же очень многое обуславливается политически, исторически, биологически, иногда до раздражающего биологического детерминизма. Нет, всё далеко не всегда так уж точно и глубоко (тайные организации? принцип "демократическое государство - слабое государство"? решение политических проблем с помощью "хорошего царя"?), но всё же показанное выглядит куда правдоподобнее того наивного утопизма, что мы наблюдали в стартреке прежде.
Сказав о герое и месте действия, нужно сказать и конфликте произведения.
Я не буду подробно говорить о том, о чём только что написала - о политике в DS9 - хотя бы потому, что ситуация очень часто менялась на протяжении сериала; мы видим все, в том числе и политические, конфликты в постоянном движении. Не буду рассматривать я и межличностные конфликты, как и внутриличностные. Однако есть ещё один вид конфликта, о котором нельзя не сказать, говоря о DS9. Я говорю о конфликте религиозном.
TOS и TNG (особенно TNG, точнее даже - начало TNG), как я уже написала выше, религию отрицали. Вместе с тем, в стартреке всегда были боги - почти-всемогущие альены, сведённые в сериалам к зловредным трикстерам и демонам (или, по крайней мере, просто мудрым инопланетным расам). Подобно легендарным героям, свергающих чудовищных хтонических тварей и ставящих им на смену богов-олимпийцев (как вариант), герои стартрека свергали древних богов и заменяли их утопичными федератскими догматами.
Но DS9 взялся рассмотреть проблему серьёзно. Нет, почти-всемогущие альены остались альенами, а не богами - но при всём при этом религия перестала рассматриваться как странное когнитивное искажение. В сериале было много всего и в плане одобрения, и в плане осуждения тех или иных проявлений религии - но всё же это было сделано всерьёз (даже если речь шла о сатиричном "великом казначействе", да)), с пониманием. И лично я за это очень благодарна создателям.
В то же время почти-всемогущие альены были рассмотрены реалистично - как существа с альтернативной моралью и с иными способностями; как существа, несмотря на всё своё неслыханное могущество, ограниченные и порой неспособными понять "линейных и материальных". При этом и непонимание это - не повод для презрения молодцеватого человечества а-ля Пикард перед Кью; это просто, ну, есть, как у людей две ноги, а у вулканцев острые уши.
Таким образом, DS9 действительно показал себя как нечто новое. Теперь осталось ответить на вопрос: а так ли правильно это - смелость-деконструкция-реализм?
Мне кажется, что и сказка имеет не меньше достоинств, чем суровый реализмЪ. Но так уж вышло, что к стартрековской утопии возникло слишком много вопросов. И то, что DS9 эти вопросы видит и находит на них ответы, прекрасно.
Следовало бы сказать ещё очень о многом - например, о войне в DS9, о персонажах. Нот боюсь, я тогда никогда не закончу писать этот пост)) В сериале много всего, и многого я ещё не заметила - но одно я знаю точно: сериал стоил потраченного на него времени.
Как-то так)
обзорам