ВНЕЗАПНО о TOS.
Помнится, в своё время я писала, что альены в стартреке, скажем так, не самые правдоподобные. Теперь я думаю, что другие виды в TOS вообще не являются другими видами. За редкими исключениями - и эти исключения потом станут потом активно появляться и развиваться в последующих сериалах.
Более того, люди и совсем-совсем гуманоидные альены, встреченные главными героями, тоже не являются людьми.
Что я имею в виду - то, что у любого вида должны быть какие-то физические и физиологические свойства, своя психика, свои (мульти-)культурные особенности. Они могут быть правдоподобными или нет, сходными с человеческими или наоборот, интересными или неинтересными - разными. Но они должны быть.
В TOS же мы видим не инопланетян, а мифологических чудовищ. Привлекательная девушка, оказывающаяся вампиром; греческие боги; огромная, пожирающая всё, амёба в космосе; странная тварь, питающаяся ненавистью и страхами... Разве все они - инопланетяне, хоть в каком-то смысле? У большинства из них мы не просто не видим культуры, мы не видим даже, ну, телесной конструкции. У многих из них и нет телесной конструкции, поскольку они и вовсе являются нематериальными.
На всякий случай сразу оговорюсь: я не считаю, что это плохо. Или, наоборот, хорошо. Это просто есть, и мне это интересно.
Подобная "мифологичность" альенов, кстати, частично сохранится и в TNG, и даже в DS9 и VOY (я уже молчу про TAS). Несмотря на то, что будут появляться и развиваться обычные инопланетяне, со своей физиологией, культурой, государственным устройством и т. д., всегда, даже, повторюсь, в DS9 останутся существа, которых иначе как "богами", "демонами", "чудовищами", "призраками" не назовёшь. Самый яркий пример (из поздних) - пророки, но не только.
Есть и другой вид альенов в TOS, к которому как раз можно отнести не только альенов. Этот вид - это "отражения" героев, а иногда и всего человечества. Это и миррорверс, и ян с комами в "The Omega Glory", и робот-Кирк из "What Are Little Girls Made Of?"... Даже ромуланцы, которые были как раз одним из немногих примеров "обычных" альенов, были одновременно и "отражением" вулканцев - ещё одной важной стартрековской расы.
Иногда "мифологические" альены были одновременно и "отражениями". Например, персонажи "Let That Be Your Last Battlefield" являются отражением существовавшего прежде и в реальном мире, и в мире трека расового конфликта. Но при этом... сколько лет эти двое гонялись друг за другом? Пятьдесят тысяч? Ну и кто они после этого - неужели же просто копия людей без всякого налёта мифологичности?
Вообще, мотив двойников - сам по себе мифологический мотив, как и мотив персонализированных человеческих качеств. Но, хотя мифологические мотивы в стартреке - очень интересная тема, я даже не на это хотела бы обратить внимание. Дело в том, что встреча с самим собой и своими качествами, воплощёнными в других или нет - один из важнейших мотивов TOS (не только TOS, но TOS особенно). Встреча со всеми вышеупомянутыми чудовищами - не самое важное, во многом они лишь средство для понимания самого себя. Иногда подобные серии вообще обходятся без монстров, типичный пример - "The Enemy Within". Впрочем, на это можно посмотреть и с другой стороны - монстры не являются просто "злодеями недели", они проводники персонажей к самим себе.
А что, собственно, мы можем сказать о персонажах? Они, несмотря на весь героизм, не эпические герои - современники чудовищ, с которыми борются. По духу они - люди из эпохи Возрождения, а сам сериал, как ни странно, очень во многом проповедует именно идеи эпохи Возрождения.
Главные герои не признают специализации (даже несмотря на всякие "я врач, а не...")). Герои очень хорошо образованы, у них разносторонние интересы - вплоть до того, что Спок может безошибочно распознать неизвестные картины Леонардо да Винчи (вдумайтесь в эту фразу!) Герои активно ищут новое.
Огромной ценностью для героев - и для авторов тоже - является свобода. Идеал свободного человека - это тоже во многом идеал Возрождения, хотя, конечно, и не сводится только к этой эпохе. Сюда же относится и витающие в воздухе секулярные идеи, не доходящие при этом до атеизма.
Герои телесны. Нет, речь не идёт о биологическом детерминизме или даже о простой материальной обусловленности - в TOS дух сильнее материи. Но герои непредставимы без собственной телесности - они едят и (прежде всего)) пьют, заводят романы (Кирк, конечно, впереди планеты всей - но романы успели завести все главные герои TOS), имеют свои яркие особенности внешности... в конце концов, болеют. Они эмоциональны (в том числе и Спок, да). Огромную роль в их отношениях играет юмор.
Попытки отстраниться от собственной эмоциональности и собственной телесности обычно плохо заканчиваются. "Наверное, это цена, которую они платят за подавление эмоций", - говорит Маккой о пон-фарре, и, хотя это можно списать на предвзятое отношение доктора к вулканцам, на мой взгляд, как раз это было бы очень в духе TOS. Полнота, универсальность, принятие в себя всего, "не-отрицание" себя - это идеал TOS в отношении героев, коллективов, видов, государств.
Когда происходят уже упомянутые "встречи с собой", моралью часто оказывается именно принятие себя. Иногда требуется контроль над собой - но не отрицание себя, не попытки вырвать какую-то часть себя. Самый яркий пример - ужу упомянутая серия "The Enemy Within": даже откровенное зло и агрессия могут пригодиться... да что там могут пригодиться - необходимы. Уже писала много раз, но повторю: ни один из главных героев TOS не убил собственного двойника - в отличие от TNG, например, где подобное случалось сплошь и рядом.
И утопизм. "Утопия" тоже была написана в эпоху Возрождения. Да, я, разумеется, всё упрощаю, сводя всё к этой эпохе, вы уже поняли.
Вместе с тем недостатки Федерации и Звёздного Флота были уже во времена TOS. Но - вернёмся в начало - когда ты борешься с чудовищами на грани мира смерти (я не преувеличиваю - иногда героев буквально воскрешают), не всё ли тебе равно, есть ли у Федерации недостатки или нет? Это будет важно потом, в других сериалах - но пока перед нами герои и ситуации, которые перевешивают всё остальное.
Да и конфликты Кирка с адмиралами, послами и прочими основаны совсем не на том, на чём они основаны, например, у Пикарда. Конфликты Кирка и Ко с адмиралами - это конфликты практиков, деятелей против штабных теоретиков, отвлечённо разглагольствующим обо всём издалека.
"Дипломаты... Лучший дипломат - это заряженная фазерная батарея!", - говорит Скотти. Но, несмотря на подобные речи, "Энтерпрайз" далеко не всегда стремится решить конфликт силой; это не просто противостояние идеализма и жестокого реализма. В этой же самой серии ("A Taste of Armageddon") именно капитан Кирк изначально стремится избежать столкновения, не высаживаться на планету. Нет, если речь и идёт о противостоянии, то о противостоянии глупого "штабного" идеализма и идеализма практического. До реализма, до того момента, когда проблемы действительно будут решаться с помощью фазерной батареи (которая при этом не является просто угрозой, а пускается в ход), до действительного уничтожения планет ещё очень далеко.
Это будет в DS9. В TNG, что интересно, именно Пикард будет защитником идеалов; адмиралы же будут призывать его отступить - ради выгоды Федерации. При этом у Пикарда самого будет соблазн отступить (от той же Главной директивы, например) - но отступить из милосердия, не ради выгод. В DS9 конфликта уже не будет, Сиско будет отступать от правил спокойно, понимая, что делает и зачем. В VOY... но а "Вояджере" я планирую написать отдельно, когда досмотрю.
Понесло меня... Собственно, изначально я раздумывала именно над этим, над тем, когда и как Федерация стала "показывать зубы". Но всё связано со всем. На проблемы Федерации не обращают внимание из-за другого уровня конфликтов, из-за неполитичности происходящего. Кирк нарушает правила и даже не замечает этого - но он делает это не из-за того, что реальность давит, а... из-за гармонии с реальностью, что ли? Нельзя просто написать "такие-то вещи уже в TOS не боялись сказать (например, про фазерную батарею)", потому что в TOS за этим стоит совсем другое. Вместе с тем - да, в TOS не боялись показывать недостатки героев, ведь недостатки - это тоже то, что нужно принять в себе, не отказываясь ни от чего (хотя и не давать им волю).
Как-то так)
P.S. Интересно, кто-нибудь прочтёт всё это от начала и до конца? Или даже не до конца? Не особенно верится) Но я высказалась - меня отпустило)

обзорам