Посмотрела двенадцатый фильм стартрека.
И - совершенно неожиданно для меня - это было круто! Я даже не ожидала, что это может быть так!
Ну, то есть как - если закрыть глаза на дохреналлион погонь, перестрелок, взрывов и прочей ерунды (читай "почти на всё"), то это было очень здорово.
С самого начала, когда посреди весёлой хренатни с убегающими Кирком и Боунзом вдруг выяснилось, что команда Кирка спасает цивилизацию от природной катастрофы, я поняла, что это будет хороший фильм. Потому что, да, именно так и должно быть - Кирк TOS так поступил бы, Кирк TOS поступал так. И Спок тоже. Это потом Пикард и его команда будут готовы дать умереть целой цивилизации, чтобы ненароком не нарушить Главную Директиву; но пока Федерация ещё не впала в такой догматизм...
...или впала? То, что Спок обвинял Кирка в демонстрации корабля, вполне понятно и объяснимо - но вот у нас Пайк (Пайк! наш первый капитан!) обвиняет Кирка за то, что он, видите ли, вмешался и спас цивилизацию. И вот у нас уже три мнения: Кирка, который готов наплевать на правила, когда речь идёт о жизнях; Спока, который готов рисковать собой, но не другими (да, здесь он был молодцом); и Пайка, ставящего правила выше. Не выше всего, впрочем - Кирка он вытянул вопреки всем правилам, что тоже показательно.
А Кирк - тут Пайк внезапно прав - неожиданно столкнулся с последствиями своих действий. До этого были не последствия - до этого были рояли из кустов и прочая дребедень; а тут вдруг внезапно оказалось, что всё проходит не просто так.
Смерть Пайка. Вулканский контакт разумов Спока - Спок, наверное, и сам не понимал, зачем делает это. Встреча со смертью. В отличие от второго фильма, на который было сделано множество ссылок, смерть в двенадцатом фильме - не этап, не то, после чего можно жить дальше (несмотря на финал, да). Пайку, который готов был дать умереть целому народу, страшно умирать; Кирку страшно умирать. Смерть - не то, с чем можно смириться, закрыть глаза; именно потому, что Кирк это понял, Кирк и одержал все мыслимые и немыслимые победы, в том числе и победу над смертью. Это полная противоположность второго фильма - во втором фильме было полное символическое поражение Кирка, деконструкция Кирка; здесь же - полная победа.
А побеждал Кирк отнюдь не лёгких соперников. Потому что самый страшный враг - не клингоны и не Хан; он внутри. Внутри Федерации - это был самый пост-DS9-овский фильм, который я видела (напряду, может быть, с девятым фильмом). Кирк и прежде не всегда соглашался с адмиралами и иже с ними; но теперь это далеко не конфликт штабных теоретиков и деятелей-практиков - это конфликт стремительно теряющей своё лицо Федерации и тех, кто ещё сохранил себя в этой вселенной, порождённой военным вторжением. Даже символично, что Секция 31 (да, здесь была Секция 31!!!) подаётся здесь как полноправная часть Звёздного Флота. "Звёздный путь во тьму" - прекрасное название, которое у нас перевели пошлым "возмездием".
Но и возмездие имело место быть, личная месть - вообще один из традиционных двигателей сюжетов стартрековских фильмов. Другой противник, с которым приходится столкнуться Кирку - он сам. И Кирк справляется с ним.
Но, впрочем, не Кирком единым. В этом фильме меня неожиданно порадовали все, ВСЕ стартрековские герои. Многим из них я - страшно сказать - почти что готова простить Дельта Вегу предыдущего фильма; потому что они были прекрасны, ну. Даже те, кого было немного.
Отдельное спасибо хочу сказать за Кэрол Маркус - даже несмотря на то, что и она здесь была частично сведена к традиционной роли дочери, она классная! И такой привет канону, опять же - как ни странно, счастливый привет. Люблю
Из плохого, повторюсь, было СЛИШКОМ МНОГО всякой боевиковой дребедени. Сократить бы её раза в три - было бы вообще великолепно.
Но так - было круто!
P.S. Простите за пафос
P.P.S. Стартрек просмотрен!
обзорам