"The Brain of Morbius": очень впечатляющая серия, очень мифологичная. И, как мне кажется, очень важная для понимания эры Четвёртого.
Насчёт мифологичности - посмотрите сами, я не притягиваю за уши. Планета, на которую попадает Доктор - настолько яркий образ другого мира, что там разве что указатель с надписью "загробный мир" не стоит. На этой планете можно жить вечно, на этой планете можно вернуть мёртвого к жизни - но над этой же планетой планетой постоянно витает смерть. Собственно, жизнь и смерть - главная тема этой истории.
Но сначала нам нужно разобраться с обитателями этой планеты. Во-первых, это Сёстры, охраняющие эликсир жизни - и здесь мы имеем дело с представлениями, которые берут начало в очень глубокой древности: представлениями о связи женщины с иным миром. Представления эти основаны на достаточно простой и, с учётом недостатка данных... довольно-таки логичной идее: женщина может рожать, а рожать - значит переносить дух из потустороннего мира в этот (откуда берутся дети, тогда не знали). Тем не менее, хотя Сёстры и не показаны однозначными злодейками (они не добры, и они ошибаются - но по сравнению с остальными персонажами...), представления эти явно профанированы: матриарх (абсолютно прекрасный и прекрасно сыгранный персонаж, кстати говоря - в отличие от её переигрывающей помощницы) стареет, пламя жизни угасает. Сёстры отходят в прошлое.
Отходит в прошлое и их идея бессмертия - представления о бессмертии как ценности, но сакральной тайне, которая принадлежит и, наверное, должна принадлежать лишь немногим. Богам - не даром Сёстры родственны повелителям времени: они тоже боги, но если повелители времени (условно) асы, то Сёстры - ваны, богини другого племени и, возможно, другого поколения. Более древние.
На смену Сёстрам приходит Морбиус. Понять, кто он такой, не так просто, как кажется на первый взгляд. Неужели же он просто зарвавшийся диктатор-неудачник?
Даже если это так, то предлагаю вспомнить о том, что Морбиус - зарвавшийся повелитель времени диктатор-неудачник, а это уже очень немало. Но я предлагаю вспомнить те фразы, которые говорят о нём Сёстры и Доктор. "Безжалостный диктатор с миллионами фанатичных последователей и поклонников", которым он "обещал эликсир жизни и бессмертие" - не кощунства ради, но, с определенной точки зрения, это может быть сказано и о... Боге? "Морбиус предал нашу тайну. До тех пор об эликсире знали только повелители времени" - для нас это больше похоже на добродетель, чем на преступление; но для Сестёр, на смену которым он пришёл и чью тайну отдал всякому сброду (с их точки зрения!) - это определённо страшное кощунство, а Морбиус - злейший враг.
Тем не менее, довольно легко убедиться, что речь идёт не о христианском Боге, даже не о "с определённой точки зрения" христианском Боге - хотя бы потому, что этот бог не воскрес сам. Описания того, как тело Морбиуса распылили на девять концов вселенной, наводят на размышления, что за его образом стоят другие представления - представления о боге, из тела которого строится этот мир. Этаком Пуруше "Доктора Кто".
Однако что-то пошло не так. Бог-Морбиус жаждал вечной жизни (может быть, и не только доля себя, кто знает) - а сил у него не было, да и предназначение у него было не то. Поэтому и его новое тело - чудовищное тело монстра Франкенштейна. Впрочем, возможно, оно подходит богу-хаосу, из которого возник мир.
Стоит ли говорить, что и представления о бессмертии как о высшем благе, которое боги приносят преданным им смертным, здесь профанированы?
Третий этап мифологии представлен здесь Солоном - абсолютно недвусмысленной ссылкой на Виктора Франкенштейна. Здесь мы имеем дело с мифологией современной - и тоже, что характерно, профанированной.
Образ Франкенштейна - учёного, пытающего создать жизнь искусственным путём - возник в эпоху романтизма: эпоху, разуверившуюся в разум и прогресс. Даже если образ учёного в романтическом произведении возвышается над остальными, его самодовольная вера в человеческий разум и идеи добиться движения вперёд путём эксперимента - "пытки природы", чего-то неестественного - обречены на провал. И когда создатели "Доктора Кто" берут образ Франкенштейна... стоит ли говорить, что и вера в достижение бессмертия научным путём была развенчана?
Итак, авторы отказались от трёх возможных подходов к бессмертию. Что же тогда остаётся?
А остаётся подход Доктора. Который не боится смерти и не ищет бессмертия, потому что знает - жизнь всё равно будет продолжаться; меняться, но продолжаться. Он верит, что при любых обстоятельствах что-нибудь да останется.
Поэтому, кстати говоря, он и не может до конца понять Давроса в серии "Genesis of the Daleks", поэтому не может просто стереть далеков из истории - и даже верит, что и от далеков может возникнуть что-то хорошее. Простите за пафос, но Четвёртый слишком верит в жизнь, чтобы смотреть в глаза самой войне.
И, как это часто бывает, "кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее". Именно Доктор выживает после всего - не ища бессмертия.
Я не могу сказать, что мне во всём нравятся идеи этой серии - и как верующему человеку, и как человеку, которого раздражает страх перед наукой как чем-то противоестественным. Но, так или иначе, эти идеи заслуживают внимания. Они заслуживают того, чтобы над ними думали - даже если в итоге мы не согласимся с ними.
Кроме того, мне понравилось, как это всё было сказано. Как я уже сказала, серия была очень впечатляющей.
Так что если кто не смотел - рекомендую!