Честное слово, я вернусь к просмотру "Доктора Кто" - но пока у меня всё ещё бэтменоперерыв. Сейчас я смотрю "Batman: The Brave and the Bold", но в посте не об этом.
Не об этом, а о самом первом появлении Джокера в комиксах - в Batman №1 40-ого года. Сначала я не хотела писать об этом - просто потому, что я слишком мало прочла комиксов по Бэтмену и могу легко сесть в лужу, комментируя этот выпуск - но потом... Потом я наткнулась на современную версию того же сюжета - первой встречи Бэтмена и Джокера (именно как уже Джокера) - под названием "Batman: The Man Who Laughs" (потому что, как все, наверное, уже знают, именно вид милейшего Гуинплена в фильме 28-ого года в своё время вдохновил авторов на создание Джокера) и поняла, что просто не могу не написать. Извините
Дело в том, что "Batman: The Man Who Laughs" понравился мне, правда. Очень хороший комикс. Однако именно на этом комиксе очень хорошо видно, как сильно сместились акценты за все эти годы, и насколько непривычными бы показались сейчас некоторые вещи из оригинала. Часто, при всём уважении к оригиналу - и хорошо, что сместились, туда им и дорога. Но некоторые вещи в оригинале были интересными и стоящими - причём иногда: невольно интересными и невольно стоящими. "Шёл в комнату, попал в другую" - но в лучшую.
Чтобы объяснить, мне нужно довольно подробно пересказать события комикса. История начинается с того, что Джокер врывается в радиоэфир и объявляет, что он, Джокер, сегодня ровно полночь убьёт Генри Клэриджа и украдёт его бриллианты - и одно это уже говорит очень и очень о многом.
Во-первых, да: времена меняются, но некоторые вещи остаются неизменными. Джокер всегда, как бы это помягче сказать... пожалуй, слишком сильно любил привлечь к себе внимание. Чаще всего, внимание Бэтмена, конечно - но не только. Не в данном случае.
Во-вторых: да, в первом выпуске лучшие друзья Джокера - это бриллианты. И мне это нравится.
Современные комиксы - тот же "Batman: The Man Who Laughs" - иногда рисуют Джокера этаким бескорыстным маньяком, для которого выгода ничего не значит: лишь бы вызвать побольше разрушений. Изначально всё было не совсем так - и в то же время, уже в самом начале Джокер не был тем, кто заботится только о выгоде: заботься он лишь о выгоде - не стал бы усложнять себе жизнь и объявлять о своих планах во всеуслышание. Нет, здесь... соблюдён этакий баланс между жестокостью бессмысленной и корыстной. И мне, повторюсь, это нравится.
Но дело не только в этом. Драгоценные камни - это вам не просто богатство и вышеупомянутое корыстолюбие, это современное отражение подземных кладов. Но самое интересное (и самое случайное) из всего - если как первый современный детектив рассматривать не "Убийство на улице Морг" По, а "Мадемуазель де Скюдери" Гофмана (а Даниэль Клугер, например, так и делает), то первым преступником детектива был... именно безумный маньяк, любящий драгоценности. И, может быть, это ничего и не значит - но мне это напоминает о связи жанров, о корнях супергеройских комиксов. Конечно, Джокер не был самым первым суперзлодеем - но он появился очень давно, когда супергероика как жанр ещё только формировалась и была плоть от плоти других жанров: в том числе и классического детектива. Схожесть образов здесь - не доказательство заимствований, но доказательство генетической связи.
В-третьих, этим самым комикс показал жестокость Джокера лучше, чем "The Man Who Laughs". В "The Man Who Laughs" для этого потребовались жутко изуродованные трупы и попытки Джокера убить весь город - "Batman №1" справился без всего этого (ну, то есть как - трупы были, но не настолько жестоко изуродованные), а Джокер при этом выглядит едва ли не более жестоким. Потому что мотивы Джокера в современном комиксе понятны. Это мотивы обиженного ребёнка - но они понятны (без издёвки, здесь очень легко сопереживать). А в "Batman №1" нет у Джокера подобных мотивов. Нет обиды на весь мир, нет (несмотря на обороты вроде "взгляд, наполненный ненавистью") желания отомстить - он очень жестоко (психологически жестоко) убивает людей просто чтобы покрасоваться.
Я не говорю, что подход современного комикса совсем не оправдан, и мы ни при каких обстоятельствах не должны сочувствовать Джокеру. Но, к сожалению, иногда чтобы показать одну хорошую вещь, нужно пожертвовать другой. И выбрать сложно.
Но продолжаем - а то мы застряли на первой странице Не буду пересказывать как (хотя это очень круто), но Джокер совершает обещанное - Клэридж умирает в назначенный час, несмотря на все попытки полиции предотвратить это. Потом мы видим странную комнату Джокера с тигровой шкурой и бюстиком не то Бэтмена, не то чёртика; а потом... Приготовьтесь. Сейчас будет, наверное, худшая сцена в этом рассказе, объясняющая, почему некоторые вещи должны были быть изменены со временем.
Итак, Дик Грейсон читает газету, рядом Брюс, не боясь отравить лёгкие ему и себе, курит трубку. Дик спрашивает, почему они не могут, дословно "take a shot at this Joker guy" (насколько я понимаю, "take a shot" в переводе означает попытку - но даже если Дик предлагает подстрелить Джокера, честно говоря, меня это не смущает: выстрелить не означает убить, а в ранних комиксах Бэтмен не раз брал в руки пистолет). На что он получает ответ Брюса в стиле "ещё не время". Понимаете? Этому Бэтмен не пытается спасти невинного человека, даже зная наверняка, что его постараются убить. Даже зная, блин, где и когда его постараются убить! Детективная игра для этого Бэтмена оказывается важнее невинных жизней - и как же я рада, что это убрали из более поздних версий. Всё-таки неспроста события Золотого века комиксов, как я понимаю (поправьте меня, пожалуйста, если ошибаюсь), потом были объявлены происходящими в параллельной вселенной. А потом эту вселенную уничтожили
Потом ситуация отчасти повторяется. Джокер появляется в назначенный час, парализует (да, конкретно в этот раз он проявляет некое подобие доброты, не убивая полицию просто так, а лишь парализуя её) всех кроме заранее объявленной жертвы своим "веселящим" ядом и берёт всё, что ему нужно. И дальше - ИМХО, прекрасный момент - мы видим всяких обычных преступников, которые обсуждают между собой, откуда взялся этот хер с горы, и, мягко говоря, не особенно в восторге, что у них появился конкурент. Этот момент особенно хорош, когда видишь его сейчас - есть особая ирония в том, что эти ребята ещё не понимают, с кем они столкнулись.
Некоторые гангстеры даже пытаются убить Джокера - но именно в этот момент на огонёк заходит Бэтмен. Потому что, видимо, разузнать тайные планах гангстеров гораздо проще, чем встретить Джокера в заранее объявленное время в заранее объявленном месте! Пока Бэтмен бьёт морды гангстерам, Джокер убивает одного и сбегает - но Бэтмена не особенно волнует смерть гангстера, потому что в этой истории он спасает только Джокера. Серьёзно.
Бэтмен бросается в погоню. Между Бэтменом и Джокером происходит драка, в которой Джокер проявляет себя неожиданно круто и дерётся с Бэтменом на равных; однако самое удивительное в этой сцене - это не сама борьба, а диалог. Докер не шутит, он в ярости и постоянно выкрикивает "я убью тебя!", "приготовься умереть!" и тому подобное - Бэтмен в ответ (довольно бестолково) подшучивает над Джокером. Представить подобную сцену в современном комиксе довольно сложно - однако именно сегодня можно оценить всю невольную иронию этого диалога.
Некоторые пишут, что при первом своём появлении Джокер вообще не шутит и не смеётся - это не так. Джокер, как это ему свойственно, явно считает свои преступления очень смешными - но он ещё не играет конкретно с Бэтменом и не смеётся над ним. Он очень, ОЧЕНЬ зол на Бэтмена - и это неудивительно, если вспомнить, что Джокер только-только вылез из котла, в котором оказался по вине Бэтмена. Так то, что написано уже гораздо позже, привносит новый смысл исходному материалу. Кстати, о самой первой истории происхождения Джокера я тоже как-нибудь хочу написать - она по-своему очень интересна.
Шутки Бэтмена при этом явно должны показать его крутым парнем, которому море по колено и горы по плечу. Иногда это работает - и даже радует: здорово вспомнить, что Бэтмен не просто хмырь без чувства юмора мрачный мститель, которому не до смеха. Иногда это не работает - и Бэтмен выглядит как полный придурок. Но самое главное - и это то, чего авторы явно не планировали показать - Бэтмен выглядит как тот, кто не понимает, что его ждёт. Как и гангстеры, пытающиеся убить Джокера, он не понимает, во что он ввязался. О, ты поймёшь, Бэтмен - и как же дорого будет стоить тебе это понимание!
Это то, что авторы сегодня не готовы показать - иронию непонимания первой встречи. Сегодняшний Бэтмен мгновенно определяет, что от этого бледного парня с зелёными волосами жди беды - и это по-своему понятно, но... Но.
Потом Бэтмен и Робин (я буду писать уже более кратко, а то меня конкретно понесло) НАКОНЕЦ-ТО приходят на установленное Джокером место - опять же скорее чтобы проследить за Джокером, чем чтобы спасти кого-то. По ходу Джокер чуть не убивает Робина - но даже это не убеждает Бэтмена в серьёзности происходящего. Бэтмен весело и с прежними дурацкими шуточками бьёт Джокера по морде (однако с учётом того, что этот Джокер вполне в состоянии дать сдачи, это не просто избиение - как оно бывает в современных комиксах), а когда Джокер падает с крыши, подхватывает его со словами, эээ... "ты слишком ценный приз" Никакого кантовского императива, никакого сложного морального выбора в этом ещё нет и в помине - Бэтмен нашёл интересного противника и рад этому. Он, повторюсь ещё и ещё раз, абсолютно не понимает, чего ему будет стоить этот выбор. И это не значит, что он должен был поступить по-другому. И это даже не значит, что всё должно быть показано по-другому - именно непонимание Бэтмена очень интересно в этом комиксе.
В этом выпуске содержатся ещё рассказы, в том числе ещё один о Джокере. Пересказывать его сейчас уже не буду, однако в нём есть один прекрасный джокеромомент - и один абсолютно дебильный (хотя и вызванный чисто техническими проблемами) бэтменомомент. Прекрасный джокеромомент: Джокер в драке с Бэтменом случайно пронзает себя ножом (авторы действительно хотели убить Джокера в первом же номере - ХА ТРИ РАЗА) и, думая, что умрёт сейчас, смеётся от всей души. Дебильный бэтменомомент: Бэтмен толкает пафосную речь о смерти Джокера, даже не удостоверившись, умер Джокер или нет. Величайший в мире детектив!
Таким вот образом и появляется Джокер в комиксах о Бэтмене. Как мы видим, некоторые вещи в его образе и его отношениях с Бэтменом сохранятся надолго, а некоторые уйдут - но решить, что стоило, а что не стоило убирать не так уж и просто.