Я при этом буду опираться на TAS, прежде всего. Хорошо бы было, конечно, если бы я могла учитывать все варианты персонажа - но я, к большому сожалению, столько не осилю: поэтому буду опираться в основном на то, что знаю. Однако в том, чтобы опираться на TAS, есть в данном случае ещё тот резон, что мистера Фриза TAS заново создал. Это вообще очень интересный момент: сколько в итоге привносят адаптации. Говорят, что современный образ Альфреда создал сериал 49-ого года: до этого Альфред был, но был, как рассказывают, глупым и неуклюжим комедийным персонажем. Бэтмен 60-ых, ЕМНИП, вернул Альфреда (которой погиб в комиксах); назвал мистера Фриза мистером Фризом (до этого он был мистер Ноль или мистер Зеро); превратил Риддлера, которой до этого появился в комиксах три раза, в одного из самых главных, ярких и узнаваемых бэтменозлодеев; сделал Пингвина куда более серьёзным (насколько это возможно в сериале 60-ых) и опасным противником; вернул (хотя тут я могу ошибаться) Женщину-кошку и одел её в современный кожаный прикид. Дал Джокеру продержаться - его хотели убрать из комиксов (и таки убрали, в конце концов, но куда позже - а там уже подоспел Бронзовый век, и Джокер снова вернулся). Что же касается Бэтгёрл, то, как сказано в tvtropes: "The Barbara Gordon incarnation of Batgirl was introduced in the comic version in collaboration with the writers for the TV series, as a ratings stunt for its third season. She continues to be featured in the comics more than 45 years later; the Bat-Girl (note spelling) introduced in the comics in the early 1960s is all but forgotten". TAS же создал Харли Квинн, Рене Монтойю, Лок-апа и ряд других персонажей; а также создал мистеру Фризу современную биографию.
Но я отвлеклась Возвращаясь к мифологическим мотивам.
Перед тем, как писать о мифологических мотивах в образе мистера Фриза, я должна сказать о мифологических мотивах у бэтменозлодеев вообще. Во-первых, в Бэтмене есть ряд богоподобных или демоноподобных злодеев, чья мифологическая природа просто, ну, не нуждается в дополнительных комментариях - о ней и так сказано прямо. О них я, скорее всего, не буду писать. А есть те, чья мифологическая природа менее очевидна. Однако есть ряд стопроцентно угадываемых мифологических черт.
Например, то, как происходит становление злодея. Очень часто оно будет происходить а)мгновенно, б)через буквальную или символическую смерть. Многие авторы при этом будут пытаться как-то объяснить это реалистично - и это, наверное, правильно - но основа всё равно нереалистичная, хоть ты тресни. Это становление шамана с ранними признаками отмеченности свыше (иногда), безумием, смертью и рождением в новом качестве. Кстати, насчёт безумия - оно здесь тоже, чаще всего, ни разу не реалистичное (хотя его могут пытаться сразу или постфактум таковым сделать), но связь безумия-гениальности-трагедии-злодейства в нашем сознании настолько сильная, что иной раз просто забываешь: она из мифа. Как и, например, физическая искалеченность злодея (особая физическая красота злодея, кстати, тоже может быть оттуда, но на красоту может ещё много всего накладываться сверху - типа морального посыла "не родись красивым" и "главное то, что внутри" - уродство и искалеченность из мифа прямиком). До смешного иногда - не комиксовый пример, но - когда во время эры Четвёртого возвращали Мастера, его вернули буквально мёртвым потому... что предыдущий образ Мастера не показался авторам достаточно убедительным и серьёзным. Единственного (на тот момент) повторяющегося злодея, который не был настолько откровенно мифологизирован и не был безумным уродливым калекой (как далеки и Даврос, как кибермены),
Вот и с мистером Фризом так. Мгновенное превращение в злодея благодаря смертельно опасному несчастному случаю, изменившему его природу? Проверьте. Гениальность? Проверьте. Безумие? Проверьте. Искалеченность? Само собой. Атрибуты мира смерти - мертвенная бледность; безэмоциональность; возможность жить только там, где обычные люди умирают; причастность ледяному миру (ледяная страна для многих - страна смерти); необходимость быть привязанным к определённому месту, к своему гробу. А что с ним сделали в конце мультсериала?! Всё дошло до какого-то предела - полная механизация с "мозгом в банке" и натуральное бессмертие! В общем, мифологическую природу мистера Фриза считаю доказанной.
И всё же история мистера Фриза не совсем обычна. Существуют истории, где живой влюбляется в мёртвого (и иногда при этом становится нежитью). Существуют истории, где мёртвый слишком любил или слишком ненавидел живого, и это привязывало его к миру. Здесь же - парадокс - мёртвый любит мёртвого, и это привязывает его к жизни. Мистер Фриз не может отпустить свою жену - и сам себя отпустить не может. Каждый заперт в своём собственном гробу и ни жить, ни умереть нормально уже не в силах.
И знаете, до очень недавнего времени меня всегда смущала одна вещь: почему так часто существа, которые декларировались как безэмоциональные... ну, эмоциональные? Почему они любят и ненавидят? Кибермены, борги в конце VOY (это особенно бессмысленно), Дейта, разумный зонд Вояджер... Может быть, дело в том, что мы просто не можем изобразить кого-то, кто действительно отличается от нас? А сейчас я понимаю: дело не в этом. Это то же самое свидетельство двойственной природы персонажа, причастности его миру живых и миру мёртвых. И это мы тоже видим у мистера Фриза.
При этом если безэмоциональность почти всегда признак мёртвого, с эмоциями всё сложнее. Смех, конечно, символ жизни, но юмористические атрибуты Джокера в основном не к этому относятся. Но об этом, может быть, в следующий раз. А может быть и нет - не обещаю. Как получится)
P.S. Простите, что так мало получилось по теме разговора Просто иногда сложно объяснить всё без вступления. Очень-очень длинного вступления) Мне и сейчас кажется, что я ничего толком не объяснила. Например про то, что любые способности казались и кажутся людям пришедшими из другого мира (потому что откуда ещё), а другой мир - это мир смерти, потому и отношение к гениальности своеобразное. Про то, что, конечно, за всем в итоге стоит наш животный страх к другому - но миф настолько всё переработал, что я уже не хочу копать так глубоко: мифологичность уже глубже просто страха и (кстати говоря) просто восхищения. Про то, какой бы жуткой казалась история мистера Фриза при реалистичном подходе, какой бы жуткой казалась история его не желающей отпустить любви. Про эмоциональность боргов, не раз показанную в сериалах и фильмах - которая мне нравится, хотя и некоторое приглушение эмоций при коллективном разуме кажется необходимым... Но блин, лучше я уже заткнусь))
P.P.S. В утешение - прекрасный клип про мистера Фриза от Arkham Asylum: