Мимомысль о канонах, банальное:
Произведение - любое - как бы это сказать... стремится к завершению. Ружья должны выстрелить, персонажи должны к чему-то прийти, а в конце должен быть какой-то смысл - не обязательно мораль, но что-то, зачем всё это было нужно. Это правило, от которого можно отступать - но это будет только подтверждать правило: деконструкция, как бы это сказать... не может существовать вне самой конструкции.
А канон стремится не заканчиваться никогда. Всегда должно быть что-то дальше - чтобы можно было радовать фанатов и получать деньги (я говорю это без малейшей издёвки: это нормально). Помогает ли это раскрыть вымышленный мир? Иногда - но не обязательно: вымышленного мира может не быть вовсе - эта схема всё равно будет работать. Помогает ли это раскрыть какую-то одну общую идею? Нууу, иногда авторы действительно пытаются - но пример стартрека лично мне показал, что временами лучше отступить от первоначальной идеи: для канона так будет только лучше. Помогает ли это раскрыть характеры персонажей? Далеко не всегда - в общем, это может служить чему-то кроме одной только фанатской радости, но причина его существования не в этом.
Это, кстати говоря, не означает возвращения к мифологии - доосевая мифология принципиально внеавторская; доосевая мифология, как правило, не содержит чётких канонов. Нет, это что-то принципиально новое - и даже многие авторы ещё не поняли, что это. Вот тут не так давно по интернету гуляла статья возмущённого автора, которого раздражает, что читатели многого требуют, не желают воспринимать мнение автора как единственно верное, кивают автору на противоречия в каноне и предпочитают фанфики - обвинения там частично справедливы (особенно в том, что неадекватные читатели или зрители начинают слать автору оскорбления и угрозы), но блин: почему автор не хочет понять, что он уже не творец эпохи Возрождения? Что нельзя писать о роли автора-творца, работая в условиях "вот этого персонажа не трогай - на него авторские права у другой компании, вот этого нельзя убить - автор оригинала не разрешает, вот этого нельзя убить - фанаты разбегутся, и главное: не смей заканчивать историю - нам ещё делать пятнадцать сиквелов". Даже при том, что сегодня находятся люди, умеющие создавать шедевры - они работают не благодаря, а вопреки: и не вопреки злым-презлым корпорациям, а вопреки главному противоречию - история одновременно должна и не должна быть закончена.
Иногда мне кажется, некоторые стрёмные вотэтоповороты создаются не потому, что авторы хотят привлечь внимание старых и новых читателей/зрителей/игроков - а потому, что просто не выдерживают всей этой ситуации. Не знаю.