Посмотрела "Изгой-один". Нууууу... скажем так, я не в восторге от фильма.
Поймите правильно, есть фильмы хуже. Есть ЗВ-шные фильмы хуже (привет "Атаке клонов" и "Холидей спешелу"). У фильма есть свои достоинства... но у него всё ещё есть очень серьёзные недостатки.
дальше спойлерноеКогда я шла на этот фильм, я думала, что это будет история об обычных людях - которые, пусть и не будучи Скайвокерами, тоже способны на подвиг. Не то чтобы эта идея не вызывала у меня нареканий - посыл "нет второстепенных персонажей" звучал бы довольно лицемерно от компании, которая сама отменила практически все истории второстепенных персонажей, оставив только небольшую часть истории Скайвокеров - но почему-то я ждала именно этого. Так вот: я ошибалась.
1) Во-первых, акцент был поставлен не на "обычные люди", а на "не очень хорошие люди". Сама по себе идея не плоха (хотя и, мягко говоря, банальна) - но ради этого не очень хороших людей сделали из повстанцев; и, честно говоря, я не знаю, как к этому относиться.
В нашем фандоме - не только в ру-фандоме, во всём мире - очень многие болеют за ситхов и Империю. Иногда, доказывая, что джедаи и повстанцы не настолько уж лучше, они приводят довольно веские аргументы - но иногда они просто считают, что повстанцы должны быть плохими... просто потому что. Потому что не бывает иначе. Раз ситхи убивали маленьких джедаев - значит и джедаи должны были убивать маленьких ситхов. Раз Империя уничтожала планеты - значит и повстанцы должны были делать что-то подобное. Притом, что в каноне всякое бывало: Республика менялась, джедаи менялись - иногда они были вполне себе добром, иногда мало чем отличались от злодеев - подобная логика меня всегда раздражала.
Так вот в фильме, похоже, присутствует именно эта логика. Честно говоря, я толком не увидела, как и почему повстанцы дошли до жизни такой - я увидела просто "потому что". А это, простите, не реализм (что было бы само по себе не плохо, если бы авторы не претендовали на реализм) - уже не раз писала, но повторюсь: реализм не в жестокости главных героев - а в том, что у любого действия есть причины и последствия.
Я понимаю, всё это сложно показать в одном фильме. По-хорошему, для деконструкции больше подходит длинный сериал с крупными сюжетными арками. Но, наверное, что-то можно было показать и в фильме - не знаю, в общем. Может быть, я и ошибаюсь.
2) Во-вторых, в схему "обычные люди" не очень укладывается главная героиня - которая оказывается дочерью крупного имперца, тайно помогающего повстанцам. Меня подобная предыстория не очень радует по нескольким причинам.
Сюжетный поворот в оригинальной трилогии был сделан прекрасно - что бы там ни говорили про Лукаса, у него не только хватило смелости на "айм ё фазер", но хватило ума и таланта довести этот поворот до конца. Нам показали, что зло может быть ближе, чем кажется - но и добро тоже может ближе, чем кажется. В этой откровенно сказочной истории нам показали, что разделить мир просто на "хорошие свои - чужие враги" не получится; в общем, этот вотэтоповорот помнят и любят совсем не даром.
Но именно по этой причине различные вариации "айм ё фазер" стремятся вновь и вновь воспроизвести в ЗВ-вселенной, рискуя превратить его в клише, а ЗВ - в мыльную оперу. Это не новинка: это было и в старой РВ - и это есть сейчас. Не то чтобы это всегда было плохо - но, Локи, нахуя?
Это если смотреть с точки зрения ЗВ-шника - но, честно говоря, само по себе это тоже не очень радует. В смысле, у девушки есть причины сражаться с Империей только из-за папы? Знаете, у Лукаса тоже всё не идеально с женскими персонажами - но Лея участвует в восстании не ради отца. Падме участвует в политике и воюет не ради семьи. Не то чтобы ГГ "Изгой-один" мне не нравилась - но кагбэ...
Мне ещё не очень понравилось, как это показали. Нет, это было не ТАК толсто, как с Дэдшотом и его дочерью в "Отряде самоубийц"... но почти.
3) Ну и самое главное - и, увы, самое неприятное: это не был фильм про обычных людей... потому что в нём почти не было людей. Не в смысле "в нём были альены" - как раз альенов там почти не было (и, хотя я нихрена необъективна и антропоцентрична: очень жаль, хотелось бы больше) - а в смысле, в фильме почти не было персонажей. Обладанием хоть каких-нибудь характеров могли похвастаться единицы, а самым харизматичным персонажем был дроид - но и его смерть почему-то не воспринималась трагически.
Отчасти так получилось из-за перегруженности экшеном. Поймите правильно: экшен - важная составляющая "Звёздных войн". Жаловаться на экшен в ЗВ - всё равно что жаловаться на то, что в фильмах о Годзилле Годзилла разрушает город: если вас это раздражает - то что вы вообще забыли в этом каноне?
И это нормально: погружать зрителя в гущу событий, не разжёвывать - а показывать (хотя, может, некоторые веще можно было и разжевать... в общем, см. выше про злых повстанцев). Но, блин, создатели перегнули палку даже по меркам "Звёздных войн"! В итоге от такого обилия экшена... стало просто скучно.
Иногда пренебрежение к характерам персонажей доходило просто до абсурда. В смысле: мужик всеми силами стремился стать повстанцем - а повстанцы изнасиловали его тентаклями в мозг! Как это на него повлияло? Как это изменило его отношение к происходящему? А похрен - это неважно, у нас нет на это времени!
Здесь ещё вот какой момент: в других произведениях ЗВ - в частности, в оригинальной трилогии - характеры тоже иногда были... не особенно многогранными. Но там работало другое - характеры там поднимались до типичного, а порой и архетипического: и это само по себе придавало им глубину. Но в этом фильме это не работает! Фильм пытался быть реалистичным: но, избавившись от сказочно-мифологической глубины, он забыл добавить персонажам реалистичных черт. Да блин, многим из них он забыл добавить каких бы то ни было черт - даже в плане реалистичности многие персонажи ОТ сделают их на раз-два! Компания из джедая, прослывшего полоумным стариком; контрабандиста, взявшегося за дело только ради денег; способного деревенщины и принцессы без родного дома сама по себе неплохо справляется с задачей показать "не героев". А Чубакка, R2 и C-3PO додают альенов и дроидов - простите, я всё о своём.
Ну и ещё кое-что. Только мне кажется, что показывать именно азиата, владеющим боевыми искусствами... ну, не расизм, но дальневосточный вариант развесистой клюквы? Опять же, Лукас обычный белый мужик, и его не особенно беспокоят проблемы не белых мужиков (иначе, наверное, в оригинальной трилогии было бы больше одной женщины и больше одного не-белого персонажа в главных ролях); но когда он показывает темнокожего персонажа - он показывает персонажа, а не его расу и стереотипы о ней! Персонажа, а не его пол (в большей степени, по крайней мере)! Я понимаю, этот азиат мог быть ссылкой на самурайские фильмы, которыми вдохновлялся Лукас - но всё-таки...
Так что да, фильм с посылом "не очень хорошие люди тоже способны на подвиг" мог бы получиться по-настоящему хорошим... но не в этот раз.
Помимо этого фильм был местами очень глупым. Весь этот сюжет со слабым местом станции, например - я понимаю, что этим хотели (помимо прочего) объяснить допущение оригинальной трилогии.... но, по сути, вся эта история оставляет ещё больше вопросов и проблем. В смысле: мужик же сам сказал, что, афтер ол, не он один такой умный - никто не стал проверять работу очевидно не самого лояльного имперца? Не смог найти слабого места? Это имеет только чуть больше смысла, чем тот случай, когда (в эру Второго) далеки пытались заставить Доктора участвовать в исследованиях для них - когда могли просто убить его и уничтожить Землю.
Эпизод с тентаклями, опять же... Вообще, таких моментов можно найти много. Не то чтобы в других эпизодах ЗВ такого никогда не было - но всё равно не очень хорошо. И ладно бы это было единственным недостатком...
Что меня зацепило - так это история с храмами. В смысле, я уже давно не интересуюсь РВ, а сейчас вообще всё по-новому - но, кажется, все эти храмы больше характерны для ситхов, чем для джедаев. Да даже в эпизодах: тела джедаев либо сжигали - либо они растворялись в Силе. А потом джедай - иногда - становился призраком Силы, способным появляться (может быть, не всегда - ЕМНИП, это тема тёмная и во многом зависит от конкретного автора) где угодно. А вот у ситхов - и вообще тёмных - другие техники: и вот как раз у них все эти храмы стоят не просто так - это, конечно, и традиция тоже (в смысле: ситхи - это ещё и вид, не только идеология), но у них ещё и призраки обычно привязаны к определённым артефактам и определённым местам - в частности, к храмам. И, блин, как же я хочу, чтобы и здесь это оказалось именно так! Это такой простор для сюжета! Раскапывают имперцы ситский храм - а из него с криком "я свободен!" вылетает Экзар Кун, или Нага Садоу, или ещё какой-нибудь ситх и начинает причинять неприятности и ситхам с имперцами (потому что посмели!), и всем сочувствующим джедаям (за старые обиды). А как страшно было бы узнать, что слепой мужик защищал именно ситские храмы! А если ещё вспомнить тот факт, что у повстанцев самих база в ситском храме... Если мне додадут всего этого - я всё прощу!
На этой мажорной ноте предлагаю закончить. Повторюсь, у фильма есть и свои достоинства - но у меня и так уже простыня, так что о них я писать не буду: тем более, что в основном эти достоинства связаны с НЕ совершением каких-либо ошибок, а не с собственно достоинствами.
Как-то так
Посмотрела "Изгой-один". Нууууу... скажем так, я не в восторге от фильма.
Поймите правильно, есть фильмы хуже. Есть ЗВ-шные фильмы хуже (привет "Атаке клонов" и "Холидей спешелу"). У фильма есть свои достоинства... но у него всё ещё есть очень серьёзные недостатки.
дальше спойлерное
Как-то так
Поймите правильно, есть фильмы хуже. Есть ЗВ-шные фильмы хуже (привет "Атаке клонов" и "Холидей спешелу"). У фильма есть свои достоинства... но у него всё ещё есть очень серьёзные недостатки.
дальше спойлерное
Как-то так