Извините, но... могла ли я не посмотреть аниме "Технолайз", увидев такое его описание?
Made by the same team that produced Serial Experiments Lain, Texhnolyze is often considered to be one of the strangest and darkest anime ever made.Вообще, одной только фразы "Made by the same team that produced Serial Experiments Lain" было достаточно, чтобы моя реакция была такой:
читать дальшеВпрочем, я не была уверена, что аниме мне понравится. Нет, я не боялась, что создатели скатились - хотя и не стыдно скатиться, когда ты создал "Эксперименты Лэйн"! - я боялась, что всё будет настолько странным, что я просто не пойму ничего. Боялась я и
Darkness-Induced Audience Apathy. И вот сейчас я посмотрела аниме - и, может быть, я и удивлю сейчас всех смотревших, но... не такой уж у него и
Downer Ending.
Но для того, чтобы объяснить это, мне придётся залезть на территорию буддизма - религии, о которой я знаю действительно мало. Я легко могу ошибиться - но другого способа объяснить я просто не вижу. Поправки принимаются, разумеется.
спойлеры и поиск глубокого смыслаТак вот, в начале просмотра Darkness-Induced Audience Apathy действительно имела место быть. Персонажи аниме казались слишком уж неприятными, чтобы им можно было сочувствовать. Но, с другой стороны, Лэйн - как я уже писала когда-то - сочувствовать тоже очень нелегко: слишком мало у нас общего с безумной девочкой с божественными способностями. В случае Лэйн сопереживание создавали не общие со зрителем способности, положение и убеждения - а тот факт, что мы смотрим на мир её глазами и видим все её кошмары. Мы не столько переживали за Лэйн, сколько проживали её, как в компьютерных играх (хотя, конечно, и не только в них, просто игры - самый яркий пример). При этом отторжение тоже никуда не девалась - и вместе получалось очень странное, но незабываемое ощущение отвращения и привязанности к персонажу одновременно.
В "Технолайзе" это не совсем получилось - во многом потому, что создатели не сосредотачивались на одном персонаже, а создали сложную схему, в которой судьбы персонажей переплетены (как здесь не вспомнить "все соединены" "Экспериментов Лэйн"?) Сериал диалогичен, но это не всегда идёт ему на пользу.
Но дело не только в этом. Я часто пишу об этом в последнее время, но не могу не повториться - есть произведения, которые говорят что-то важное о мире. "Эксперименты Лэйн" смогли одновременно коснуться вечного и выразить эпоху - новую эру коммуникации. Мы задавались вечными вопросами, но одновременно узнавали в аниме нашу насущную реальность - искажённую, безумную, но нашу; и это, опять же, помогало нам сочувствовать происходящему - не по пути "этот персонаж похож на меня", но по пути "ситуация мне знакома". А "Технолайз"? Какая-то унылая дистопия - пф, как это касается меня? Какое это имеет ко мне отношение?
И только потом до меня дошло: такое, что этот дистопичный город в символике аниме - и есть наша реальность. Не будущее, не "давным-давно, в далёкой-далёкой галактике" и даже не ад (хотя и близок к нему) - наш насущный мир, окружающий нас каждый день.
Есть в финальной серии "Экспериментов Лэйн" фраза: "А ты думаешь, людям нужно это знать? Хотя они ничего и не знают, они могут что-нибудь сделать. Человеческий мир породил собственного Бога и молился Ему, они сами себе выбрали такой мир", в другом варианте перевода - "Мир людей создавал богов и молился им. Люди убедили себя в том, что мир такой и есть". Думаю, именно это стало стартовой точкой "Технолайза".
Мир аниме - это платоновская пещера, где люди видят только тень истины. И люди... в общем-то, привыкли жить с этим. Они смотрят на мир чужими, искусственными глазами - первое последствие технолизации - и им нет дела до истинного мира за пределами их мирка. Когда я первый раз прочла аннотацию о "забытом подземном городе", я думала, что поиск истинного мира, открытие истинного мира, разочарование в истинном мире будут основными конфликтами произведения... но нет. О мире наверху все знают, но, несмотря на ужасные условия, в которых живут даже самые привилегированные, мало кто всерьёз задумывается о том, чтобы выбраться наружу. Технолизация же стала тем идолом, который люди придумали сами себе, и относительно которого привносят смысл: для кого-то это - грех; для кого-то - показатель статуса; для кого-то - способ решить насущные проблемы, которые ставят во главу угла; для кого-то - способ создать новую расу людей. Людям наверху на технолизацию плевать - они вышли на другой, духовный уровень существования.
Здесь, правда, тоже есть двусмысленность. Действительно ли люди извне - безгрешные праведники, которые останутся выше, когда нижний мир погибнет (а он погибает!)? Или они тоже слабы, грешны, и их тоже ждёт гибель? Думаю, как ни странно, оба варианта отчасти верны. Мы живём в христианской культуре, и у нас - даже у не-христиан - где-то в подсознании есть представления, что есть рай, выше которого нет, а конец мира будет только один. В буддизме всё не так: есть множество уровней существования, где рай, несомненно, выше грешной земли - но не является пределом, к которому нужно идти, а всё так же привязан к существованию, от которого нужно освободиться. И конец мира там не один-единственный - мир цикличен. Мир будет много раз погибать - и возрождаться вновь. Таким образом, мир наверху, может, и погибнет - но это не полная и окончательная гибель, а заход на новый круг. Принятие гибели здесь - не отчаяние и обречённость, а мудрость - возможно, мудрость, ведущая к спасению.
Это касается и мира внизу. Западные зрители видят гибель города как нечто безумно кровавое и бесконечно печальное - и их можно понять! - но даже в самом аниме было сказано, что город разрушался и возрождался много раз. Да и последнее не такой уж печальный факт, если вспомнить, что из этого колеса есть путь выше. Проход остался даже в погибающем мире; проход остался, даже когда лестница была разрушена. И, с учётом этого - таким ли уж печальным было окончание аниме?
Мне кажется, в конце аниме Ран и Ичисе спасли друг друга - пусть не в этом, физическом мире, но в вечности. О Ран я вообще хочу сказать отдельно. Даже без финального вотэтоповорота было понятно, что она не обычный человек, а пришелица из другого мира - здесь вам и предсказания, и воплощения раз в несколько поколений (видимо, долго ей пришлось крутиться в этом колесе!)... Но с какой целью она пришла?
Думаю, что с самой благородной. Эта девочка продаёт цветы - в этом нет никакого смысла, если понимать это буквально (очень, блин, нужны цветы в хреновой дистопии!), но всё становится куда понятнее, если вспомнить, что в мире этого аниме цветок - символ души и спасения. И Ичисе она помогает в сложную минуту - но вот убежать от судьбы и спасти всех не может.
Когда она пытается, отчасти беря на себя роль богини, показывая свою власть - люди сходят с ума. Но когда она отказывается быть богиней и выбирает смерть - мы видим свет и цветок в механической руке Ичисе - за неё и за себя. И я думаю, вы уже поняли, куда я клоню...
Ран - это Лэйн? Даже их имена на японском звучат созвучно. Помню, в одном обсуждении мы пришли к выводу, что Лэйн в конце аниме становится бодхисаттвой - и именно бодхисаттвой, ИМХО, является Ран. В любом случае, даже если я ошибаюсь - мне кажется, преемственность образов здесь вполне себе имеется.
Да и темы - и связи людей, и связи человека и техники - в "Технолайзе" есть: вот только упор в этот раз делается не на сознание, а на тело. Может быть, поэтому, кстати, в "Технолайзе" много секса - возбуждает этот секс, правда, чуть менее, чем никак. "Технолайз" вообще, кажется, осуждает телесное: если в "Экспериментах Лэйн" и духовный путь - путь Лэйн, и телесный путь - путь Алисы, казалось, имели право на существование, то здесь всё более жёстко. Может быть, кстати, дело в том, что, как признавали сами авторы, "Эксперименты Лэйн" должны были пониматься по-разному на Западе и на Востоке - а вот про "Технолайз" я ничего такого не знаю.
Думаю, и образ Эйри в "Экспериментах Лэйн" должен был прочитываться по-разному. Западные зрители, выросшие в христианской культуре, должны были осуждать его за то, что он называл себя Богом, не являясь таковым - за то, что он впавший в гордыню лже-Бог и узурпатор. А вот жители культуры буддистской, думаю, осуждали его за то, что он в принципе мыслит такими категориями. В буддизме (если предельно упрощать) боги не абсолютны, они высшие создания - но от них не стоит ждать спасения. Грубо говоря, на Западе Эйри должны осуждать за то, что он не Бог; на Востоке - за то, что Бог.
Думаю, именно буддистское отношение к богам мы видим в "Технолайзе". Эти боги больше похоже на демонов, чем на богов - но даже те из них, что не настроены к людям откровенно негативно, не могут или не хотят им помочь. Матери, порождающие детей и совокупляющиеся с ними (это, кстати, не какой-то способ оклеветать богов - вполне себе классические представления о богах первого поколения)... Но при этом даже Кано, казалось бы, ведущий всех к гибели, скорее, просто следует судьбе, к который мир приходит так или иначе. Благой оказывается только Ран, которая перестаёт быть богиней.
Впрочем, говорят, некоторые видят здесь гностицизм - но тут уж не знаю. В гностицизме я разбираюсь даже хуже, чем в буддизме)) Да и - уже писала, но повторюсь - прежде чем искать в аниме аллюзии далёкие (например, на христианство или гностицизм), может, лучше поискать вещи более близкие культурно (тот же буддизм)?
Другое дело, что многое я всё равно не могу объяснить - не после первого просмотра уж точно)) Ну да чего вы хотите - "one of the strangest anime ever", как-никак))Рекомендую ли я это аниме к просмотру? Скорее нет, чем да. Я не считаю, что на свете существуют произведения "для всех", которые нравятся всем и всегда - но в данном случае звёзды должны уж слишком удачно сойтись, чтобы и с персонажами вы смирились, и с моралью были согласны, и образный ряд был бы вам близок... Но плохое ли это аниме? Нет, и если отнестись к нему со вниманием - не обязательно полностью соглашаясь, но с уважением! - можно найти много интересного.
Впрочем, если бы кто-то здесь прислушивался к моим рекомендациям, вокруг меня были бы одни фанаты "Лэйн" и "Паталлиро")) Просто мысли вслух, как обычно.