Мне очень не хочется заниматься делом и хочется о чём-то написать, но не о чем. И так уж получилось, что в этих ситуациях я ударяюсь в поиск глубокого смысла и пытаюсь всё обобщить. На этот раз - сюжеты.
Многие говорят, что в литературе существует ограниченное количество сюжетов - но, честно говоря, долгое время это казалось мне притянутым за уши. Недавно я подумала, что, может быть, я ошибаюсь, и принялась искать информацию на эту тему. Ну, я нашла много разных вариантов - от трёх до тридцати шести - но все они казались мне какими-то либо неполными, либо натянутыми... Пока я не столкнулась с классификации Букера именно в том виде, в каком она излагается в tvtropes.
И вот где-то тут я не только поверила в ограниченное количество сюжетов, но и задумалась: если Букер прав - то к чему относятся, например, "Эксперименты Лэйн"? С одной стороны, это история Золушки, пусть и очень своеобразная: героиня начинает как сумасшедшая девочка в не очень доброжелательном окружении, и эта девочка не разбирается в компьютерах - а заканчивает она как компьютерное божество, вышедшее на высший уровень существования. С другой - это, без сомнения, путешествие и возвращение - в виртуальный мир. Конечно, нет ничего удивительного в том, что сюжеты могут смешиваться и пересекаться между собой, но...
Да и, если подумать - разве нельзя путешествие и возвращение рассматривать как своего рода разновидность квеста? И разве сражение с чудовищем не встречается почти в любом квесте? И, может быть, тогда правы были Пропп и Кэмпбелл, и существует только один сюжет - инициация?
Один или нет, но я точно поняла: всё это не притягивание за уши. Костяк, казалось бы, совершенно разных произведений может быть почти неотличим. На "Экспериментах Лэйн" и это хорошо видно: кажется, например, что между путешествием в другой мир и разгадыванием загадки не выходя из квартиры есть принципиальная разница - но в случае "Лэйн" мы видим, что иногда эти вещи могут быть просто неотличимы. Так что и между поиском клада на другом конце света и поиском убийцы в закрытой комнате не такая уж большая разница. И всё же...
...и всё же не думаю, что всё сводится только к инициации. Может быть, Пропп и разгадал сюжет волшебной сказки - но существуют, например, ещё сказки о животных. Если двигаться в том же направлении и попытаться посчитать вариации сюжета, основываясь на фольклоре и мифологии - то, думаю, я могу выделить по крайней мере три сюжета, вариации которых составляют всю литературу.
1. Хитрец хитрит.
Это именно то, что мы видим ещё в сказках и мифах - и то, что присутствует в произведениях до сих пор. В полном виде сюжет выглядит так: "хитрец хитрит, и это приводит к чему-то". Хитрец хитрит и получает выгоду. Хитрец хитрит, но не получает ничего. Хитрец получает выгоду, но расплачивается за это. Хитрец хитрит и этим самым создаёт, меняет или разрушает мир.
В изначальном варианте сюжета в принципе неважно, к чему это всё приводит. Хитрец хитрит, потому что он хитрит - пусть это даже и во вред ему самому. Поэтому и сюжет выглядит так незакончено - будто не полноценный сюжет, а просто мотив. Тем не менее, ИМХО, это именно что полноценный сюжет, который может, конечно, пересекаться с инициацией - но может и не иметь к ней никакого отношения.
Более того, этот сюжет может порождать собственные сюжеты. Понятно, что у сюжета "хитрец получает выгоду, но расплачивается за это" есть вариация с другого ракурса - "герой мстит злодею". "Хитрец хитрит и этим самым меняет мир" ведёт к сюжету "дурак, подговорённый или даже являющийся хитрецом (как бы странно это ни звучало), по неосторожности меняет мир", а это, в свою очередь, развивается в трагическое "человек разрушает себе судьбу из-за незнания и неосторожности".
Но не всё так грустно - у этого сюжета есть, конечно, и комедийный потенциал) Хотя подробно о нём я сейчас не буду, а перейду к следующему пункту...
2. Герой отправляется путешествовать и возвращается другим.
Это то, о чём я писала выше - сюжет, основанный на инициации. О нём, думаю, все знают - но, может быть, не все осознают, насколько он распространён. Я вот только сейчас начинаю это осознавать.
Здесь, как мне кажется, нужно понимать, что этот сюжет может всячески меняться и упрощаться - но это всё равно будет вариация того же сюжета. Герой отправляется путешествовать и не возвращается. Герой отправляется путешествовать и возвращается тем же. Герой хочет отправиться в путешествие, но не может. Подвидами этого сюжета являются, например, "герой ищет клад", "герой отправляется на войну" и, повторюсь, "герой ищет ответы на вопросы" - как бы странно это ни выглядело. Боле того, все эти голливудские истории, где герой стремится достичь какой-то цели (например, стать крутым спортсменом), и у него это получается, относятся сюда же - это всё ещё тот же сюжет, пусть из него и выпало (или, по крайней мере, очень видоизменилось) путешествие.
Мне кажется, что к этому же варианту относятся все те сюжеты, в которых не герой приходит в потусторонний мир, где (в частности) встречается с чудовищами - а чудовища приходят в мир героя. Но, может, я и путаю всё.
3. Дети убивают собственных отцов, знаменуя этим смену золотого века на серебряный, серебряного на бронзовый и т.д., но золотой век ещё вернётся.
Это самый спорный мой пункт, и я совсем не уверена, что мне не стоит разбить этот сложный сюжет на части - слишком уж много мотивов он объединяет. Мотив смены поколений, мотив развития и деградации, мотив творчества и платы за него... Из этого сюжета вытекает и "человек не вписывается в меняющийся мир и гибнет", и "творец создаёт что-то, что разрушается"; и даже сюжет "самоубийство Бога", о котором писал Борхес - это сюда. В общем, не знаю.
Единственное, в чём я сейчас уверена: а)количество сюжетов ограничено, б)вписать их только в схему инициации не получится. С этим и подведу итог. А уж какие они и сколько их - не уверена: мне было интересно порассуждать на этот счёт - но я совершенно не рассматриваю написанное выше как истину в последней инстанции. Как-то так
P.S. Поправка: самоубийство Бога может рассматриваться и как инициация.