I. 1) У нас есть персонаж, которого можно обозначить как "божественная жертва" (нет, здесь нет христианских аллюзий - или, по крайней мере, не только они). Это девочка, которая обладает необычными способностями и знает то, чего не знают другие - секреты и судьбы окружающих её людей. Некоторые люди собирают вокруг неё этакое подобие культа - но в то же время она сталкивается и с ненавистью, порой от тех же самых людей. Хотя главной причиной её страданий - а страдания эти ужасны! - являются не столько люди, сколько персонаж из пункта два... и она сама - её способности, а также бессилие перед этими способностями и перед обстоятельствами.
В то же время, у этой девочки есть и тёмная сторона, скрытая от остальных. Во многом это связано с тем, что она вынуждена подчиняться персонажу два.
2) Персонаж два - это злой демиург. И, как демиург, он меняет тире создаёт мир - но с миром этим всё очень сильно не так. Вокруг него тоже может собираться культ - но этот культ куда более маргинален, чем культ вокруг персонажа один; и его последователей ждёт ужасная участь.
Персонаж два объявляет себя родственником персонажа один - правда это или нет, персонажу один это не помогает. Как уже было сказано, девочка из пункта один является орудием демиурга и вынуждена подчиняться ему: и пусть он награждает её особым отношением и (именно он, в первую очередь) создаёт культ вокруг неё - он же заставляет её страдать. Он вообще много кого заставляет страдать - но её особенно.
Кстати, да - именно "он". Это мужчина, и он старше девочки - внешне, по крайней мере: о возрасте сложно судить, когда персонажи не являются людьми.
3) И у нас есть персонаж три - спаситель. Это человек, пусть и не похожий на других. Он друг персонажа один - может быть, единственный её друг в полном смысле этого слова - и он пытается помочь ей.
II. Если вы сейчас узнали знакомое произведение - ничего удивительного. По этой схеме построены и "Юная революционерка Утэна", и "Эксперименты Лэйн", и "Технолайз", и наверняка какое-то количество неизвестных мне аниме (именно аниме: в западных произведениях похожая схема тоже быть может (в мире вообще очень мало сюжетов) - но детали, скорее всего, будут несколько другими). Откуда эта схема взялась именно в таком вот виде, сказать не могу. Может, создатели "Экспериментов Лэйн" просто спёрли каркас сюжета у "Юной революционерки Утэны" - она вышла годом раньше - или у какого-то другого аниме, которого я не знаю. Может быть, просто так совпало, что архетипическая схема, тот же культурный бэкграунд и модные тенденции (к которым можно отнести и гностические мотивы: говорят, их сделал популярными "Евангелион", который вышел где-то на год раньше "Утэны", которая... нувыпоняли) вместе создали нечто очень похожее. В любом случае, я не вижу здесь криминала: реализация в любом случае получилась очень и очень разной.
Нет, я написала это вовсе не для того, чтобы
До этого я видела отличие "Лэйн" в том, что главная героиня и главная злодейка там тожественны - и это правда. Там есть свой отдельный злой демиург - Масами Эйри - но он куда менее значим, чем Акё в "Утэне" или Кано в "Технолайзе"; а главное - он куда менее значим, чем сама Лэйн. Кроме того, до этого я не раз видела аниме, где злодей оказывался близнецом героя: соединить их в одном персонаже казалось мне невероятно смелым - но в то же время логичным следующим шагом; и именно это было для меня главным.
Но сейчас, когда я вижу схему, я понимаю: в "Экспериментах Лэйн" нет спасителя. Алиса была близка к этой роли - и не справилась, причём не справилась не только по результату (у Ичисе тоже не особо всё получилось, мягко говоря), но и по намерениям. Когда Алиса узнаёт всю правду - она срывается на Лэйн за то, что та не стёрла ей воспоминания. Она не может выдержать всего этого - и создатели показывают нам: она в своём праве. Вы можете представить себе Утэну, которая не будет спасать Анфи - и при этом будет права? А вот.
Тем не менее, Лэйн спасается и спасает мир - возможно, вдохновившись словами Алисы так или иначе, но сама. ИМХО, именно поэтому среди Анфи, Лэйн и Ран только Лэйн может считаться христологической фигурой - а не гностической Софией или Зоей.
Как-то так