Всё же некоторые отрывочные мимомысли по "Евангелиону" и "Концу Евангелиона" запишу.
1) Знаете, мне всё равно, что у Рей душа Лилит. То есть, меня обычно страшно сквикает душа в чужом теле - но здесь у нас World of Symbolism и концепция души как осколка единого существа. Плюс к этому Юи и Лилит в "Конце Евангелиона" играют схожую роль материнской фигуры, в которой слились души живых существ - так что для меня это символически одно существо, если хотите.
2) А вообще, примечательно, что у нас есть Гендо, который вроде как делает всё, чтобы встретиться с Юи... но всё, что осталось от Юи, он ломает и использует. У нас есть Ева-01, в которой, как я поняла, заперта часть души Юи - Гендо использует её как орудие. У нас есть клон Юи Рей - Гендо ломает её и использует как орудие (но хей, он пытался вытащить её из капсулы голыми руками! это ведь всё меняет, да? хотя достаточно посмотреть, в каких условиях она живёт, и послушать, что она говорит, чтобы понять, какой там адский ад). Наконец, у нас есть сын Гендо и Юи, Синдзи - Гендо... нувыпоняли (то, как Гендо убивал Тодзи руками Синдзи, будет сниться мне в ночных кошмарах). Да уж, всепобеждающая любовь!
Но хей, он пытался слить разумы всех людей воедино ради любви, разве это не трогательно?! Господи, как я его ненавижу.
Вот многие недовольны 25 и 26 сериями NGE - а моя главная претензия: ПОЧЕМУ ЭТОТ МУДАК ПОБЕДИЛ?! Да только ради того, чтобы с Гендо наконец разделались, стоило смотреть "Конец Евангелиона"! Ради этого я всё прощу - даже то, во что превратили Синдзи.
3) Но то, во что превратили Синдзи в "Конце Евангелиона"... это было больно. По-моему, автор хотел в This Loser Is You, но перегнул палку. Иначе зачем превращать мальчика, несмотря ни на что рискующего собой ради других (да, в NGE было именно так - а то Синдзи иногда так поливают грязью, что хочется спросить, смотрели ли люди аниме вообще), в того, кто уничтожает мир из-за того, что девушка ему отказала. Локи, нахуя?
Я вообще не очень люблю троп This Loser Is You - но он встречается в некоторых очень достойных произведениях. Например, в "Конце Евангелиона", да. Или во всеми любимой серии "Доктора Кто" - "The Greatest Show in the Galaxy". Или в, ну знаете, классической русской литературе.
4) Из-за всех этих фрейдистских и каббалистических аллюзий тема комплементации человечества выглядела по-настоящему глубоко и сложно - но при этом не превратилась в "нахрен индивидуальность, мы все должны слиться в экстазе!". Скорее, в "ты должен погрузиться в подсознание и разобраться в себе, чтобы продолжить на новом уровне". Ну, или мне так кажется - потому что финал "Конца Евангелиона" таки херит идею инициации, чтобы (ИМХО) плюнуть в зрителя (см. пункт 3).
Ну и идея души как осколка единого целого, опять же. Не могу сказать, что мене нравится эта идея - но она таки придаёт происходящему смысл и выводит за рамки "We are the Borg. Resistance is futile" (при всей моей огромной любви к боргам!!!). Ведь единение разумов и душ всех людей - не только ужас, но и соблазн. Нет больше ответственности, нет больше боли, причиняемой другими - только гармония и единение с окружающими: а то, что ты потеряешь себя, так буддизм, например, ровно к этому и призывает. При таком раскладе я благодарна уже за то, что автор не из нашей Я-центричной культуры не ударился в "нахрен индивидуальность".
Кстати, раз уж я вспомнила боргов - забавно, что и NGE выходил в 95-96 годах ("Конец Евангелиона" - в 97), и "Star Trek: First Contact" - в 96. Это СТОПУДОВ чистой воды совпадение - но идеи в воздухе летали схожие.
5) Ещё про Гендо. Как бы я ни ненавидела его, а не могу не признать - персонаж он сложный (многоаспектный в смысле). Как если бы... Бригадир был бы одновременно Снейпом и гностическим демиургом. Несколько выносит мозг))
Кстати, после Гендо Икари я начала понимать Ясуо Ивакуру. Говорят, создатели "Экспериментов Лэйн" уже были в процессе создания аниме, когда увидели "Евангелион" - но я всё равно не могу не воспринимать Ясуо как своего рода наследника образа Гендо. Разве что из-за того, что в "Лэйн" роль злого демиурга в первую очередь выполняют Масами Эйри и сама Лэйн, Ясуо несколько теряется - а в "Технолайзе" этот образ уже и вовсе выпадает как таковой.
Ещё должна признать, что если бы гностические и каббалистические аллюзии не были настолько очевидны, я бы ни за что не распознала в Гендо демиурга)) Как не распознала подобные вещи в "Лэйн", например. Гендо, блин, человек и потому слишком укладывается в шаблон "сумасшедший учёный решил поиграть в Бога". Вот с Кано в "Технолайзе", например, хоть его прямо не-человеком не называют, маска человечности уже напрочь сброшена - и сразу видна бездна, никаким "сумасшедшим учёным" тут и не пахнет: хотя, в некотором смысле, он, ну, является сумасшедшим и, наверное, является учёным)) А в "Евангелионе" (лично меня) надо аллюзиями прямо в нос ткнуть, чтобы я сложила два и два))
6) Мои любимые персонажи аниме - это Тодзи и Кенске, серьёзно. Они прекрасны!
Тодзи начинает как человек, который буллит Синдзи за то, что его маленькая сестрёнка пострадала при сражении Евы с ангелами. Как человек, который был жертвой школьных издевательств, я поначалу, прямо скажем, не испытывала к Тодзи любви. Я и в "Зверополисе" не увидела раскаяния Гедеона Грея, а извинения восприняла как "извинюсь перед этой дурой от греха подальше, а то она мне дело пришьёт на волне всеобщего страха перед хищниками" - и была искренне удивлена, что кто-то воспринял ситуация иначе; так что в случае Тодзи я увидела мораль "ты можешь прикрываться красивыми мотивами и праведным гневом - но в действительности ты просто хочешь причинить боль тому, кто слабее, вот и всё". И как же меня поразило, что Тодзи НА САМОМ ДЕЛЕ готов был признать свои ошибки! И именно он впервые сказал Синдзи, что если тот бросит спасать всех и уйдёт - он будет в своём праве, и никто не должен его винить: так что когда Синдзи впадал в "меня никто не любит, всем нужен только я как пилот Евы", мне так и хотелось кричать: чувак, ТОДЗИ! Тодзи же!!!
Даже после того, как Ева Синдзи убивала его по воли Гендо, он, кажется, не озлобился (а я теперь хочу прочитать фик, где Синдзи и Тодзи взаимно комфортят друг друга глав где-то 150). Как обидно, что он просто выпал из аниме! Это имело бы больше смысла, если бы он тогда действительно умер (в манге, говорят, так и было) - но я всё же очень благодарна, что этого не случилось.
Что до Кенске - то это адреналиновый наркоман, который жалеет, что его не берут пилотировать Еву. На фоне темы "война - это ад" Кенске вполне могли осудить и/или превратить в This Loser Is You, пародию... но нет. Кенске просто такой, какой есть. Он не идеален - жизнь ничему его не учит, и он-то как раз вполне себе обвиняет Синдзи, когда тот в очередной раз ушёл (хотя у Синдзи были очень убедительные причины это сделать) - но он и не ужасен. Верю.
7) Вот спорят, пейринг у Каору с Синдзи или нет - а по мне, пейринг-то пейринг, но какой-то Strangled by the Red String) Серьёзно, сколько они знали-то друг друга?
Впрочем, Каору мог просто понять, что не победит, и попытся сломать Синдзи (и не скажу, что безуспешно!), самоубившись об него. Именно в NGE я не вижу ничего, что этому бы противоречило. Впрочем, прямых доказательств этому я тоже не вижу - версия внезапного пейринга ничем не хуже!
Как-то так)