Заметила забавную вещь: мне очень легко проводить параллели между персонажами и приходится специально себя тормозить... когда я особо об этом не задумываюсь) Но когда я начинаю думать, искать определённые типы персонажей - это просто какой-то бином Ньютона! Я понимаю, что это очень разные вещи: провести аналогию - и выделить целый универсальный тип, но всё равно...
Но давайте я попробую показать на примере, в чём именно у меня возникают сложности. Может быть, кто-нибудь подскажет мне что-нибудь,
Попробуем разделить всех персонажей всех произведений хотя бы по двум характеристикам: пол и добро-зло.
Разумеется, сначала мы выделим характеристики "добрый", "злой", "мужчина" и "женщина". У нас будет четыре типа персонажа: добрый мужчина, добрая женщина, злой мужчина и злая женщина. Но достаточно ли будет этих характеристик?
Конечно, нет. Ведь персонаж может быть то добрым - то злым, менять сторону и сочетать разные качества. Так что к характеристикам "добрый" (Д) и "злой" (З) надо добавить характеристику "амбивалентный" (А).
Но и с полом всё не так просто! Ведь и в жизни есть интерсекс-люди и бигендеры - а уж в произведениях рамок ещё меньше. Гермафродиты там встречаются ещё с мифологии)
Итак, у нас девять типов персонажей: ДМ, ДЖ, ДГ, ЗМ, ЗЖ, ЗГ, АМ, АЖ, АГ.
Но... и это ещё не всё! Ведь амбивалентность предполагает наличие и тех, и других качеств - а ведь их может не быть вообще. "Мой несчастный друг, господин Н.Н., не попасть тебе на скрижаль". Бывает, что персонаж не добрый и не злой - он просто никакой (Н).
С полом то же самое, особенно когда дело касается фантастики. Вот далеки из "Доктора Кто", например - какой у них пол? Да никакой! Бесполые они (Б).
Итак, у нас уже шестнадцать типов персонажей! ДМ, ДЖ, ДГ, ДБ, ЗМ, ЗЖ, ЗГ, ЗБ, АМ, АЖ, АГ, АБ, НМ, НЖ, НГ, НБ.
Вы будете смеяться... но и это ещё не всё! Потому что бывают ещё а)произведения с альтернативными вселенными, б)компьютерные игры.
Ну хорошо, пихать в одну классификацию Спока и mirror!Спока, Каору из Садамото-манги и Каору и "Ангельских дней", Бэтмена с Земли-1 и Бэтмена с Земли-2, может быть, действительно странновато - хотя и в этом есть определённый смысл: можно увидеть, что объединяет все вариации персонажей. Но что делать с компьютерными играми? Шепард не бесполый и не гермафродит, у него либо мужской - либо женский пол... вот только этот пол зависит от игрока. С добром-злом то же самое: ладно Шепард - что-то мне подсказывает, что, как бы мы ни проходили, там всё равно будет А в плане морали; но есть ведь и другие игры...
Так что и в случае пола, и в случае морали нужно выделить ещё характеристику В (варьируется). Не путать с Г, Б, А и Н.
Итак, у нас двадцать пять типов персонажей: ДМ, ДЖ, ДГ, ДБ, ДВ, ЗМ, ЗЖ, ЗГ, ЗБ, ЗВ, АМ, АЖ, АГ, АБ, АВ, НМ, НЖ, НГ, НБ, НВ, ВМ, ВЖ, ВГ, ВБ, ВВ. Но, как бы это сказать...
Бывает, что мы просто не знаем, какой у персонажа пол и какая мораль. Они есть, где-то за кадром - но мы о них ничего не знаем.
Чаще всего, речь идёт о статистах, о ком-то, кто промелькнул на заднем плане. Но допускаю, что могут быть и более важные персонажи с такой загадочной неопределённостью - хотя мне сходу и не приходит в голову ни одного примера.
Давайте обозначим их знаком вопрос (?).
В итоге у нас тридцать шесть типов персонажей только по двум характеристикам (пол и добро-зло): ДМ, ДЖ, ДГ, ДБ, ДВ, Д?, ЗМ, ЗЖ, ЗГ, ЗБ, ЗВ, З?, АМ, АЖ, АГ, АБ, АВ, А?, НМ, НЖ, НГ, НБ, НВ, Н?, ВМ, ВЖ, ВГ, ВБ, ВВ, В?, ?М, ?Ж, ?Г, ?Б, ?В, ??. Допускаю, что далеко не все эти типы реально встречаются в произведениях - но мы всё же должны предположить такую возможность.
Конечно, с подобной классификацией возникнет куча проблем. Будет куча споров о добре и зле, будет куча споров о поле и гендере... Будут и более небанальные проблемы. Например, в "Евангелионе" есть loop theory (очень распространённая, кстати говоря, так как, говорят, на её истинность есть некоторые намёки в Ребилде) - теория о том, что альтернативные вселенные "Евангелиона" существуют не параллельно и независимо, а сменяют друг друга: благо у нас есть вполне каноничная Reset Button в виде Третьего удара. Как в таком случае рассматривать персонажей разных вселенных: как разных героев под одним именем (В) - или как эволюцию одних и тех же характеров (всякие другие буквы)?
Может быть, тогда что-то не так с самой классификацией?
Во-первых, так ли уж важны эти характеристики? Ну ладно добро и зло, ещё куда ни шло - но пол? Это действительно так важно?
И да и нет. Если у нас компьютерная игра, где можно быть хоть мальчиком, хоть девочкой - то и пофиг. Но если у нас, например, "Юная революционерка Утэна", где вопросам гендера уделено огромное внимание... И, конечно, есть произведения, находящиеся между этими двумя крайностями)
Но дело не только в этом. Я взяла мораль и пол в качестве примера, потому что это сущностные характеристики - не в смысле "важные", а в смысле "сами по себе". Мне очень нравятся роли, которые выделил Пропп: Герой, Отправитель, Ложный герой, Царевна, Даритель, Помощник и Антагонист - но они говорят лишь о функциях персонажей. А ведь заимствуются и переходят из одних произведений в другие, например, не только и не столько функции, сколько другие вещи: характер, мораль, способности, роли - но не роли в произведении, а другие, например, семейные и служебные роли... внешность, в конце концов) Вопрос лишь в том, насколько они важны.
И в этом-то вся и проблема. В "Утэне" важен пол - а, например, в "Смешариках" у Пина важно то, что он механик-изобретатель. Нельзя, говоря о Пине как персонаже, избежать этой характеристики. Так мне теперь что, классифицируя героев... делать табличку со всеми профессиями?!
В общем, я реально не знаю) Как-то так)