Знаете, у меня давно назревал пост про, как бы это сказать... сложные взаимоотношения авторов и фанатов. Когда авторы одновременно осуждают фанатов (в частности, за чисто потребительское, невдумчивое отношение к канону) - и выдают самый примитивный фансервис, когда часть фанатов в таком вот отношении к собственной фанбазе видит нечто прогрессивное, а ещё часть всеми силами пытается доказать, что заслуживает такого отношения. Назревал, потому что эта тема то и дело всплывает на волне срачей, а то и просто так: ютуб вот, например, мне всё время подкидывает видео про "Евангелион", по-видимому, как раз об этом - и я бы его, может, даже бы и посмотрела, если бы не пыталась в своё время посмотреть видео того же автора про философию Креи в "Звёздных Войнах"... и не узнала, что автор - как и очень многие! - считает, что всё хорошее в РВ - по крайней мере, в РВ про Старую Республику - началось с KotORa. После чего, как фанатка "Сказаний о джедаях", улетела на Плутон Ондерон на пуканной тяге и больше на этот канал не заглядывала.
Tvtropes тоже. Хотела прочесть WMG про феминизм в "Евангелионе", потому что мне было интересно: по мнению западных фанатов, то, что буквально у всех не совсем уж эпизодических героинь прописанный в лоб комплекс электры - плохо? Или норм - особенно с учётом того факта, что у Синдзи эдиповы мотивы не менее значимы? Потому что, например, меня это бесит - но я воспринимаю это не как сексизм, а как особенности личного восприятия Анно, если так можно выразиться.
Но в WMG ничего об этом не было. Зато осуждение "Евангелионом" фанатов - весьма жестокое, если вспомнить "Конец Евангелиона", и, на мой взгляд, ломающее внутреннюю логику повествования - рассматривали как нечто феминистичное! А то девочки не бывают фанатами, ага. И я бы давно забила на всё это: то, что Гайнакс так противоречив в отношении к фанатам, даже не кажется мне особо лицемерным - если у кого-то нет ни стыда, ни страха, это редко проявляется в чём-то одном. И смелость деконструкции; и новаторские визуальные решения; и канонизация слешного пейринга; и спорные и в чём-то кощунственные религиозные аллюзии; и насмешка над фанатами; и коллекционные куклы, где девочки-подростки принимают сексуальные позы; и детский мультик, где люди - буквально! - превращаются в говно, я не шучу (это я про "Чиби-Еву") - это всё кажется мне следствиями одного принципа. Понимая это, обижаться как-то сложно... но частые напоминания об этом в таком вот ключе всё равно раздражают((
Но написать полноценную простыню мне было... не то чтобы лень - неприятно. И как же вовремя я посмотрела аниме "Идеальная грусть"! Я увидела, что можно осуждать, как это сейчас говорят, токсичные фандомы - но быть при этом вдумчивым, корректным, непротиворечивым. Я увидела аниме, которому уже двадцать один год, больше даже - но которое так безумно актуально в этом отношении! И, знаете, это аниме избавляет меня от необходимости копаться во всём этом - потому что, серьёзно, там уже всё сказано. Посмотрите его.
Самое смешное, что я не смотрела аниме специально из-за этой темы. Я просто думала "о, это вроде бы какое-то умное аниме 98-ого года [97-ого на самом деле, как я потом узнала]; "Эксперименты Лэйн" - тоже умное аниме 98-ого года: хороший знак, надо бы посмотреть". До просмотра я не знала об "Идеальной грусти" практически ничего.
Но да, у "Экспериментов Лэйн" и "Идеальной грусти" действительно есть схожие темы: грань между фантазией и реальностью, границы "я", влияние новых технологий на нашу жизнь. Человеческие отношения - и, в частности, человеческое равнодушие. "Эксперименты Лэйн" вдохновлялись "Идеальной грустью", это видно - но они не просто скопировали оттуда образы и идеи, они сделали всё по-своему. Я безумно люблю и "Эксперименты Лэйн" и - теперь уже - "Идеальную грусть"...
...хотя обоих их я не понимаю до конца)) Так, я смотрела аниме с субтитрами - но даже так не поняла, что последнюю фразу говорит не Мима, а Руми: об этом я прочла уже потом в интернете. Хотя мне больше нравится думать, что в аниме не однозначно пессимистичная концовка - а нарочитая двусмысленность: мы так и не знаем наверняка - чьими глазами мы смотрели на происходящее? Что произошло в реальности: может быть, Мима никогда не существовала, была только фантазией с самого начала? Может быть, она существовала - но так и осталась безумной, не менее безумной, чем реальный убийца? Может быть, она всё же и есть реальная убийца? Может быть, в реальности существовала только несчастная изнасилованная девушка, которая бредит о том, что она стала актрисой? Может быть, Миму действительно сбил грузовик, а всё происходящее - лишь её предсмертный бред? Думайте сами, решайте сами, как говорится.
Но, какой бы эфемерной ни была реальность аниме - проблемы, поднимаемые им, повторюсь, более чем реальны. И мне очень, ОЧЕНЬ понравилась развязка. В другое время бы я наверняка обиделась из, эээ, солидарности полных людей - но в данном случае идея показалась мне очень правильной. А идея заключается не только в том, что жадные продюсеры используют людей и, особенно, женщин как вещи; сумасшедшие фанаты-сталкеры безумно опасны; а слат-шейминг лицемерен - но и в том, что добрые защитники от всего этого могут быть опасны не меньше. Знаете, сегодня - когда что у нас защитой детей прикрывают цензуру, что на Западе благородными мотивами иногда прикрывают настоящую травлю - это просто до боли актуально.
В общем, очень советую это аниме всем, кто ещё не посмотрел!