Я давно хотела посмотреть фильм "Три негодяя в скрытой крепости". До этого я у Куросавы смотрела, увы, только "Расёмон" - но "Расёмон" великолепен: это была первая причина посмотреть "Трёх негодяев". Другая же причина в том, что этот фильм, как говорят, повлиял на Лукаса и создание им "Звёздных войн". Сильно повлиял. Так что мне было интересно: Лукаса уже можно считать плагиатором - или это всё-таки слишком?
Долгое время руки до фильма как-то не доходили - но тут ко мне приехала подруга, и, в поисках того, что у меня на компе интересного, ею ещё не смотренного, меня не спойлерящего, не сквичного и с озвучкой, мы пришли к "Трём негодяям в скрытой крепости". И, посмотрев его, я могу точно сказать: совесть Лукаса чиста! Да, разумеется, он видел этот фильм; да, разумеется, он взял из него какие-то моменты (Лукас в ЗВ вообще брал всё отовсюду) - но плагиатором его никак не назовёшь. Лукас - молодец, честный автор!
Хотя для меня стало открытием, что заимствовал у Куросавы Лукас не только в четвёртом эпизоде и вообще не только во времена ОТ - но и в приквелах тоже. Прям даже сквикнуло: японская принцесса в фильме пятидесятых годов понимает, что, когда другая девушка отдаёт за неё жизнь, это как-то не очень хорошо - но Падме из фильма нулевых... не то чтобы совсем этого не понимает - но понимает гораздо хуже. Да, конечно, Star Wars не Star Trek - ЗВ не пытаются показать утопию, так что ТАКИХ этических фейспалмов не вызывают... но всё же отчасти я понимаю, почему персонажам ЗВ временами сложно сопереживать. У меня-то R2 - любимый персонаж ЗВ форевер энд эвер, но не все любят "кавайные элементы". Почему-то.
(И да, я знаю, что и трек не показывает утопию 24 на 7 (и я не только про DS9!) - просто и показывая утопию, он частенько лажает. РАЗУМЕЕТСЯ, не всегда - и показать многорасовый, многонациональный и мультигендерный экипаж в шестидесятые было очень круто. Но всё же... да что я буду повторять, у меня, наверное, половина стартрековских постов об этом! А у меня МНОГО стартрековских постов.)
Впрочем, и с сопереживанием не всё так однозначно. Вот "Евангелион", например: как так получилось, что вечно бухая тётка, которая рискует жизнями детей и готова соблазнить четырнадцатилетнего пацана - одна из самых симпатичных героинь не только "Евангелиона", но и аниме вообще? И это касается всех персонажей "Евангелиона": они все, мягко говоря, морально сомнительные личности - но почему-то у меня они вызывают не реакцию "тут не исправить уже ничего, Господь, жги!", а "и жалко всех и вся". У них всех есть и положительные качества, и их всех есть за что пожалеть. Ну, кроме Гендо) У Гендо - если смотреть объективно - всё это тоже в наличии, но он бьёт по конкретно моим сквикам, так что я могу его только ненавидеть... да и то не из любой вселенной) Ну и кроме SEELE. SEELE, несмотря на крайне важную и крайне зловещую роль, настолько НЕТ в повествовании, они настолько пусты - что сложно испытывать к ним какие бы то ни было эмоции: ненависть, симпатию, что угодно. Ангелы (и я не только про Каору и Рей!) вызывают больше эмоций - а ведь мы даже не знаем, разумны ли они или нет! Но большинство персонажей "Евангелиона" вызывают симпатию и сочувствие. Несмотря ни на что - даже на "мелочи" вроде разрушения мира.
Но меня понесло)) К чему я это всё - к тому, что в случае "Трёх негодяев скрытой крепости" всё ровно то же самое! Нет там "злой Империи" и "добрых повстанцев" - это как раз отличает их от ЗВ (хотя и, повторюсь, несмотря на разделение на добро и зло, ЗВ не показывают утопию); нет однозначно плохих и хороших персонажей (ну, хороших, может, и есть, но немного)) - но ты не можешь им не сопереживать! Вот, Тахэй и Матасити, например - предатели и (несостоявшиеся) насильники! - но как же ты болеешь за них! Рокурота Макабэ с феодальными заморочками, принцесса... не, ну принцесса и рабыня - лучи света в тёмном царстве, но и они участвовуют не в ЗВ-шной борьбе за свободу, а в клановых войнах... золото принцесса, опять же, в конце зажала(( Но ты прощаешь им - прощаешь, потому что видишь их достоинства; прощаешь, потому что видишь их горести; прощаешь, потому что делаешь скидку на эпоху - даже не на эпоху фильма, а эпоху, показанную в фильме. Прощаешь, потому что никто не говорит тебе, что эти люди идеальны и безгрешны.
Но, опять же, чтобы это сработало, нужны талантливые авторы. Я вот - что бы там ни говорили! - и Лукаса считаю очень талантливым... но и у него получается не всегда. Но у Куросавы - получилось. Поэтому я люблю этот фильм - не просто уважаю как достойное произведение искусства, именно люблю - и всем рекомендую.
Как-то так)
tentacruel
| четверг, 17 января 2019