Среди трёх существующих родов литературы эпос наименее приспособлен к такого рода вещам, Rotating Protagonist может помочь - но совсем уж выйти за рамки разделения практически невозможно. Но драме и лирике куда проще! Вот, например, "Утёс":
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Два главных персонажа, ноль второстепенных, ноль эпизодических - и никакого мошенничества!
На самом деле, моё отношение к разделению произведений на эпос, лирику и драму довольно сложное. Я, как и все, проходила это в школе в детстве - но не обратила особого внимания: мол, хорошо, можно разделить всё на прозу, стихи и пьесы, что тут интересного. Это потом, когда я узнала чуть больше... не столько о литературе - сколько о фольклоре даже, моё понимание предмета изменилось. Например, здорово было узнать, что стихотворная форма раньше была не для "Я пришел к тебе с приветом..." - а для запоминания наизусть огромных эпических текстов, вроде "Манаса". Или что загадки, вполне вероятно, изначально имели религиозную основу и были чем-то вроде языческого катехизиса (как "Речи Вафтруднира"). Драма же вообще оказалась одновременно и более древней, и более новой формой, чем я думала. С одной стороны, в греческом театре только Эсхил впервые увеличил количество актёров с одного до двух - так что до него пьесы существовали в каком-то другом, совершенно отличном от современного виде. С другой, мы, как обычно, сосредоточены на Европе - между тем, театральные и прототеатральные представления появлялись независимо во всём мире и - да, вы угадали - изначально выполняли ритуальную функцию.
Так что теперь, когда я знаю, что в стихах раньше писали даже учебники, я с большей серьёзностью отношусь к определению лирики как к роду литературы, в котором "действительность отражается путем передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора" - очевидно, что моё прежнее понимание лирики как "произведения в стихах" больше не работает. С другой, ну, с этим определением есть очевидная проблема: все мы знаем, сколько задушевных переживаний и чувств может быть в эпических и драматических жанрах - и как мало в том, что традиционно причисляется к жанрам лирическим. Душу вообще поймать сложнее, чем форму.
Но я отвлеклась! Я сосредоточилась на литературе - в то время как дело не только в ней: вообще, изначально я размышляла о проблеме разделения героев в играх. Есть, например, разного рода визуальные новеллы, где можно встречаться то с одним, то с другим персонажем - а есть ли такие, где можно быть попеременно всеми персонажами? Я не встречала - но вполне возможно, что такие вещи существуют, просто я о них не знаю. В любом случае, это было бы круто!
Однако я недавно играла в игру (не ВН, правда) с похожим подходом к персонажам! Я тут откопала диск "Sims 2" с различными дополнениями - и решила вспомнить молодость))) На первый взгляд, симсы идеально подходят к тому, что я ищу - максимальный акцент на героях (вместе с минимальным акцентом на истории), играть можно практически любым персонажем. Но на самом деле... симсы, безусловно, прекрасны - но и в них не царит полное равенство. Во-первых, играть можно всё-таки не всеми. Помимо таинственных незнакомцев в воспоминаниях и прочих внесценических персонажей - довольно сложно, например, поиграть за доставщика еды. По умолчанию игра не предлагает поиграть за него - поиграть за него можно, только если ты разовьёшь с ним настолько хорошие отношения, что сможешь пригласить к себе в семью: а это довольно сложно, если учесть, что, отдав еду, он сразу уходит, и, ЕМНИП, телефона с компьютером у него нет. Если играбельный персонаж поедет в центр города, встретит на улице ведьму, поговорит с ней, продолжит общаться с ней по телефону, подружится, пригласит погостить, попросит сделать его колдуном, потратит кучу времени на изучение магии и ещё кучу - на изготовление артефактов (или кучу денег на покупку артефактов) - он получит способность вызывать того или иного персонажа к себе в дом, даже не подружившись с ним. Если после этого играбельный персонаж сможет разговорить его, вызвать персонажа с помощью магии ещё несколько раз, если тот быстро вернётся домой (потому что, если у него нет телефона, то иначе пригласить его будет невозможно: и нет, эти дятлы не пользуются мобильным, даже когда ты его им даришь), и, наконец, подружиться с ним настолько, чтобы пригласить его жить вместе (а потом можно и отселить в какой-нибудь маленький домик С ТЕЛЕФОНОМ), но... сами понимаете.
Я за доставщика еды не играла - однако я несколько раз женила персов на случайных знакомых из интернета (с которыми потом развивалась крепкая дружба) и за университетских профессоров (что гораздо проще: у них-то телефоны обычно есть). Так вот: разница между прописанными персонажами с историей (вроде Кассандры Гот) и этими ребятами налицо. Одна из женщин, например, просто полностью скопировала все навыки моего перса - а то, что с такими навыками ей полагалось повышение по службе, игра не учла (впрочем, баг с повышением по службе, кажется, встречается и с прописанными персонажами, когда ты приглашаешь их жить к себе - или я просто чего-то не понимаю). Ни один из профессоров не продолжает быть профессором после брака (что, наверное, по-своему логично: нехрен вступать в отношения со своими вчерашними студентами! Ну и просто они переезжают жить далеко от кампуса) и даже не ведёт себя как тот, кто сам получил высшее образование - а после этого им автоматически полагается более высокая должность на работе (хотя, опять же: и в реальности некоторые профессора учились самостоятельно и достигли огромных успехов без официального образования, так что...). У всех провалы в памяти - никто не помнит детства, школы, молодости... У одного из мужей-профессоров не было ни одного друга и знакомого до моего персонажа и ни одного воспоминания, не связанного с моим персонажем! Понимаю, что это
У другого профессора кое-какие воспоминания есть - но другой баг: он необыкновенно влюбчивый! Он влюбился без памяти в собственного тестя! Просто поговорив с ним! >_______< После этого он влюбился в чувака, с которым пообщался в интернете две секунды! После этого он влюбился (100 баллов дружбы, крепкая дружба, любовь и страсть) в доставщика еды - хотя его общение с ним ограничивалось тем, что он взял корзину с доставленным! o_______O Когда любовь невозможна - он мгновенно достигает стопроцентного уровня дружбы: как-то раз он пошёл посмотреть на бродячую собаку, которая портит ему мебель - и чуть не вернулся с новым питомцем. Удивительно, но на его собственного сына это не распространяется - с ним у него постепенно возрастающие очки дружбы нормального человека. Впрочем, его сын пока лежит в колыбели - кто знает, что будет, когда они начнут разговаривать друг с другом?
Я веселюсь, для меня это скорее фича, чем баг - тем более, что жена профессора (несмотря на то, что симы имеют склонность ревновать даже без всяких поводов) не злится (действительно, чего с него взять?); а другие персонажи не отвечают взаимностью (поэтому измен нет). Однако подобная несбалансированность - ещё один показатель разницы между персонажами. Так что даже в симсах разница между главными и второстепенными героями имеется.
Но меня снова понесло! Забавно, как я начала с родов литературы - и закончила влюбчивым дедом))
P.S. Про обещанные посты не забыла, если что - всё будет, но постепенно)