Я всё думаю о том, как смотреть на происходящее в фантастических произведениях обычными глазами. Странно выходит.
Ну вот в стартреке. Уже задолбавшая, наверное, всех тема - самосознание и границы личности. Вроде кажется, что, когда у существа другие воспоминания, другое восприятие, другое сознание и самосознание - это другое существо. Да и иногда - например, в DS9, в серии "Дакс" - это прямо показывалось.
Но что тогда получается? Получается, что контакт разумов - это создание совершенно нового существа. И, например, вулканский контакт разумов - это маленькое самоубийство, маленькое убийство, маленькое рождение и снова убийство
Весело, однако 
Но ещё веселее с боргами. Когда на тебя кто-то нападает, изменяет тело и уничтожает личность - это насилие, а нападающий виновен. Когда этот кто-то под воздействием - это насилие, но нападающий не виновен; так ведь, кажется? Но тогда выходит, что борги - странное существо, части которого мучают друг друга, но не виновны в этом. Точнее, они мучили существ (не отвечая за это!), убили их; убив же их, умерли сами, а вместо этого появился новое существо, включающее в себя невольных убийц и их жертв
Оно всё, наверное, кажется глупой софистикой. Мне, прежде всего, и кажется)) Но если я неправа, придётся признать ещё более странные вещи. Например, что коллектив боргов тождественен каждому его члену по отдельности, а также тому, кем он был до коллектива и тому, кем он (если повезло) стал после. В общем, куда ни глянь - сплошные странности.
Ну хорошо, допустим, это просто слова. Но забавно, что эти же слова могли придти на ум и тем, кто прошёл через подобное - как минимум тем, кто не привык к подобному и имеет схожий с моим понятийный аппарат: людям-землянам. А я не думаю, что все они не задумывались над этим. Уверена, например, что Пикард себе, эээ... плешь проел, простите за каламбур))
Но ОК, оставим слова, что это значит "реально", на уровне ощущений? Сложно сказать. Наверное, нужно смотреть на тот опыт, который у нас есть. У нас у всех есть опыт детства, жизни до самосознания. Боюсь, у нас у всех есть опыт переутомления и головной боли. У нас, наверное, у всех есть опыт сна, в которым мы глядим на себя со стороны. У нас у очень многих есть опыт употребления алкоголя)) У нас, к сожалению, у всех есть опыт бессилия - как перед кем-то конкретным, так и перед чем-то, например, болезнью. У нас есть опыт стыда, который мы испытывали, когда кто-то узнавал о нас то, чего мы не хотели. У меня есть отвратительный опыт, когда в твоей черепной коробке появляется часть, которую ты не можешь контролировать, и которая изводит тебя - но я надеюсь, что читающие этот пост (если таковые найдутся) ничего подобного не испытывали. Если речь идёт о таких случаях, как у Пикарда - то едва ли у нас есть опыт вынужденного предательства (которое к тому же - в случае Пикарда, опять же - прогремело на весь мир); но представить количество стыда и вины в принципе возможно. Наконец, у нас есть опыт физической боли, которая часто в произведениях подобные вещи сопровождает. Смешать всё это? Мы получим что-то на тему, но не более того.
Может, лучше вообще не рассуждать и не представлять вообще подобные вещи? Так неинтересно(( Зачем смотреть на вещи, над которыми не задумываешься и которым не сочувствуешь?
обзорам
Ну вот в стартреке. Уже задолбавшая, наверное, всех тема - самосознание и границы личности. Вроде кажется, что, когда у существа другие воспоминания, другое восприятие, другое сознание и самосознание - это другое существо. Да и иногда - например, в DS9, в серии "Дакс" - это прямо показывалось.
Но что тогда получается? Получается, что контакт разумов - это создание совершенно нового существа. И, например, вулканский контакт разумов - это маленькое самоубийство, маленькое убийство, маленькое рождение и снова убийство


Но ещё веселее с боргами. Когда на тебя кто-то нападает, изменяет тело и уничтожает личность - это насилие, а нападающий виновен. Когда этот кто-то под воздействием - это насилие, но нападающий не виновен; так ведь, кажется? Но тогда выходит, что борги - странное существо, части которого мучают друг друга, но не виновны в этом. Точнее, они мучили существ (не отвечая за это!), убили их; убив же их, умерли сами, а вместо этого появился новое существо, включающее в себя невольных убийц и их жертв

Оно всё, наверное, кажется глупой софистикой. Мне, прежде всего, и кажется)) Но если я неправа, придётся признать ещё более странные вещи. Например, что коллектив боргов тождественен каждому его члену по отдельности, а также тому, кем он был до коллектива и тому, кем он (если повезло) стал после. В общем, куда ни глянь - сплошные странности.
Ну хорошо, допустим, это просто слова. Но забавно, что эти же слова могли придти на ум и тем, кто прошёл через подобное - как минимум тем, кто не привык к подобному и имеет схожий с моим понятийный аппарат: людям-землянам. А я не думаю, что все они не задумывались над этим. Уверена, например, что Пикард себе, эээ... плешь проел, простите за каламбур))
Но ОК, оставим слова, что это значит "реально", на уровне ощущений? Сложно сказать. Наверное, нужно смотреть на тот опыт, который у нас есть. У нас у всех есть опыт детства, жизни до самосознания. Боюсь, у нас у всех есть опыт переутомления и головной боли. У нас, наверное, у всех есть опыт сна, в которым мы глядим на себя со стороны. У нас у очень многих есть опыт употребления алкоголя)) У нас, к сожалению, у всех есть опыт бессилия - как перед кем-то конкретным, так и перед чем-то, например, болезнью. У нас есть опыт стыда, который мы испытывали, когда кто-то узнавал о нас то, чего мы не хотели. У меня есть отвратительный опыт, когда в твоей черепной коробке появляется часть, которую ты не можешь контролировать, и которая изводит тебя - но я надеюсь, что читающие этот пост (если таковые найдутся) ничего подобного не испытывали. Если речь идёт о таких случаях, как у Пикарда - то едва ли у нас есть опыт вынужденного предательства (которое к тому же - в случае Пикарда, опять же - прогремело на весь мир); но представить количество стыда и вины в принципе возможно. Наконец, у нас есть опыт физической боли, которая часто в произведениях подобные вещи сопровождает. Смешать всё это? Мы получим что-то на тему, но не более того.
Может, лучше вообще не рассуждать и не представлять вообще подобные вещи? Так неинтересно(( Зачем смотреть на вещи, над которыми не задумываешься и которым не сочувствуешь?
обзорам