ВНЕЗАПНО о TOS.
Помнится, в своё время я писала, что альены в стартреке, скажем так, не самые правдоподобные. Теперь я думаю, что другие виды в TOS вообще не являются другими видами. За редкими исключениями - и эти исключения потом станут потом активно появляться и развиваться в последующих сериалах.
Более того, люди и совсем-совсем гуманоидные альены, встреченные главными героями, тоже не являются людьми.
Что я имею в виду - то, что у любого вида должны быть какие-то физические и физиологические свойства, своя психика, свои (мульти-)культурные особенности. Они могут быть правдоподобными или нет, сходными с человеческими или наоборот, интересными или неинтересными - разными. Но они должны быть.
В TOS же мы видим не инопланетян, а мифологических чудовищ. Привлекательная девушка, оказывающаяся вампиром; греческие боги; огромная, пожирающая всё, амёба в космосе; странная тварь, питающаяся ненавистью и страхами... Разве все они - инопланетяне, хоть в каком-то смысле? У большинства из них мы не просто не видим культуры, мы не видим даже, ну, телесной конструкции. У многих из них и нет телесной конструкции, поскольку они и вовсе являются нематериальными.
На всякий случай сразу оговорюсь: я не считаю, что это плохо. Или, наоборот, хорошо. Это просто есть, и мне это интересно.
Подобная "мифологичность" альенов, кстати, частично сохранится и в TNG, и даже в DS9 и VOY (я уже молчу про TAS). Несмотря на то, что будут появляться и развиваться обычные инопланетяне, со своей физиологией, культурой, государственным устройством и т. д., всегда, даже, повторюсь, в DS9 останутся существа, которых иначе как "богами", "демонами", "чудовищами", "призраками" не назовёшь. Самый яркий пример (из поздних) - пророки, но не только.
Есть и другой вид альенов в TOS, к которому как раз можно отнести не только альенов. Этот вид - это "отражения" героев, а иногда и всего человечества. Это и миррорверс, и ян с комами в "The Omega Glory", и робот-Кирк из "What Are Little Girls Made Of?"... Даже ромуланцы, которые были как раз одним из немногих примеров "обычных" альенов, были одновременно и "отражением" вулканцев - ещё одной важной стартрековской расы.
Иногда "мифологические" альены были одновременно и "отражениями". Например, персонажи "Let That Be Your Last Battlefield" являются отражением существовавшего прежде и в реальном мире, и в мире трека расового конфликта. Но при этом... сколько лет эти двое гонялись друг за другом? Пятьдесят тысяч? Ну и кто они после этого - неужели же просто копия людей без всякого налёта мифологичности?
Вообще, мотив двойников - сам по себе мифологический мотив, как и мотив персонализированных человеческих качеств. Но, хотя мифологические мотивы в стартреке - очень интересная тема, я даже не на это хотела бы обратить внимание. Дело в том, что встреча с самим собой и своими качествами, воплощёнными в других или нет - один из важнейших мотивов TOS (не только TOS, но TOS особенно). Встреча со всеми вышеупомянутыми чудовищами - не самое важное, во многом они лишь средство для понимания самого себя. Иногда подобные серии вообще обходятся без монстров, типичный пример - "The Enemy Within". Впрочем, на это можно посмотреть и с другой стороны - монстры не являются просто "злодеями недели", они проводники персонажей к самим себе.
А что, собственно, мы можем сказать о персонажах? Они, несмотря на весь героизм, не эпические герои - современники чудовищ, с которыми борются. По духу они - люди из эпохи Возрождения, а сам сериал, как ни странно, очень во многом проповедует именно идеи эпохи Возрождения.
Главные герои не признают специализации (даже несмотря на всякие "я врач, а не...")). Герои очень хорошо образованы, у них разносторонние интересы - вплоть до того, что Спок может безошибочно распознать неизвестные картины Леонардо да Винчи (вдумайтесь в эту фразу!) Герои активно ищут новое.
Огромной ценностью для героев - и для авторов тоже - является свобода. Идеал свободного человека - это тоже во многом идеал Возрождения, хотя, конечно, и не сводится только к этой эпохе. Сюда же относится и витающие в воздухе секулярные идеи, не доходящие при этом до атеизма.
Герои телесны. Нет, речь не идёт о биологическом детерминизме или даже о простой материальной обусловленности - в TOS дух сильнее материи. Но герои непредставимы без собственной телесности - они едят и (прежде всего)) пьют, заводят романы (Кирк, конечно, впереди планеты всей - но романы успели завести все главные герои TOS), имеют свои яркие особенности внешности... в конце концов, болеют. Они эмоциональны (в том числе и Спок, да). Огромную роль в их отношениях играет юмор.
Попытки отстраниться от собственной эмоциональности и собственной телесности обычно плохо заканчиваются. "Наверное, это цена, которую они платят за подавление эмоций", - говорит Маккой о пон-фарре, и, хотя это можно списать на предвзятое отношение доктора к вулканцам, на мой взгляд, как раз это было бы очень в духе TOS. Полнота, универсальность, принятие в себя всего, "не-отрицание" себя - это идеал TOS в отношении героев, коллективов, видов, государств.
Когда происходят уже упомянутые "встречи с собой", моралью часто оказывается именно принятие себя. Иногда требуется контроль над собой - но не отрицание себя, не попытки вырвать какую-то часть себя. Самый яркий пример - ужу упомянутая серия "The Enemy Within": даже откровенное зло и агрессия могут пригодиться... да что там могут пригодиться - необходимы. Уже писала много раз, но повторю: ни один из главных героев TOS не убил собственного двойника - в отличие от TNG, например, где подобное случалось сплошь и рядом.
И утопизм. "Утопия" тоже была написана в эпоху Возрождения. Да, я, разумеется, всё упрощаю, сводя всё к этой эпохе, вы уже поняли.
Вместе с тем недостатки Федерации и Звёздного Флота были уже во времена TOS. Но - вернёмся в начало - когда ты борешься с чудовищами на грани мира смерти (я не преувеличиваю - иногда героев буквально воскрешают), не всё ли тебе равно, есть ли у Федерации недостатки или нет? Это будет важно потом, в других сериалах - но пока перед нами герои и ситуации, которые перевешивают всё остальное.
Да и конфликты Кирка с адмиралами, послами и прочими основаны совсем не на том, на чём они основаны, например, у Пикарда. Конфликты Кирка и Ко с адмиралами - это конфликты практиков, деятелей против штабных теоретиков, отвлечённо разглагольствующим обо всём издалека.
"Дипломаты... Лучший дипломат - это заряженная фазерная батарея!", - говорит Скотти. Но, несмотря на подобные речи, "Энтерпрайз" далеко не всегда стремится решить конфликт силой; это не просто противостояние идеализма и жестокого реализма. В этой же самой серии ("A Taste of Armageddon") именно капитан Кирк изначально стремится избежать столкновения, не высаживаться на планету. Нет, если речь и идёт о противостоянии, то о противостоянии глупого "штабного" идеализма и идеализма практического. До реализма, до того момента, когда проблемы действительно будут решаться с помощью фазерной батареи (которая при этом не является просто угрозой, а пускается в ход), до действительного уничтожения планет ещё очень далеко.
Это будет в DS9. В TNG, что интересно, именно Пикард будет защитником идеалов; адмиралы же будут призывать его отступить - ради выгоды Федерации. При этом у Пикарда самого будет соблазн отступить (от той же Главной директивы, например) - но отступить из милосердия, не ради выгод. В DS9 конфликта уже не будет, Сиско будет отступать от правил спокойно, понимая, что делает и зачем. В VOY... но а "Вояджере" я планирую написать отдельно, когда досмотрю.
Понесло меня... Собственно, изначально я раздумывала именно над этим, над тем, когда и как Федерация стала "показывать зубы". Но всё связано со всем. На проблемы Федерации не обращают внимание из-за другого уровня конфликтов, из-за неполитичности происходящего. Кирк нарушает правила и даже не замечает этого - но он делает это не из-за того, что реальность давит, а... из-за гармонии с реальностью, что ли? Нельзя просто написать "такие-то вещи уже в TOS не боялись сказать (например, про фазерную батарею)", потому что в TOS за этим стоит совсем другое. Вместе с тем - да, в TOS не боялись показывать недостатки героев, ведь недостатки - это тоже то, что нужно принять в себе, не отказываясь ни от чего (хотя и не давать им волю).
Как-то так)
P.S. Интересно, кто-нибудь прочтёт всё это от начала и до конца? Или даже не до конца? Не особенно верится) Но я высказалась - меня отпустило)
обзорам
Помнится, в своё время я писала, что альены в стартреке, скажем так, не самые правдоподобные. Теперь я думаю, что другие виды в TOS вообще не являются другими видами. За редкими исключениями - и эти исключения потом станут потом активно появляться и развиваться в последующих сериалах.
Более того, люди и совсем-совсем гуманоидные альены, встреченные главными героями, тоже не являются людьми.
Что я имею в виду - то, что у любого вида должны быть какие-то физические и физиологические свойства, своя психика, свои (мульти-)культурные особенности. Они могут быть правдоподобными или нет, сходными с человеческими или наоборот, интересными или неинтересными - разными. Но они должны быть.
В TOS же мы видим не инопланетян, а мифологических чудовищ. Привлекательная девушка, оказывающаяся вампиром; греческие боги; огромная, пожирающая всё, амёба в космосе; странная тварь, питающаяся ненавистью и страхами... Разве все они - инопланетяне, хоть в каком-то смысле? У большинства из них мы не просто не видим культуры, мы не видим даже, ну, телесной конструкции. У многих из них и нет телесной конструкции, поскольку они и вовсе являются нематериальными.
На всякий случай сразу оговорюсь: я не считаю, что это плохо. Или, наоборот, хорошо. Это просто есть, и мне это интересно.
Подобная "мифологичность" альенов, кстати, частично сохранится и в TNG, и даже в DS9 и VOY (я уже молчу про TAS). Несмотря на то, что будут появляться и развиваться обычные инопланетяне, со своей физиологией, культурой, государственным устройством и т. д., всегда, даже, повторюсь, в DS9 останутся существа, которых иначе как "богами", "демонами", "чудовищами", "призраками" не назовёшь. Самый яркий пример (из поздних) - пророки, но не только.
Есть и другой вид альенов в TOS, к которому как раз можно отнести не только альенов. Этот вид - это "отражения" героев, а иногда и всего человечества. Это и миррорверс, и ян с комами в "The Omega Glory", и робот-Кирк из "What Are Little Girls Made Of?"... Даже ромуланцы, которые были как раз одним из немногих примеров "обычных" альенов, были одновременно и "отражением" вулканцев - ещё одной важной стартрековской расы.
Иногда "мифологические" альены были одновременно и "отражениями". Например, персонажи "Let That Be Your Last Battlefield" являются отражением существовавшего прежде и в реальном мире, и в мире трека расового конфликта. Но при этом... сколько лет эти двое гонялись друг за другом? Пятьдесят тысяч? Ну и кто они после этого - неужели же просто копия людей без всякого налёта мифологичности?
Вообще, мотив двойников - сам по себе мифологический мотив, как и мотив персонализированных человеческих качеств. Но, хотя мифологические мотивы в стартреке - очень интересная тема, я даже не на это хотела бы обратить внимание. Дело в том, что встреча с самим собой и своими качествами, воплощёнными в других или нет - один из важнейших мотивов TOS (не только TOS, но TOS особенно). Встреча со всеми вышеупомянутыми чудовищами - не самое важное, во многом они лишь средство для понимания самого себя. Иногда подобные серии вообще обходятся без монстров, типичный пример - "The Enemy Within". Впрочем, на это можно посмотреть и с другой стороны - монстры не являются просто "злодеями недели", они проводники персонажей к самим себе.
А что, собственно, мы можем сказать о персонажах? Они, несмотря на весь героизм, не эпические герои - современники чудовищ, с которыми борются. По духу они - люди из эпохи Возрождения, а сам сериал, как ни странно, очень во многом проповедует именно идеи эпохи Возрождения.
Главные герои не признают специализации (даже несмотря на всякие "я врач, а не...")). Герои очень хорошо образованы, у них разносторонние интересы - вплоть до того, что Спок может безошибочно распознать неизвестные картины Леонардо да Винчи (вдумайтесь в эту фразу!) Герои активно ищут новое.
Огромной ценностью для героев - и для авторов тоже - является свобода. Идеал свободного человека - это тоже во многом идеал Возрождения, хотя, конечно, и не сводится только к этой эпохе. Сюда же относится и витающие в воздухе секулярные идеи, не доходящие при этом до атеизма.
Герои телесны. Нет, речь не идёт о биологическом детерминизме или даже о простой материальной обусловленности - в TOS дух сильнее материи. Но герои непредставимы без собственной телесности - они едят и (прежде всего)) пьют, заводят романы (Кирк, конечно, впереди планеты всей - но романы успели завести все главные герои TOS), имеют свои яркие особенности внешности... в конце концов, болеют. Они эмоциональны (в том числе и Спок, да). Огромную роль в их отношениях играет юмор.
Попытки отстраниться от собственной эмоциональности и собственной телесности обычно плохо заканчиваются. "Наверное, это цена, которую они платят за подавление эмоций", - говорит Маккой о пон-фарре, и, хотя это можно списать на предвзятое отношение доктора к вулканцам, на мой взгляд, как раз это было бы очень в духе TOS. Полнота, универсальность, принятие в себя всего, "не-отрицание" себя - это идеал TOS в отношении героев, коллективов, видов, государств.
Когда происходят уже упомянутые "встречи с собой", моралью часто оказывается именно принятие себя. Иногда требуется контроль над собой - но не отрицание себя, не попытки вырвать какую-то часть себя. Самый яркий пример - ужу упомянутая серия "The Enemy Within": даже откровенное зло и агрессия могут пригодиться... да что там могут пригодиться - необходимы. Уже писала много раз, но повторю: ни один из главных героев TOS не убил собственного двойника - в отличие от TNG, например, где подобное случалось сплошь и рядом.
И утопизм. "Утопия" тоже была написана в эпоху Возрождения. Да, я, разумеется, всё упрощаю, сводя всё к этой эпохе, вы уже поняли.
Вместе с тем недостатки Федерации и Звёздного Флота были уже во времена TOS. Но - вернёмся в начало - когда ты борешься с чудовищами на грани мира смерти (я не преувеличиваю - иногда героев буквально воскрешают), не всё ли тебе равно, есть ли у Федерации недостатки или нет? Это будет важно потом, в других сериалах - но пока перед нами герои и ситуации, которые перевешивают всё остальное.
Да и конфликты Кирка с адмиралами, послами и прочими основаны совсем не на том, на чём они основаны, например, у Пикарда. Конфликты Кирка и Ко с адмиралами - это конфликты практиков, деятелей против штабных теоретиков, отвлечённо разглагольствующим обо всём издалека.
"Дипломаты... Лучший дипломат - это заряженная фазерная батарея!", - говорит Скотти. Но, несмотря на подобные речи, "Энтерпрайз" далеко не всегда стремится решить конфликт силой; это не просто противостояние идеализма и жестокого реализма. В этой же самой серии ("A Taste of Armageddon") именно капитан Кирк изначально стремится избежать столкновения, не высаживаться на планету. Нет, если речь и идёт о противостоянии, то о противостоянии глупого "штабного" идеализма и идеализма практического. До реализма, до того момента, когда проблемы действительно будут решаться с помощью фазерной батареи (которая при этом не является просто угрозой, а пускается в ход), до действительного уничтожения планет ещё очень далеко.
Это будет в DS9. В TNG, что интересно, именно Пикард будет защитником идеалов; адмиралы же будут призывать его отступить - ради выгоды Федерации. При этом у Пикарда самого будет соблазн отступить (от той же Главной директивы, например) - но отступить из милосердия, не ради выгод. В DS9 конфликта уже не будет, Сиско будет отступать от правил спокойно, понимая, что делает и зачем. В VOY... но а "Вояджере" я планирую написать отдельно, когда досмотрю.
Понесло меня... Собственно, изначально я раздумывала именно над этим, над тем, когда и как Федерация стала "показывать зубы". Но всё связано со всем. На проблемы Федерации не обращают внимание из-за другого уровня конфликтов, из-за неполитичности происходящего. Кирк нарушает правила и даже не замечает этого - но он делает это не из-за того, что реальность давит, а... из-за гармонии с реальностью, что ли? Нельзя просто написать "такие-то вещи уже в TOS не боялись сказать (например, про фазерную батарею)", потому что в TOS за этим стоит совсем другое. Вместе с тем - да, в TOS не боялись показывать недостатки героев, ведь недостатки - это тоже то, что нужно принять в себе, не отказываясь ни от чего (хотя и не давать им волю).
Как-то так)
P.S. Интересно, кто-нибудь прочтёт всё это от начала и до конца? Или даже не до конца? Не особенно верится) Но я высказалась - меня отпустило)
обзорам
P.S. Интересно, кто-нибудь прочтёт всё это от начала и до конца?
Я тут увидела пост, прочитала до конца, и решила сказать об этом, раз вопрос есть
Я полностью видела только TOS, про остальные сериалы Стар Трека в основном читала. Ну и ещё полнометражки видела.
Но, в принципе, и по тому, что мне известно, складывается впечатление, что TOS - самый так сказать идеалистичный сектор, и при том - самый полнокровный. И да, идеалистичность заключалась не в том, что персонажей показывали идеальными. Как раз нет.
Но мораль сводилась к вере в то, что идеалы - достижимы. На практике. И достижимость не раз подтверждалась. Делание, не мечтание. Сила, разносторонность, гармония - вместе с телесностью и принятием себя. Борьба с внешними обстоятельствами и тьмой в себе - не бесполезная и не проигрышная. Всё это и правда напоминает об эпохе Возрождения, с её верой в человеческие возможности, представлениями о гармонии, и вместе с тем - сочетание (тоже гармоничное) с религиозностью (этот аспект в TOS тоже есть)
Я тут увидела пост, прочитала до конца, и решила сказать об этом, раз вопрос есть
Спасибо, что сказали! Я уже привыкла писать сама для себя, но, как ни крути, приятно, что это кто-то читает
Интересные мысли)
Спасибо!
Но мораль сводилась к вере в то, что идеалы - достижимы. На практике.
Согласна.
И достижимость не раз подтверждалась.
Если совсем честно, то порой с этим всё же бывали проблемы. Как сказано в одной статье (статья про TNG, но, на мой взгляд, это можно сказать и про TOS) - Does it teach us to reach for the stars, or to smugly congratulate ourselves on being there already?
Но я не хочу сейчас ругать TOS. Как бы то ни было, в TOS было очень много всего хорошего.
и вместе с тем - сочетание (тоже гармоничное) с религиозностью (этот аспект в TOS тоже есть)
Есть. И, несмотря на то, что фильмы уже очень отличаются от TOS, ИМХО, очень хорошо именно TOS-овская религиозность показана в пятом фильме. Она тоже очень... земная (если так можно сказать о мире стартрека)), очень "возрожденческая". Когда кажется, что никаких противоречий между мирским и небесным быть не может. Против жестокости, против обрядовости, против фанатичности, против отказа от себя - в религии или вне её.
В TNG, особенно раннем, религия будет рассматриваться как когнитивное искажение и признак отсталости. В DS9 религия будет рассматриваться серьёзно и реалистично, со всех сторон. В VOY религия будет во многом тождественна мистике, а отрицания уже не будет. Но TOS - это такой праздник жизни, и это видно и в отношении к религии.
Зашла к вам из обзоров, потому что люблю, когда начинают разбирать вселенную Ster Trek с различных точек зрения. Ведь каждый сериал - это действительно эпоха. Не только фантастическая, но и наша с вами реальная. Это я к тому, что больше склонна к мнению, что СТ отражает идеалы и тенденции того времени, в которое сериал (полнометражка) создавался.
Раньше я больше рассматривала ТОС в с разрезе античности (здесь ваши размышления о мифологичности мне оч близки оказались), эпохи Просвещения и культуры хиппи (куда без этого в конце 60-х). Только мне всегда было сложно собрать мысли в кучку (состоящую хотя бы из 3 тыс. символов
И еще меня, конечно же, зацепила тема двойничества (встреча с собчствнными страхами, общечеловеческими фобиями и пришельцы, которые являются усугубленным отражением тех или иных черт именно человеческой природы). Недавно я читала о двойничестве в СТ между главными героями. Чтобы не пересказывать, дам ссылку . Мне кажется, вам тоже будет любопытно (хотя, возможно, вы это уже и читали).
Спасибо за пост!
Зашла к вам из обзоров, потому что люблю, когда начинают разбирать вселенную Ster Trek с различных точек зрения.
Спасибо, что зашли!
Я тоже люблю, когда начинают разбирать вселенную Ster Trek с различных точек зрения. По крайней мере, пока это не очень противоречит моим мыслям
Ведь каждый сериал - это действительно эпоха. Не только фантастическая, но и наша с вами реальная.
Согласна.
Это я к тому, что больше склонна к мнению, что СТ отражает идеалы и тенденции того времени, в которое сериал (полнометражка) создавался.
Мне кажется, одно не отменяет другого. Сериал действительно отражает идеи и стремления 60-ых годов, но многие из этих идей витают в воздухе как раз с эпохи Возрождения, а то и дольше. Идеи сериала не потому напоминают идеи Возрождения, что создатели так хотели, а потому, что ничто не ново под луной. Хотя - не устану повторяться - я ОЧЕНЬ СИЛЬНО всё упрощаю.
Только мне всегда было сложно собрать мысли в кучку (состоящую хотя бы из 3 тыс. символов
А зачем обязательно трёх тысяч и больше? Как говорится, краткость - сестра таланта
И еще меня, конечно же, зацепила тема двойничества (встреча с собчствнными страхами, общечеловеческими фобиями и пришельцы, которые являются усугубленным отражением тех или иных черт именно человеческой природы).
Мне тоже очень интересна эта тема! У меня, к сожалению, не хватает знаний, чтобы нормально писать об этом; плюс я думаю, что об этом было бы интереснее написать уже по итогам просмотра всего стартрека - потому что эта тема присутствует в стартреке на протяжении всех сериалов и всех фильмов. Поэтому я пока пишу об этом вскользь. Но есть вероятность, что рано или поздно я не выдержу и напишу об этом подробно - потому что ну замечательная же тема!
Мне кажется, вам тоже будет любопытно (хотя, возможно, вы это уже и читали).
Да, очень интересно, спасибо! Я натыкалась на этот пост, но, поскольку я не смотрела Farscape, я не бралась его читать. Сейчас же я его прочла и, повторюсь, это было действительно интересно!
Не думаю, правда, что я могу нормально оценить этот пост - у меня всё же очень поверхностные знания((
Разве что, наверное, я не совсем уверена, что злое начало и злое отражение героя можно всегда отождествлять с трикстером, как это сделано в статье. И ещё я не до конца уверена, что триумвират в стартреке играет роль только культурных героев. Они культурные герои, да (и, кстати, в том числе и поэтому у них довольно часто не получается выполнять Главную директиву - ну как можно просить не вмешиваться тех, у кого сам архетип требует вмешательства и изменения чужих культур?)). Но, например, очень интересно было бы посмотреть на них и как на шаманов-психопомпов и вообще путешественников в потусторонний мир. Потому что все эти чудовища, с которыми встречаются герои - ну натурально из потустороннего мира; а места, где они оказываются, действительно функционируют по отдельным законам, в особом времени и пространстве (часто буквально: как пример можно привести нексус, хотя примеров вообще-то очень много). Я уже молчу про то, что герои в стартреке действительно умирали и возвращались с того света. И в этом смысле любой, кто помогает герою вернуться с того света - психопомп, связанный с потусторонним миром. А это и доктор (который, помимо прочего, ещё и доставляет души в загробный мир со своим "он мёртв, Джим"))) - доктор это вообще шаманская профессия (не зря же Спок его этим троллит)), я уже молчу про историю с катрой. И Спок тоже - когда он с помощью очередного контакта разума возвращает кому-то разум, беседует с чудовищами или даже просто что-то узнаёт, это порой очень напоминает камлание (плюс у него, как уже указано в статье, двойственная природа и другие подходящие черты, да). Но, впрочем, я не уверена - всё же в этом слишком много поиска глубокого смысла))
Как-то меня слишком занесло, да
Спасибо за пост!
Вам большое спасибо!
Вооот, о том и речь, что я кратко не могу, даже в 3 тыс. вряд ли уложусь, а писать больше - тоже мне Толстой. Поэтому вот и радуюсь, как другие умудряются
эта тема присутствует в стартреке на протяжении всех сериалов и всех фильмов
О, так точно
злое начало и злое отражение героя можно всегда отождествлять с трикстером
Да, трикстер - это же не зло. Вот это определение, как мне кажется, самое точное будет: Трикстер — ум без чувства ответственности. И вот к Пикару-Кью идеально подходит. Только не в тех сериях, где Кью у нас "вышний судия". Там, скорее, Пикар пытается доказать, что он не верблюд
И это всё - если анализировать СТ как художественное произведение, не касаясь анализа образов героев. А они же все - охохо... - к последнему полнометражному фильма (и ТОС, и ТНГ) огого как изменились! Мда - и вот на этом этапе меня штырит, потому что мысль не вмещается в слова))) Говорить и говорить об этом - б-е-с-к-о-н-е-ч-н-о
интересно было бы посмотреть на них и как на шаманов-психопомпов
Wow-wow-wow!..
Мистицизм Трека? Да, согласна. Но я его обычно связывала просто с особенностями духовного развития внеземных культур - т.е. все равно наука-наука-наука. Но вы как-то иначе на это смотрите. Любопытно
всё же в этом слишком много поиска глубокого смысла
Я считаю, что так и надо. Но я филолог - мы всегда ищем глубокий смысл, подтекст и "что хотел сказать автор"
Когда я только начинала смотреть ТНГ, мне вообще показалось, что изначальные три основных характера (Кирк-Спок-Маккой) в новом экипаже разложены еще на несколько персонажей, если так можно выразиться.
Мне кажется, связь более сложная. То есть, да, герои оригинала, как мне кажется, создали определённый штамп - который повторяют (хотя и не дословно), который отрицают, который намерено избегают, но от которого, тем не менее, исходят. Если что, я не говорю о штампе как о чём-то плохом! Но мне кажется, это не просто деление героев оригинала на части. У героев TNG есть свои характеры, несводимые к кускам оригинальных героев.
К примеру, Спок - Дейта-Ворф; Кирк - Пикар-Райкер; Маккой - д-р Крашер-Трой.
Насчёт того, что и Уорф, и Дейта сочетают в себе споковские черты, согласна; хотя к этим чертам, повторюсь, они не сводятся (а иногда авторы и вовсе делают их черты подчёркнуто противоположными - например, Дейта хочет быть человеком, а Спок свою человечность отрицает). Пикард, ИМХО, специально сделан непохожим на Кирка; с Райкером сложнее - часто говорят, что сначала Райкер был похож на Кирка, но потом обрёл собственный характер; но мне иногда кажется, что сначала у Райкера вообще не было никакого чётко прописанного характера, и только потом у него появилось собственное (хотя и весьма "кирковое") лицо. Доктор Крашер тоже сделана лишь отдалённо напоминающей Маккоя; но вот доктор Паласки из второго сезона - очёнь "маккоевский" персонаж. С Дианой сложнее - чёткого прототипа в TOS у неё нет, это точно; но то, что она полукровка, связывает её со Споком, а то, что она является одной из немногих женщин среди главных персонажей - с Ухурой.
Но мотив двойников ещё мноооого как себя в стартреке проявлял - Вы правы, об этом можно говорить бесконечно
Да, трикстер - это же не зло.
Я с этим и не спорила) И даже автор статьи не спорил) Я спорила с тем, что злое отражение героя - это всегда трикстер; а трикстер-то далеко не всегда и не только зло, это верно)
Тут поподробнее хотелось бы
Ой, нет, для "поподробнее" мне надо ещё подумать, извините. И уверить себя, что это не полный бред
Но я его обычно связывала просто с особенностями духовного развития внеземных культур - т.е. все равно наука-наука-наука.
Честно говоря, не очень поняла, что Вы имеете в виду
Но я филолог - мы всегда ищем глубокий смысл, подтекст и "что хотел сказать автор"
Так если бы автор действительно хотел это сказать! Максимум, что я надеюсь найти - это, повторюсь, некоторые культурные штампы, которым автор невольно следовал)