1. Что такое "Хомстак"?
читать дальшеДавайте начнём с самого основного)
"Хомстак" - это вебкомикс. И если этот ответ кажется очевидным, то это только кажется)
Начнём с того, что в комиксе обычно нет музыки и движения - но при этом мультфильмом "Хомстак" тоже ну никак не назовёшь. Сам "Хомстак" при этом предлагает "сохранить игру", имеет встроенные игры и пародирует игровые штампы - но и игрой его назвать сложно: настоящего игрового процесса там нет. Это не книга, не фильм... На самом деле, есть произведения, которые также стоят на пересечении всех типов медиа - это визуальные новеллы.
Визуальные новеллы во многом похожи на "Хомстак" - те же микродвижения, те же моменты с выбором, те же мини-игры... И всё же "Хомстак" - вебкомикс. К вебкомиксам, а не к визуальным новеллам "Хомстак" относит не "как", а "когда" - ни одна визуальная новелла не имеет такой, постраничной периодичности.
То, что я так долго говорю о форме, уже показывает, что "Хомстак", не побоюсь этого слова - великое произведение. Несмотря на все недостатки, он то, что двигает вперёд даже не жанр, а целую форму медиа. И это дорогого стоит.
И всё же и в "Хомстаке" есть вещи, которые... в некотором смысле устарели. Именно с формальной точки зрения.
Хасси создал - и сам же убил - такой жанр, как интерактивный вебкомикс. Не потому, что интерактивность не оправдала себя - а потому, что те формы интерактивности, которые предлагают "Побег из тюрьмы", "Бедовый сыщик", и которые предлагал "Хомстак" до того, как Хасси закрыл эту возможность, они... довольно ограничены. Они позволяют влиять на сюжет лишь единичным читателям - в то время как для остальных сюжет остаётся таким же неинтерактивным, как и любой другой. Но при этом - как и показал "Хомстак" - они всерьёз ограничивают автора, желающего развернуть сложный сюжет. Те же развилки с выбором куда более перспективны в данном отношении - они всё ещё позволяют автору идти своей дорогой, но и читателю дают реальную возможность поучаствовать в сюжете.
Но - во времена, когда читатели давали автору команды, что рисовать, или позже - "Хомстак" всегда был очень авторским комиксом. Эндрю Хасси как раз такой автор, которого никакая интерактивность не вытеснит, а наоборот - лишь подчеркнёт его стиль)
При этом Хасси творил относительно свободно. На него не влияли продюсеры и компании, только мнение читателей. Ему помогали, да; но всё же (не могу не повториться): "Хомстак" - это, прежде всего, вебкомикс Эндрю Хасси.
Если говорить о роде и жанре, то "Хомстак" - это эпос. Это кажется не имеющим смысла - если рассматривать "эпос" как "всё, что не лирика и не драма", то, конечно, "Хомстак" - эпос, как и куча всего другого, зачем об этом говорить вообще. Если же рассматривать эпос как эпическую поэму, как жанр фольклора и ранней литературы, повествующий о героях и написанный в стихах (вроде "Эпоса о Гильгамеше", или "Манаса", или "Илиады") - то, разумеется, "Хомстак" НЕ эпос, и здесь тоже говорить особо не о чем. Но если взять за основу определение tvtropes, где эпос:
"A longer-than-average story that...
... Is wide in scope (not just one battle or skirmish, but a country-wide/planet-wide/galaxy-wide war or catastrophe) and...
... Follows one hero, group of heroes or bloodline, who...
... Strive to achieve a particular goal or complete a quest, in the course of which they...
... Commit extraordinary deeds and...
... Have multiple (three or more) separate adventures in the course of their quest or journey".
...то "Хомстак" окажется частью конкретного вида произведений, в который идеально вписывается.
[Хотя, наверное, в какой-то степени можно рассматривать "Хомстак" и как драму - с актами, представлением действующих лиц и преимущественно диалоговой ("досталоговой", хе-хе)) формой повествования. В конце концов, помимо незаконченной адаптации в виде бумажной книги, у "Хомстака" есть адаптация в виде мюзикла! Если кирпич на голову не упадёт, я обязательно посмотрю этот мюзикл, даже если это полная хрень. Потому что КАК?!]
При этом "Хомстак" - это западный эпос, во всех смыслах слова "западный". Он сделан на западе западным автором. У него тонна отсылок к западной культуре: к греческой мифологии (причём не к самым популярным её пластам!), к скандинавской и кельтской мифологии, к христианству и гностицизму (насколько их можно считать западными?), к Платону, к Мелвиллу, к Марку Твену, к Лавкрафту, к Фрейду, к Толкину, к Брэдбери, к Агате Кристи, к Бингу Кросби и Эдди Мортону; к "Бэтмену", "Супермену" и "Сорвиголове"; к "Доктору Кто", к "Воздушной тюрьме" и вообще к фильмам с Николасом Кейджем... К Николаю Васильевичу Гоголю - хотя его цитату Хасси таки, скорее всего, просто нагуглил) К СССР и к русской архитектуре! С другой стороны, отсылки к восточной культуре (в самом широком понимании слова "восточный") довольно поверхностны. Египетские саркофаги и сфинксы, пирамиды с стиле древних цивилизаций Америки, медитация и чакры. Марио, общие отсылки к аниме и к японской культуре в целом. В лягушке бытия можно увидеть напоминание о монгольской мифологии, но та же "Шангри-Ла" заставляет вспомнить не о мифологии Востока, а о западной рефлексии о восточной мифологии. Наверняка я ещё что-то упустила - но всё же отсылок к не-западным культурам куда меньше.
Если я сейчас включу полный СЖВ-мод, то скажу, что даже если понимать "западный" как "белый" и "колониальный", в "Хомстаке" есть к чему придраться. Коренное население планет (если не считать Обитателей) часто показывается как безликие полуразумные игрушки для детей (привет Кейси!), которые относятся к детям как к богам и героям и буквально существуют ради них - дети же разрушают их дома (как Роуз) и подрывают экономику (как Дейв). Сами дети при этом, скорее всего, белые (я об этом писала здесь) - а если и нет, то это (за исключением троллей Арадии и Дамары) точно не пример явной репрезентации.
[Не поймите неправильно - я не хочу включать полный СЖВ-мод)) Во всём этом есть лишь часть правды, да и не следует забывать, как хорош Хасси в репрезентации женских и ЛГБТ-персонажей, и как много у него персонажей с физическими травмами и психическими расстройствами - последние не всегда показываются достоверно, но подкупает хотя бы их количество!]
И "Хомстак", увы, не так уж популярен у не-западной аудитории. На AO3 нет фиков на китайском и очень мало - на японском, и хотя AO3 далеко не всегда показателен... о чём-то это да говорит. И мне жаль, на самом деле. Начиная с "Паталлиро", я привыкла фанатеть от непопулярных канонов - но именно в случае "Хомстака" это почему-то особенно обидно((
Но не будем о грустном) Тем более, что, говорят, "Хомстак" популярен в Корее! Уж не знаю, насколько правда...
Возвращаясь к жанрам: "Хомстак" - это фэнтези. И здесь тонкий момент терминологии, потому что "Хомстак" - это эпос и фэнтези, но при этом не эпическое фэнтези - если под "эпическим" понимать поджанр фэнтези, при котором действие происходит в полностью отдельной от нашей - или подобной нашей - вселенной. Нет, tvtropes определяет "Хомстак" как "городское фэнтези" - и это, пожалуй, справедливо.
Википедия, с другой стороны, в числе жанров жанров "Хомстака" называет "научное фэнтези" - и хотя слово "научное" явно плохо описывает происходящее в "Хомстаке", это имеет смысл, когда речь идёт о мире, где тролли оказываются инопланетной расой, в жилах херувимов течёт кровь; а лепреконы, призраки, спрайты, вампиры и лавкрафтианские монстры соседствуют с разумными компьютерами, роботами и космическими кораблями. И хотя это сочетание кажется странным, в "Хомстаке" оно выглядит абсолютно органично и не вызывает ни малейшего диссонанса.
Помимо этого, "Хомстак" ещё является историей взросления, абсурдом, трагикомедией... Но, кажется, меня и так уже слишком понесло) А ведь это только попытка ответить на вопрос, что такое "Хомстак"!
В следующих частях... ну, у меня всё ещё руки чешутся написать огромные простыни про персонажей)) Но, скорее всего, сначала я напишу о морали "Хомстака". Это дохрена сложный разговор для меня, к тому же я буду спекулировать, не зная канона целиком. Но я чувствую, что задолжала этот разговор давным-давно - ещё с "Бедового сыщика".
И это всё будет не сразу - скорее всего, не на следующей неделе((
@темы: потырено, интерпретация, Batman, ссылка, Patalliro, музыка, Homestuck, Doctor Who, Superman
банкетаразбора!