Я не анимешник, но на основе просмотренных анимешек и прочитанной манги у меня возникло довольно чёткое убеждение, что для аниме НЕТ запретных тем. Совсем. Ограничения существуют для отдельных категорий манги и аниме, но и при существовании этих ограничениях можно показать яой и инцест в манге для девочек или насилие в манге для мальчиков, и это никого не удивит. В целом же можно показывать всё, начиная с каннибализма и заканчивая тем, что в фиках зовётся РПФ и РПС. В том числе и сётакон с лоликоном - то, что обходят стороной даже многие фикрайтеры.
Но при этом аниме сильно отличается и от фиков, и от каких-нибудь западных мультиков вроде "Южного парка". Соль отличий в том, что японцы, похоже, в силу особенностей своей культуры, воспринимают изображение каннибализма, mpreg, насилия и т. п. просто как средство. Не так просто удивить человека, в национальной культуре которого вековые традиции изображения эрогуро, тогда как даже на Западе всё это выглядит, мягко сказать, вызывающе, чего уж говорить про нас). Конечно, я несколько преувеличиваю. Эрогуро вообще вещь "на любителя". Отсюда, кстати, разговоры о философичности аниме. Аниме в массе своей не безыдейно, что неравно философичности, но, видимо, стереотипы о том, что там, где показывают всякие непотребства, ничего умного не скажут, ещё сильны, а их разрушение сразу заставляет впадать в другую крайность. Или причины уже в стереотипах новейшего времени?..
Но не надо при этом думать об аниме, как о чём либо совсем лишённом ограничений. Ограничения есть, но совсем другого рода. Аниме очень сильно зависит от традиций - общелитературных, жанровых, уже анимешных... Это, кстати, касается и изображения - можно показать рыжего японца и летающего кота, но только настоящий бунтарь нарисует низкорослого саме и высокого уке.
P.S. Сумбурно вышло, как всегда. С благодарностью готова принять тапки и яд от мимопроходящих анимешников, но что-то мне подсказывает, что до меня, как всегда, не снизойдут или не дойдут.
Но при этом аниме сильно отличается и от фиков, и от каких-нибудь западных мультиков вроде "Южного парка". Соль отличий в том, что японцы, похоже, в силу особенностей своей культуры, воспринимают изображение каннибализма, mpreg, насилия и т. п. просто как средство. Не так просто удивить человека, в национальной культуре которого вековые традиции изображения эрогуро, тогда как даже на Западе всё это выглядит, мягко сказать, вызывающе, чего уж говорить про нас). Конечно, я несколько преувеличиваю. Эрогуро вообще вещь "на любителя". Отсюда, кстати, разговоры о философичности аниме. Аниме в массе своей не безыдейно, что неравно философичности, но, видимо, стереотипы о том, что там, где показывают всякие непотребства, ничего умного не скажут, ещё сильны, а их разрушение сразу заставляет впадать в другую крайность. Или причины уже в стереотипах новейшего времени?..
Но не надо при этом думать об аниме, как о чём либо совсем лишённом ограничений. Ограничения есть, но совсем другого рода. Аниме очень сильно зависит от традиций - общелитературных, жанровых, уже анимешных... Это, кстати, касается и изображения - можно показать рыжего японца и летающего кота, но только настоящий бунтарь нарисует низкорослого саме и высокого уке.
P.S. Сумбурно вышло, как всегда. С благодарностью готова принять тапки и яд от мимопроходящих анимешников, но что-то мне подсказывает, что до меня, как всегда, не снизойдут или не дойдут.
И по-моему, все вполне нормально: аниме, как любой жанр, и жанр коммерческий, имеет ряд штампов и ограничений, а на наш взгляд кажется более свободным, потому что мы сравниваем с доступными нам аналогами (мультипликации, например, или комикса или чего-то еще). Понятно, что границы не совпадают.
И мы об аниме судим как "об аниме в целом", независимо от жанров и возрастных категорий. Точно также, если говорить о "европейском кино", тоже можно сказать, что запретных тем нет. Чего нет в боевике, отыщется в ужастике или в альтернативе - и-таки, возможно, будет иметь там некое идейное наполнение. И я даже подозреваю, что японцы найдут немало в американском и европейском кино тем и сцен, которые покажутся им запредельно откровенными или, скажем, уводящими за любые границы, поскольку они смотрят из своей культуры.
И мы об аниме судим как "об аниме в целом", независимо от жанров и возрастных категорий. Точно также, если говорить о "европейском кино", тоже можно сказать, что запретных тем нет. Чего нет в боевике, отыщется в ужастике или в альтернативе - и-таки, возможно, будет иметь там некое идейное наполнение.
Мне кажется, что если говорить о кино, то ограничений у него всё равно будет больше - не сколько цензурных даже, сколько рождённых невозможностью показать на большом экране то, что можно нарисовать) И я вовсе не отрицаю идейное наполнение таких вот непривычных выразительных средств, но в европейском кино или американских мультиках это всегда будет выглядеть более вызывающе, чем в аниме, по-моему. В пример можно привести Зойсайта, которого сделали женщиной на Западе. Пример показателен особенно тем, что речь не идёт о сёдзе, а не об эрогуро каком-нибудь. А ещё много лет в кино не показывали Фролло-священника - из соображений цензуры, тогда как для синтоиста ничего не стоит показать добрых демонов и злых ангелов, например. А как я была удивленна, увидев в Покемонах аллюзию на фильм Феллини и людей, превращённых в кукол...
И по-моему, все вполне нормально: аниме, как любой жанр, и жанр коммерческий, имеет ряд штампов и ограничений, а на наш взгляд кажется более свободным, потому что мы сравниваем с доступными нам аналогами (мультипликации, например, или комикса или чего-то еще). Понятно, что границы не совпадают.
Подумаю над этим, спасибо. Действительно, мы наверняка просто не замечаем ограничения культурные из-за различий в этой самой культуре.
А штампы (без отрицательной окраски - я вот люблю аниме штампы, правда) - это совсем другое, по-моему, там уже причины ограничений мало кто не помнит)
но в европейском кино или американских мультиках это всегда будет выглядеть более вызывающе, чем в аниме, по-моему. В пример можно привести Зойсайта, которого сделали женщиной на Западе. Пример показателен особенно тем, что речь не идёт о сёдзе, а не об эрогуро каком-нибудь. А ещё много лет в кино не показывали Фролло-священника - из соображений цензуры, тогда как для синтоиста ничего не стоит показать добрых демонов и злых ангелов, например.
Это все так, но тут как раз разница культур: что в Японии не воспринимается как табу (в сексуальном, религиозном или каком ином плане), на Западе воспринимается. Зато в аниме как данность, практически не оспариваемая, существует почтение к власти императора (или любой степени мифологичности короля, царя, правителя). Сам-то правитель может быть жестоким и неправедным, или милым и кавайным, или собранием всяческих похвальных качеств, но пиетет к его рангу, к власти, к трону, если угодно - ого-го! Это не табу, но это традиция, о которой сами аниматоры, может, и не задумываются, но воспроизводят. И сами себя таким образом ограничивают, с "западной" точки зрения. Можно и другие темы найти, которые для японской культуры овеяны чем-то уважительно-неизменным. и на которые просто не заморачиваются европейцы...
Зато в аниме как данность, практически не оспариваемая, существует почтение к власти императора (или любой степени мифологичности короля, царя, правителя). Сам-то правитель может быть жестоким и неправедным, или милым и кавайным, или собранием всяческих похвальных качеств, но пиетет к его рангу, к власти, к трону, если угодно - ого-го! Это не табу, но это традиция, о которой сами аниматоры, может, и не задумываются, но воспроизводят.
Действительно! Не обращала внимания, но, может быть, потому, что не так часто сталкивалась с примерами. Спасибо за информацию к размышлению!