Тема эта поднималась столь часто, что мне, наверное, нужно объясниться - почему я опять пишу об этом. Дело в том, что мне вдруг стали интересны глубинные мотивы популярности того или иного произведения, а эпизоды - хорошо знакомый мне предмет, чья популярность проверена временем. Надеюсь, что такое "использование" не обидит фанатов. Хочу напомнить, что я сама ЗВшнник, и эпизоды мне нравятся) Что, наверное, будет мешать мне в "исследовании" (мягко сказать, непрофессиональном))
Я сейчас немного поиграю в этакого феноменолога религии рубежа XIX-XX веков - буду переносить свои мысли, ощущения и чувства на остальных и делать вид, что так оно и должно быть) Прошу меня за это извинить и исправить, если я буду сильно ошибаться.
Итак, начну со времени. Звёздные Войны исполняют сразу три мечты о времени - останавливают время, поворачивают время вспять и позволяют заглянуть в будущее.
Первое очень ярко проявилось в четвёртом эпизоде, действие которого происходит неизвестно когда и неизвестно где. Причём это самое действие могло быть перенесено в любое время и место - факт известный) Остальные эпизоды уже связаны четвёртым и не могут в той же степени показать отрыв от времени. Некоторым образом здесь помогают персонажи вроде R2 - вневременные во всё более и более меняющемся мире. Но здесь подключаются уже другие пункты.
"И наша сказка возвратится к началу" - мечта, которая пронизывает ОТ. И эта мечта исполняется. Самый яркий пример - признак Анакина, возвращение к прошлому и остановка времени одновременно. Но и Люк как повторение Анакина, и Лея, и вся Республика могут послужить примером возвращения. Забавное дело! Персонажи классической трилогии так мечтают вернуть времена приквелов, а многих фанатов приквелы возвращают к ОТ.
И как раз приквелы как предыстория создают возможность заглянуть в ОТ будущее. Для многих - счастливое, для многих - не очень, но известное.
Говоря об эпизодах, я не могу не коснуться популярности Вейдера. Все её аспекты охватить нельзя, но я хочу остановиться на двух из них - Вейдере как кающемся грешнике и Анакине как идеале, разбивающем идеал.
Первый пункт, надеюсь, не нуждается в пояснениях по сюжету, даже для тех, кто переход Вейдера принципиально не признаёт)) Интереснее поговорить о другом - о том, почему этот образ так популярен, большее чем популярен, важен. На мой взгляд, тут могут быть три основные причины, три мечты. Первая - желание восстановить вселенскую справедливость. Вторая - желание сломать врага совершенно. Всю сложность взаимодействия этих пунктов у меня едва ли когда-либо получиться рассмотреть, скажу только, что эти два могут пересекаться, но напрямую не зависят друг от друга. Никогда не пересечётся с ними лишь тритий пункт - надежда не собственное прощение.
Распространённым ответом на вопрос "за что Вы любите Анакина?" является примерно такой ответ: "В отличие от "светлых" джедаев, готовых переступить через очень многое ради абстрактной идеи и эгоистичных ситхов, Анакин всегда любит и защищает своих. Это делает его настоящим и человечным". В своё время и меня покорил этот аргумент, но критики он не выдерживает. Хотя бы потому, что очень хорошие и очень плохие люди, какую бы систему ценностей мы не брали, в мире вполне себе встречаются. Если же мы говорим о том, кто встречается чаще, кто - реже, то могу с уверенностью сказать: Анакин не среднечеловек. Я не знаю, можно ли вообще выделить среднечеловека из разнородного человечества, но я точно знаю, что даже если мы его выделим, это будет не Анакин Скайуокер. И его амбивалентность, свойственная ещё мнооожеству персонажей эпизодов, тут не причём - она в мире проявляется не только в скайуокерской форме, редко в скайуокерской форме. А значит, мы имеем дело с идеалом, причём с идеалом, не лишённым демонического ореола разрушителя норм.
Я отказываюсь делать из этого далеко идущие выводы. Я надеюсь на то, что в данном случае я ошибаюсь или хотя бы на то, что явление это временное.
Но хватит об Анакине, поговорим о других персонажах) А точнее, об их разнообразии и яркости. Почему она может представлять ценность.
Здесь я окончательно впадаю в субъективность, но, на мой взгляд, тут есть очень детское желание классифицировать. Но есть и желание увидеть полноту вне себя.
Но что-то меня совсем понесло...
Я сейчас немного поиграю в этакого феноменолога религии рубежа XIX-XX веков - буду переносить свои мысли, ощущения и чувства на остальных и делать вид, что так оно и должно быть) Прошу меня за это извинить и исправить, если я буду сильно ошибаться.
Итак, начну со времени. Звёздные Войны исполняют сразу три мечты о времени - останавливают время, поворачивают время вспять и позволяют заглянуть в будущее.
Первое очень ярко проявилось в четвёртом эпизоде, действие которого происходит неизвестно когда и неизвестно где. Причём это самое действие могло быть перенесено в любое время и место - факт известный) Остальные эпизоды уже связаны четвёртым и не могут в той же степени показать отрыв от времени. Некоторым образом здесь помогают персонажи вроде R2 - вневременные во всё более и более меняющемся мире. Но здесь подключаются уже другие пункты.
"И наша сказка возвратится к началу" - мечта, которая пронизывает ОТ. И эта мечта исполняется. Самый яркий пример - признак Анакина, возвращение к прошлому и остановка времени одновременно. Но и Люк как повторение Анакина, и Лея, и вся Республика могут послужить примером возвращения. Забавное дело! Персонажи классической трилогии так мечтают вернуть времена приквелов, а многих фанатов приквелы возвращают к ОТ.
И как раз приквелы как предыстория создают возможность заглянуть в ОТ будущее. Для многих - счастливое, для многих - не очень, но известное.
Говоря об эпизодах, я не могу не коснуться популярности Вейдера. Все её аспекты охватить нельзя, но я хочу остановиться на двух из них - Вейдере как кающемся грешнике и Анакине как идеале, разбивающем идеал.
Первый пункт, надеюсь, не нуждается в пояснениях по сюжету, даже для тех, кто переход Вейдера принципиально не признаёт)) Интереснее поговорить о другом - о том, почему этот образ так популярен, большее чем популярен, важен. На мой взгляд, тут могут быть три основные причины, три мечты. Первая - желание восстановить вселенскую справедливость. Вторая - желание сломать врага совершенно. Всю сложность взаимодействия этих пунктов у меня едва ли когда-либо получиться рассмотреть, скажу только, что эти два могут пересекаться, но напрямую не зависят друг от друга. Никогда не пересечётся с ними лишь тритий пункт - надежда не собственное прощение.
Распространённым ответом на вопрос "за что Вы любите Анакина?" является примерно такой ответ: "В отличие от "светлых" джедаев, готовых переступить через очень многое ради абстрактной идеи и эгоистичных ситхов, Анакин всегда любит и защищает своих. Это делает его настоящим и человечным". В своё время и меня покорил этот аргумент, но критики он не выдерживает. Хотя бы потому, что очень хорошие и очень плохие люди, какую бы систему ценностей мы не брали, в мире вполне себе встречаются. Если же мы говорим о том, кто встречается чаще, кто - реже, то могу с уверенностью сказать: Анакин не среднечеловек. Я не знаю, можно ли вообще выделить среднечеловека из разнородного человечества, но я точно знаю, что даже если мы его выделим, это будет не Анакин Скайуокер. И его амбивалентность, свойственная ещё мнооожеству персонажей эпизодов, тут не причём - она в мире проявляется не только в скайуокерской форме, редко в скайуокерской форме. А значит, мы имеем дело с идеалом, причём с идеалом, не лишённым демонического ореола разрушителя норм.
Я отказываюсь делать из этого далеко идущие выводы. Я надеюсь на то, что в данном случае я ошибаюсь или хотя бы на то, что явление это временное.
Но хватит об Анакине, поговорим о других персонажах) А точнее, об их разнообразии и яркости. Почему она может представлять ценность.
Здесь я окончательно впадаю в субъективность, но, на мой взгляд, тут есть очень детское желание классифицировать. Но есть и желание увидеть полноту вне себя.
Но что-то меня совсем понесло...
