Я так привыкла видеть в Сказаниях легенду, что забыла, что это игра в легенду. И потому не видела, не хотела видеть, как тонко и интересно раскрывается тема альенов здесь - тоньше, чем во многих ЗВшных произведениях. Но начну по порядку.
Зачем вообще нужны альены в фантастике? Первый, главный и очевидный ответ - потому что это фантастика. Альены там - часть того необходимого отрыва от реальности, который является признаком жанра.
Но это слишком общий ответ, а есть ещё частности. От них в общем-то зависит (но в то же время - они показывают) в какую реальность мы попали.
Я попытаюсь перечислить эти частности:
1. Альены-чудовища, альены-красавцы (и красавицы), кавайные альены. Особого смысла в этом нет, но это - дополнительная краска.
2. Символичные альены (не знаю, как ещё сказать). Альены-ангелы, с характерным поведением и внешностью, альены-демоны, альены-животные. Правда, при нынешних (хотя, насколько "нынешних"?) тенденциях к реалистичности (что бы под ней ни понимали) к подобным вещам часто относятся с презрением, на мой взгляд, совершенно напрасно.
3. "Другие" альены. С "другой" моралью, "другой" культурой, "другим" миром. Это интересно, это новый шаг к отделению от мира... Но порой это и посыл "всё относительно, а значит, всё позволено". А порой - способ написания утопии (или это отдельный пункт?). Что, на мой взгляд, не должно служить поводом косо смотреть на сам принцип.
Здесь впервые по-настоящему встаёт вопрос о тщательной проработке мира.
4. Жертвы расизма. Ну что тут скажешь, расизм - это плохо. Только вот не стоит забывать, что плох не только расизм.
Здесь второй раз встаёт вопрос о тщательной проработке мира.
Больше пока не могу вспомнить)
А теперь посмотрим, как эти темы раскрываются в Сказаниях.
Характерно, что первая (самая примитивная) частность в Сказаниях почти не встречается и чаще играется наоборот. При этом она очень плотно сопряжена со вторым случаем.
А второй - тоже играется наоборот! Ведь Тон, даже при прямой отсылке, всё-таки не Йода, чья внешность - чистый пункт один, усиление. Это чудовище. Тем самым создаётся и это ощущение легенды с её грозной добродетелью. А Сильвар? И она чудовище, вот вам и амбивалентность, причём именно такая, какой она должна быть здесь. И ещё много примеров...
Третий пункт отодвинут на задний план, но нет-нет и проступит - через массасси, через истории Сильвар и Тотта Дониты в Redemption, через слова Одана-Урра... Я ещё не успела разобраться и проникнуться, как с этим в Ситской империи, но и уже сказанное, пусть и немногое, отрицать нельзя.
И расизм. Он проявляется, ЕМНИП, три-четыре раза - первый раз в случае Тотта Дониты на Ондероне, остальные - это слова Экзара Куна к противникам во время поединков. В первом случае всё очень продуманно - речь идёт о планете только-только открытой. И есть, знаете, известная фанатская точка зрения "настоящий ситх не может быть расистом". Так вот да, ситской королеве действительно важнее форсъюзерство... Только это ничего не меняет. Ни политику, ни наличия и других настроений, ни ситской морали.
С Куном всё сложнее и интереснее. Ведь он не расист, ему вообще, кажется, всё равно, через кого переступать. Подколки лишь подчёркивают его характер и (невольно!) общую атмосферу (может быть, царящую лишь на его планете). Возможно.
Насколько правдоподобен в ЗВ расизм - вопрос. Но здесь он показан, ИМХО, хорошо.

@темы: Star Wars