Помнится, в период моей ЗВ-шной молодости, я столкнулась с мнением (речь шла о резне детей в джедайском храме), что Анакина обсуждать не нужно, так как вообще не нужно подходить с мерками нашей морали к ДДГ. Мол, если бы мы откладывали яйца и/или были каннибалами, мы бы совсем по-другому относились к детям.
По сути вопроса уже писала раньше, но напишу ещё раз. Мне плевать с высокой колокольни, что считают другие - я от этого не перестану применять к ним мерки своей морали. Не важно, называется моя мораль "универсальной" или "одной из" - мои действия от этого не изменяться. И не упрямство, гордыня или там чувство справедливости во мне говорят, другой подход... ну, не логичен просто.
Другое дело, что если существо никогда не знало ничего другого, у него будут смягчающие обстоятельства. Поэтому клонов (оставим даже вопрос генетического детерминизма, представим, что они поступали по своей воле) осуждать бессмысленно. Но у Анакина-то таких обстоятельств не было.
Но пост, собственно, не об этом)) Дело в том, что я внезапно задумалась: а как, в действительности, выглядело бы отношение к детям и вообще к миру у существ, размножавшихся другими способами? И пошло-поехало...
Для начала, разумные существа, размножающиеся делением. Вообще, очень сложно представить себе такое разумное существо, но допустим. Пусть деление происходит непроизвольно, а также пусть при делении теряется самосознание, но сохраняются некоторые знания предка.
С одной стороны, размножение для такого существа - даже не самоубийство, смерть. С другой - идея продолжения себя в потомках доведена до своего логического завершения.
Как бы относились такие существа к детям других видов, да к тем же человеческим детям? ИМХО, безо всякого сочувствия. Во-первых, им с их способом размножения было бы совершенно непонятно почему этотпаразит посторонний опознаётся матерью как её ребёнок. Во-вторых, им, растущим абсолютно без взрослых и с младенчества самостоятельным, была бы абсолютно не ясна детская уязвимость.
Тут ещё важно учитывать, как эти существа относились бы к себе подобным. Нужно понимать, что у подобных существ, чтобы они не переполнили всю вселенную, должна быть колоссальная смертность. А это как-то не располагает к идеям об априорной ценности жизни - даже родственников, что уж говорить о посторонних. И ещё, повторюсь, эти существа независимы, их не нужно воспитывать, учить, кормить, им не нужен коллектив. Поэтому, думая о том, какие идеи бы господствовали у этих существ, первым на ум приходит социал-дарвинизм. То есть, конечно, такой очень условный "социал-дарвинизм", наша-то идея социал-дарвинизма не отделима от идея прогресса, а учитывая скорость изменчивости подобных существ... понятно, в общем. Но идея "выживает сильнейший" будет.
Другой, маргинальной идеей, будет этакое Шопенгауэрство - все помнят про гигантскую смертность? Такая жизнь располагает к пессимизму. Долго, конечно, в таком мире с таким настроением не проживёшь, но идеи будут появляться вновь и вновь - слишком уж подходящая почва.
У этих существ не будет сексуальной любви, родительская же любовь (а забота о потомстве возможна только через завещания (в самом широком смысле этого слова)) будет неотделима от любви к себе. Не будет "матери", "отца", "воспитателя". А ведь сексуальные и родительско-детские отношения - основания нашей культуры... да что там, основания нашей психики. Для этих же существ главной проблемой станет проблема жизни и смерти - от неё уже ничего не отвлекает. Несомненно, у этих существ будет религия, не может не быть - необходимо хоть какое-то спасение от напряжения. Но вот как будет выглядеть эта религия? Чтобы это представить, нужно убрать из религии всё что связано с родительско-детскими отношениями, с отношениями возлюбленных, с идеей прогресса, а это почти невозможно. Наверняка можно сказать, что останется магия, а больше ничего точно не скажу.
Конечно, такие существа не опасны для вселенной. Жалость и сочувствие - это, конечно, не к нашим существам, но чтобы завоёвывать, нужно много всего, чего у наших существ не предвидится - единство, разделение труда, идеи светлого будущего, ради которого стоит рискнуть...
Но так будет до поры до времени. Пока кто-то не сообразит, что выживать коллективно удобно.
Но об этом будет вторая часть, а сейчас у меня просто нет времени и сил писать об этом. Впрочем, продолжение наверняка будет - слишком уж меня несёт))
По сути вопроса уже писала раньше, но напишу ещё раз. Мне плевать с высокой колокольни, что считают другие - я от этого не перестану применять к ним мерки своей морали. Не важно, называется моя мораль "универсальной" или "одной из" - мои действия от этого не изменяться. И не упрямство, гордыня или там чувство справедливости во мне говорят, другой подход... ну, не логичен просто.
Другое дело, что если существо никогда не знало ничего другого, у него будут смягчающие обстоятельства. Поэтому клонов (оставим даже вопрос генетического детерминизма, представим, что они поступали по своей воле) осуждать бессмысленно. Но у Анакина-то таких обстоятельств не было.
Но пост, собственно, не об этом)) Дело в том, что я внезапно задумалась: а как, в действительности, выглядело бы отношение к детям и вообще к миру у существ, размножавшихся другими способами? И пошло-поехало...
Для начала, разумные существа, размножающиеся делением. Вообще, очень сложно представить себе такое разумное существо, но допустим. Пусть деление происходит непроизвольно, а также пусть при делении теряется самосознание, но сохраняются некоторые знания предка.
С одной стороны, размножение для такого существа - даже не самоубийство, смерть. С другой - идея продолжения себя в потомках доведена до своего логического завершения.
Как бы относились такие существа к детям других видов, да к тем же человеческим детям? ИМХО, безо всякого сочувствия. Во-первых, им с их способом размножения было бы совершенно непонятно почему этот
Тут ещё важно учитывать, как эти существа относились бы к себе подобным. Нужно понимать, что у подобных существ, чтобы они не переполнили всю вселенную, должна быть колоссальная смертность. А это как-то не располагает к идеям об априорной ценности жизни - даже родственников, что уж говорить о посторонних. И ещё, повторюсь, эти существа независимы, их не нужно воспитывать, учить, кормить, им не нужен коллектив. Поэтому, думая о том, какие идеи бы господствовали у этих существ, первым на ум приходит социал-дарвинизм. То есть, конечно, такой очень условный "социал-дарвинизм", наша-то идея социал-дарвинизма не отделима от идея прогресса, а учитывая скорость изменчивости подобных существ... понятно, в общем. Но идея "выживает сильнейший" будет.
Другой, маргинальной идеей, будет этакое Шопенгауэрство - все помнят про гигантскую смертность? Такая жизнь располагает к пессимизму. Долго, конечно, в таком мире с таким настроением не проживёшь, но идеи будут появляться вновь и вновь - слишком уж подходящая почва.
У этих существ не будет сексуальной любви, родительская же любовь (а забота о потомстве возможна только через завещания (в самом широком смысле этого слова)) будет неотделима от любви к себе. Не будет "матери", "отца", "воспитателя". А ведь сексуальные и родительско-детские отношения - основания нашей культуры... да что там, основания нашей психики. Для этих же существ главной проблемой станет проблема жизни и смерти - от неё уже ничего не отвлекает. Несомненно, у этих существ будет религия, не может не быть - необходимо хоть какое-то спасение от напряжения. Но вот как будет выглядеть эта религия? Чтобы это представить, нужно убрать из религии всё что связано с родительско-детскими отношениями, с отношениями возлюбленных, с идеей прогресса, а это почти невозможно. Наверняка можно сказать, что останется магия, а больше ничего точно не скажу.
Конечно, такие существа не опасны для вселенной. Жалость и сочувствие - это, конечно, не к нашим существам, но чтобы завоёвывать, нужно много всего, чего у наших существ не предвидится - единство, разделение труда, идеи светлого будущего, ради которого стоит рискнуть...
Но так будет до поры до времени. Пока кто-то не сообразит, что выживать коллективно удобно.
Но об этом будет вторая часть, а сейчас у меня просто нет времени и сил писать об этом. Впрочем, продолжение наверняка будет - слишком уж меня несёт))