ВНЕЗАПНО вспомнились (а некоторые дошли до меня только сейчас) некоторые стартрековские Fridge Brilliance моменты. Наверное, имело бы больше смысла написать о них после просмотра всего канона, но сейчас меня так переполняют ЛЮБОВЬ и восхищение, так что нимагу не написать! 
Кое-где будет мой хэдканон, и наверняка я много чего упустила (и буду очень рада дополнить впоследствии) - но всё равно.
1) 1.26 TOS "Errand of Mercy". Авторы не только первый раз ввели в повествование клингонов, но и предсказали всю историю взаимоотношений клингонов и Федерации - в том числе и будущий мир (в шестом фильме), и нежелание сторон идти на примирение. Кроме того, в сериале сразу определено, что клингоны и федераты не так уж и отличаются друг от друга - что в каноне подтвердится не раз. А ещё там на редкость прямо признаются недостатки Кирка и вообще людей - задолго до полнометражных фильмов (я уже молчу про DS9), в первом сезоне TOS. ДА
2) В 1.02 TAS есть момент, который очень смущал меня поначалу. В альтернативной временной линии Спок умер ребёнком, Сарек и Аманда развелись, и Сарек больше не женился. Это казалось мне противоречащим "Amok Time" - где Т'Прин говорила, что у неё не было возможности развестись со Споком кроме как устроить калифи; а единственными возможными выходами из пон-фарра считались секс или битва - при таком раскладе женитьба для Сарека практически необходима. Но это действительно имеет смысл в контексте всего стартрека.
- Насчёт развода - вполне допускаю, что для землянки Аманды были сделаны на этот счёт исключения. "Ты не связан нашими законами и обычаями, ты можешь отказаться без всяких последствий", как говорила Т'Пау. Наверняка федеральные законы предусматривают разводы для людей.
Это если брать чисто формальную сторону - так-то я уверена, что Сарек никого против воли удерживать не станет.
- Впоследствии мы узнаём, что с пон-фарром можно справиться с помощью интенсивной медитации, хотя это и очень тяжело. И тогда это действительно имеет смысл - драться до смерти и спать со случайным партнёром (простите, я, конечно, преувеличиваю - но всё же) для посла несолидно; но достойный выход из пон-фарра без женитьбы всё же возможен.
- Мы узнаём о Сайбоке. Когда сын от первого брака фактически объявляет войну "вулканству", а второй брак распадается из-за смерти младшего сына - понятно нежелание вновь пытаться завести семью.
Таким образом, этот момент в действительности ПРЕКРАСНО вписывается в общую картину
3) Первый фильм. Уже не раз обсуждались достоинства второго фильма, но что насчёт первого?
- Хэдканон, возможно - но, ИМХО, контакт разумов с зондом Вояджером стал весьма убедительным поворотным моментом в характере Спока, после которого он раз и навсегда принимает свои эмоции. Неэмоциональный (в понимании Спока, так всё сложнее в действительности) зонд показал Споку, кем он мог бы стать, кем он стремился стать - и Споку это не понравилось.
- Когда зонд, который посылался для исследования, вернулся для разрушения - это стало первым переходным моментом (их было несколько, да), после которого всё стало Darker and Edgier. Задолго до "Q Who" нам показали - поход "туда, куда не ступала нога человека" и исследования неизведанного могут стоить очень дорого.
- Проблемы Кирка - то, что он остался не у дел, мучительность этого - определили настроение всех последующих фильмов и, с другой стороны, базировались на том, что мы уже видели в TOS. Мы видели перспективу остаться не у дел как самый страшный кошмар Кирка ещё в "The Deadly Years" и "And the Children Shall Lead" (это не единственные примеры) - таким образом, страдания Кирка по-настоящему вхарактерны и умело вплетены в канон.
Кроме того, хотелось бы отметить, что серия 1.03 TOS "The Changeling", в свою очередь, была ранним предшественником первого фильма - и за это ей спасибо.
4) Пятый фильм:
- Спорная территория на границе, весьма захудалая при этом, оказывается вовлечена в масштабные события. При этом довольно ярко показываются недостатки Федерации. Фильм Шатнера, может, и не самый сильный - но, в какой-то степени, его можно назвать предвестником DS9.
- Дальше во многом хэдканон - но, ИМХО, кошмары Кирка, Спока и Маккоя показаны здорово. Скорее не Fridge Brilliance, а Fridge Horror, но именно в пятом фильме обретает смысл тот факт, что мы не видим кошмаров доктора тогда, когда видим кошмары всех остальных главных героев в TOS (например, в "And the Children Shall Lead") - самое страшное событие в его жизни уже произошло. Кошмары Спока, с другой стороны, казались мне не очень правдоподобными (Спок уже слишком вырос, чтобы комплексовать по поводу отцовского неприятия) - но с учётом того, что Спок прекрасный телепат (который ещё в первом сезоне TOS смог обмануть пыточную машину клингонов, а в первом фильме проводил контакт разума с почти-всемогущим разумным зондом), и того, что Спок - брат Сайбока и знает, что Сайбок ожидает увидеть, всё очень легко объяснить тем, что Спок попросту обманул Сайбока. Кирк не показывает свою боль, но мы видим её в TOS - это, повторюсь, перспектива остаться не у дел. Таким образом, Кирк отказывается от... помощи Сайбока не только потому, что ему нужна его боль, но и потому, что как раз сдаться Сайбоку, сдать "Энтерпрайз" и остаться не у дел - и есть его самый страшный кошмар. Прекрасно
5) 1.20 TNG "Heart of Glory". Уорфу потом не раз будет предоставлен выбор - служить Федерации или Империи, но выбор был сделан уже в первом сезоне TNG.
6) 2.09 TNG "The Measure Of A Man". Замечательная серия, но особенно интересно рассматривать её, уже зная, что будет потом.
- Одна из целей Мэддокса - сделав Дейту собственностью Звёздного Флота, сконструировать множество подобных ему, "чтобы на каждом корабле был свой Дейта". Гуинан намекает Пикарду, что в итоге получится раса рабов.
А теперь вспомним VOY. В серии 7.20 "Autor, Autor" делается явная ссылка на "The Measure Of A Man", и всё же ты не сразу понимаешь, что то, что происходило и происходит с ЭМГ - именно то, чего хотел Мэддокс, и от чего предостерегала Гуинан. Что раса рабов - уже не возможное будущее, а текущая реальность для Федерации.
- "You are imparting Human qualities to it because it looks Human - but I assure you: it is not. If it were a box on wheels I would not be facing this opposition", - говорит Мэддокс. И, несмотря на то, что Мэддокс мудак, в его словах в данном случае слишком много правды.
Это правда, что федераты далеко не сразу признают за разумных существ тех, кто не выглядит так, как они; типичным примером может служить Хорта. Но позже, в серии 6.09 TNG это будет сыграно убийственно прямо - никто из тех, кто когда-то защищал Дейту, не поверит в разумность роботов-негуманоидов... только сам Дейта. И именно Дейта будет их защищать - потому что больше некому.
Да, не весело - но по-прежнему прекрасно
7) "Q Who". Я не совсем согласна с Abigail Nussbaum, но лучше её всё равно не скажешь:
"Picard is introduced to us as a great explorer--Crusher even refers to him as such in the series pilot, "Encounter at Farpoint"--who has given up the chance of a normal life in order to see things that no other human has seen. The Enterprise's mission is described as an extension of the original ship's, exploring the uncharted portions of the galaxy, and opportunities to do just that abound in the first season. When the Traveler whisks the Enterprise thousands of light years from known space in "Where No One Has Gone Before," Picard and Riker are positively giddy at the thought of exploring this region, and it's only due to their ironclad discipline as Starfleet officers that they forgo the opportunity. Aliens who are encountered in this season are often described in awestruck terms that seem more suited to fantasy--they are creatures of legend said to possess fantastic powers ("When the Bough Breaks") or secretive villains shrouded in mystery (the Romulans in "The Neutral Zone"). "We've only charted nineteen percent of our galaxy. The rest is out there, waiting for us," Wesley says in the early second season episode "The Dauphin," and that is what seems most strange and unfamiliar about early Next Generation--the sense that the galaxy is a vast and largely unexplored place, full of wonders yet to be discovered. This was, of course, original Star Trek's starting position, but it's one that the modern franchise, with its emphasis on the known and the familiar--on political disputes between established alien species and the role of the Federation on the galactic stage--moved away from. The galaxy in later Star Trek, and even in the later seasons of The Next Generation, is a much smaller place, whose rules are more clearly laid out.
You can spot the moment when original Trek-style Next Generation dies and gives way to what we think of today as Star Trek. It comes in the second season, in the episode "Q Who?" In the episode's early scenes, Geordi is trying to keep up with the enthusiasm of Sonya, one of his new ensigns. "Whatever is out here, we're going to be the first humans to see it," she tells him, almost vibrating with excitement. At the same time, Picard is getting into another argument with Q, who offers to act as the Enterprise's guide to the great unknown and, when rejected, petulantly flings the ships into a distant part of space, setting in motion humanity's first encounter with the Borg. By the time the episode ends, Sonya's enthusiasm has given way to horror at the Borg's casual slaughter of 18 Enterprise crewmembers, and Picard is begging Q to save the ship from destruction. The lesson Q is trying to teach Picard is that humanity isn't ready for what it's about to encounter as it ventures into unknown space--"It's not safe out there. It's wondrous, with treasures to satiate desires both subtle and gross, but it's not for the timid"--but the lesson that The Next Generation learns is not to venture at all. "Q Who?" sets up the Borg as an antagonist that will overshadow the series for the next season and a half, and by the time they have been dealt with, both the Klingons and the Romulans will have been developed as the major sources of story. The Enterprise encounters less and less unknown species, and spends more time visiting human colonies and scientific outposts, or rendering aid to species with whom it already has diplomatic contact" (с). отсюда.
Встреча с боргами и обстоятельства её - действительно один из поворотных моментов стартрека.
8) 1.07 DS9 "Q-Less" Кью говорит, что (к сожалению, не могу привести точную цитату) Федерация сейчас возвращается к принципам двухсотлетней давности. Это имеет смысл в контексте серии... и выходит далеко за его пределы. Собственно, весь сериал будет происходить именно это.
9) Большая часть фраз, которые Кварк говорит о людях, прекрасна. Но особенно хорош этот диалог Кварка и Сиско:
" - The way I see it, hew-mons used to be a lot like Ferengi: greedy, acquisitive, interested only in profit. We're a constant reminder of a part of your past you'd like to forget.
- We don't have time for this...
- But you're overlooking something: Hew-mons used to be a lot worse than the Ferengi. Slavery. Concentration camps. Interstellar wars. We have nothing in our past that approaches that kind of barbarism. You see? We're nothing like you. We're better. Now, if you'll excuse me, I have a lock to pick."
Очевидное, но: первая фраза Кварка - это почти дословная цитата Райкера из 1.05 TNG.
Это то, что вспомнилось сходу. Повторюсь, уверена, что есть ещё множество прекрасных моментов - а многие я просто не стала повторять, потому что они перечислены по ссылке выше. Пока так.
обзорам

Кое-где будет мой хэдканон, и наверняка я много чего упустила (и буду очень рада дополнить впоследствии) - но всё равно.
1) 1.26 TOS "Errand of Mercy". Авторы не только первый раз ввели в повествование клингонов, но и предсказали всю историю взаимоотношений клингонов и Федерации - в том числе и будущий мир (в шестом фильме), и нежелание сторон идти на примирение. Кроме того, в сериале сразу определено, что клингоны и федераты не так уж и отличаются друг от друга - что в каноне подтвердится не раз. А ещё там на редкость прямо признаются недостатки Кирка и вообще людей - задолго до полнометражных фильмов (я уже молчу про DS9), в первом сезоне TOS. ДА

2) В 1.02 TAS есть момент, который очень смущал меня поначалу. В альтернативной временной линии Спок умер ребёнком, Сарек и Аманда развелись, и Сарек больше не женился. Это казалось мне противоречащим "Amok Time" - где Т'Прин говорила, что у неё не было возможности развестись со Споком кроме как устроить калифи; а единственными возможными выходами из пон-фарра считались секс или битва - при таком раскладе женитьба для Сарека практически необходима. Но это действительно имеет смысл в контексте всего стартрека.
- Насчёт развода - вполне допускаю, что для землянки Аманды были сделаны на этот счёт исключения. "Ты не связан нашими законами и обычаями, ты можешь отказаться без всяких последствий", как говорила Т'Пау. Наверняка федеральные законы предусматривают разводы для людей.
Это если брать чисто формальную сторону - так-то я уверена, что Сарек никого против воли удерживать не станет.
- Впоследствии мы узнаём, что с пон-фарром можно справиться с помощью интенсивной медитации, хотя это и очень тяжело. И тогда это действительно имеет смысл - драться до смерти и спать со случайным партнёром (простите, я, конечно, преувеличиваю - но всё же) для посла несолидно; но достойный выход из пон-фарра без женитьбы всё же возможен.
- Мы узнаём о Сайбоке. Когда сын от первого брака фактически объявляет войну "вулканству", а второй брак распадается из-за смерти младшего сына - понятно нежелание вновь пытаться завести семью.
Таким образом, этот момент в действительности ПРЕКРАСНО вписывается в общую картину

3) Первый фильм. Уже не раз обсуждались достоинства второго фильма, но что насчёт первого?
- Хэдканон, возможно - но, ИМХО, контакт разумов с зондом Вояджером стал весьма убедительным поворотным моментом в характере Спока, после которого он раз и навсегда принимает свои эмоции. Неэмоциональный (в понимании Спока, так всё сложнее в действительности) зонд показал Споку, кем он мог бы стать, кем он стремился стать - и Споку это не понравилось.
- Когда зонд, который посылался для исследования, вернулся для разрушения - это стало первым переходным моментом (их было несколько, да), после которого всё стало Darker and Edgier. Задолго до "Q Who" нам показали - поход "туда, куда не ступала нога человека" и исследования неизведанного могут стоить очень дорого.
- Проблемы Кирка - то, что он остался не у дел, мучительность этого - определили настроение всех последующих фильмов и, с другой стороны, базировались на том, что мы уже видели в TOS. Мы видели перспективу остаться не у дел как самый страшный кошмар Кирка ещё в "The Deadly Years" и "And the Children Shall Lead" (это не единственные примеры) - таким образом, страдания Кирка по-настоящему вхарактерны и умело вплетены в канон.
Кроме того, хотелось бы отметить, что серия 1.03 TOS "The Changeling", в свою очередь, была ранним предшественником первого фильма - и за это ей спасибо.
4) Пятый фильм:
- Спорная территория на границе, весьма захудалая при этом, оказывается вовлечена в масштабные события. При этом довольно ярко показываются недостатки Федерации. Фильм Шатнера, может, и не самый сильный - но, в какой-то степени, его можно назвать предвестником DS9.
- Дальше во многом хэдканон - но, ИМХО, кошмары Кирка, Спока и Маккоя показаны здорово. Скорее не Fridge Brilliance, а Fridge Horror, но именно в пятом фильме обретает смысл тот факт, что мы не видим кошмаров доктора тогда, когда видим кошмары всех остальных главных героев в TOS (например, в "And the Children Shall Lead") - самое страшное событие в его жизни уже произошло. Кошмары Спока, с другой стороны, казались мне не очень правдоподобными (Спок уже слишком вырос, чтобы комплексовать по поводу отцовского неприятия) - но с учётом того, что Спок прекрасный телепат (который ещё в первом сезоне TOS смог обмануть пыточную машину клингонов, а в первом фильме проводил контакт разума с почти-всемогущим разумным зондом), и того, что Спок - брат Сайбока и знает, что Сайбок ожидает увидеть, всё очень легко объяснить тем, что Спок попросту обманул Сайбока. Кирк не показывает свою боль, но мы видим её в TOS - это, повторюсь, перспектива остаться не у дел. Таким образом, Кирк отказывается от... помощи Сайбока не только потому, что ему нужна его боль, но и потому, что как раз сдаться Сайбоку, сдать "Энтерпрайз" и остаться не у дел - и есть его самый страшный кошмар. Прекрасно

5) 1.20 TNG "Heart of Glory". Уорфу потом не раз будет предоставлен выбор - служить Федерации или Империи, но выбор был сделан уже в первом сезоне TNG.
6) 2.09 TNG "The Measure Of A Man". Замечательная серия, но особенно интересно рассматривать её, уже зная, что будет потом.
- Одна из целей Мэддокса - сделав Дейту собственностью Звёздного Флота, сконструировать множество подобных ему, "чтобы на каждом корабле был свой Дейта". Гуинан намекает Пикарду, что в итоге получится раса рабов.
А теперь вспомним VOY. В серии 7.20 "Autor, Autor" делается явная ссылка на "The Measure Of A Man", и всё же ты не сразу понимаешь, что то, что происходило и происходит с ЭМГ - именно то, чего хотел Мэддокс, и от чего предостерегала Гуинан. Что раса рабов - уже не возможное будущее, а текущая реальность для Федерации.
- "You are imparting Human qualities to it because it looks Human - but I assure you: it is not. If it were a box on wheels I would not be facing this opposition", - говорит Мэддокс. И, несмотря на то, что Мэддокс мудак, в его словах в данном случае слишком много правды.
Это правда, что федераты далеко не сразу признают за разумных существ тех, кто не выглядит так, как они; типичным примером может служить Хорта. Но позже, в серии 6.09 TNG это будет сыграно убийственно прямо - никто из тех, кто когда-то защищал Дейту, не поверит в разумность роботов-негуманоидов... только сам Дейта. И именно Дейта будет их защищать - потому что больше некому.
Да, не весело - но по-прежнему прекрасно

7) "Q Who". Я не совсем согласна с Abigail Nussbaum, но лучше её всё равно не скажешь:
"Picard is introduced to us as a great explorer--Crusher even refers to him as such in the series pilot, "Encounter at Farpoint"--who has given up the chance of a normal life in order to see things that no other human has seen. The Enterprise's mission is described as an extension of the original ship's, exploring the uncharted portions of the galaxy, and opportunities to do just that abound in the first season. When the Traveler whisks the Enterprise thousands of light years from known space in "Where No One Has Gone Before," Picard and Riker are positively giddy at the thought of exploring this region, and it's only due to their ironclad discipline as Starfleet officers that they forgo the opportunity. Aliens who are encountered in this season are often described in awestruck terms that seem more suited to fantasy--they are creatures of legend said to possess fantastic powers ("When the Bough Breaks") or secretive villains shrouded in mystery (the Romulans in "The Neutral Zone"). "We've only charted nineteen percent of our galaxy. The rest is out there, waiting for us," Wesley says in the early second season episode "The Dauphin," and that is what seems most strange and unfamiliar about early Next Generation--the sense that the galaxy is a vast and largely unexplored place, full of wonders yet to be discovered. This was, of course, original Star Trek's starting position, but it's one that the modern franchise, with its emphasis on the known and the familiar--on political disputes between established alien species and the role of the Federation on the galactic stage--moved away from. The galaxy in later Star Trek, and even in the later seasons of The Next Generation, is a much smaller place, whose rules are more clearly laid out.
You can spot the moment when original Trek-style Next Generation dies and gives way to what we think of today as Star Trek. It comes in the second season, in the episode "Q Who?" In the episode's early scenes, Geordi is trying to keep up with the enthusiasm of Sonya, one of his new ensigns. "Whatever is out here, we're going to be the first humans to see it," she tells him, almost vibrating with excitement. At the same time, Picard is getting into another argument with Q, who offers to act as the Enterprise's guide to the great unknown and, when rejected, petulantly flings the ships into a distant part of space, setting in motion humanity's first encounter with the Borg. By the time the episode ends, Sonya's enthusiasm has given way to horror at the Borg's casual slaughter of 18 Enterprise crewmembers, and Picard is begging Q to save the ship from destruction. The lesson Q is trying to teach Picard is that humanity isn't ready for what it's about to encounter as it ventures into unknown space--"It's not safe out there. It's wondrous, with treasures to satiate desires both subtle and gross, but it's not for the timid"--but the lesson that The Next Generation learns is not to venture at all. "Q Who?" sets up the Borg as an antagonist that will overshadow the series for the next season and a half, and by the time they have been dealt with, both the Klingons and the Romulans will have been developed as the major sources of story. The Enterprise encounters less and less unknown species, and spends more time visiting human colonies and scientific outposts, or rendering aid to species with whom it already has diplomatic contact" (с). отсюда.
Встреча с боргами и обстоятельства её - действительно один из поворотных моментов стартрека.
8) 1.07 DS9 "Q-Less" Кью говорит, что (к сожалению, не могу привести точную цитату) Федерация сейчас возвращается к принципам двухсотлетней давности. Это имеет смысл в контексте серии... и выходит далеко за его пределы. Собственно, весь сериал будет происходить именно это.
9) Большая часть фраз, которые Кварк говорит о людях, прекрасна. Но особенно хорош этот диалог Кварка и Сиско:
" - The way I see it, hew-mons used to be a lot like Ferengi: greedy, acquisitive, interested only in profit. We're a constant reminder of a part of your past you'd like to forget.
- We don't have time for this...
- But you're overlooking something: Hew-mons used to be a lot worse than the Ferengi. Slavery. Concentration camps. Interstellar wars. We have nothing in our past that approaches that kind of barbarism. You see? We're nothing like you. We're better. Now, if you'll excuse me, I have a lock to pick."
Очевидное, но: первая фраза Кварка - это почти дословная цитата Райкера из 1.05 TNG.
Это то, что вспомнилось сходу. Повторюсь, уверена, что есть ещё множество прекрасных моментов - а многие я просто не стала повторять, потому что они перечислены по ссылке выше. Пока так.
обзорам