"The Moonbase": даже несмотря на то, что сюжет практически дословно был скопирован с "The Tenth Planet", это были интересные серии.
Но прежде чем писать о них подробнее, я должна сделать предупреждение: да, я снова буду искать мифологические мотивы. Я понимаю, что у меня это всё очень поверхностно. Я понимаю, что попытки найти какие-то общие концепции сильно всё упрощают и ограничивают. Но... но я просто нимагу не!!! Простите :shuffle2:
Итак, предупреждён - значит вооружён. К делу :)
Как я уже сказала, сюжет почти полностью копирует "The Tenth Planet". Будущее, важная земная станция, кибермены приходят и пытаются уничтожить Землю, помощь с остальной части планеты по каким-то причинам не может дойти, поиск слабого места киберменов... На этот раз дело происходит не в Антарктиде (конкретно - в самом холодном месте Антарктиды), а на Луне, на станции, меняющей земную погоду - но и в том и в другом случае место действия, прямо скажем, небанально. Строго говоря, и ледяная страна и Луна на небе - вполне устоявшиеся образы другого мира (да, я предупреждала!), что же до киберменов - то Джейми (которому, как гостю из прошлого, можно отмечать подобные вещи) прямо говорит о них как о существах из мира мёртвых. Живые приходят на территорию мёртвых - мёртвые приходят за живыми. И, если смотреть на ситуацию так, то мы можем найти ответ на вопрос, который мы едва ли найдём, если будем смотреть на вещи прямо, с точки зрения реализма - а как, собственно, киберменам удалось выжить? Дважды не убьёшь.
О киберменах. Лично мне кибермены очень интересны по разным причинам: во-первых, это очень ранние прообразы стартрековских боргов. Во-вторых, как я уже сказала, они мифологичны, и мифологичность их почти не скрыта фантастической маской - более явственно это было выражено только у Небесного Игрушечника. Ну и наконец, кибермены действительно пугают. Даже уже чисто внешне - если далеки, например (с которыми у киберменов тоже много общего), как ни крути, выглядят глуповато в своих металлических костюмах; то в случае киберменов в силу вступает эффект "зловещей долины". Тот же эффект, что и в случае зомби - безэмоциональные (=неживые, опять же) кибермены вообще напоминают зомби и при этом сами способны зомбировать окружающих. Здесь нужно отметить, что идея зомби-мертвецов (в современном виде) очень новая - но вот основания для этой идеи старше дерьма мамонта и идут ещё от тех времён, когда мёртвый - любой! - мыслился как опасность для живых (любых, опять же - прежде всего, близких), и главным делом похоронного ритуала было удержать его в могиле.
Если смотреть на вещи реалистично, мотивы киберменов - это не мотивы, а фейспалм. Опасность от людей - не ресурсы, не месть даже, выдуманная опасность! Однако в этих самых диких мотивах можно найти ещё кое-что интересное - это детские мотивы. Вот эти самые детские черты потом будут очень ярко выражены у стартрековских боргов. Разве что у киберменов нет королевы-матери.
Ещё один момент - кибермены, как и далеки до них, узнают Доктора; причём как раз у киберменов, в отличие от далеков, обоснований для это нет никаких - они Второго не видели, а машины времени у них вроде-как нету пока. Ну что за дела, в самом деле: спутники едва узнают, сам Доктор с трудом сам себя узнаёт - а противники узнают с первого взгляда! Объяснения этому, опять же, можно найти только, хм... мифологические, причём объяснения довольно странные и очень-очень спорные. А именно: кибермены узнают Доктора, потому что Доктор в какой-то степени родственен их миру, другому миру.
О Докторе, кстати. Хочу отметить, что и в "The Tenth Planet", и в "The Moonbase" мы видим схожий сюжет - Доктор хочет помочь, учёные же (кто-то в большей степени, кто-то - в меньшей), не доверяют и отталкивают его, пусть впоследствии им и приходится принять его помощь. В самом по себе подобном отношении ничего удивительного нет - ОК, мы смотрим на всё глазами... спутника Доктора, и для нас по умолчанию Доктор лучше всех, и ему можно верить (а кто не верит - идиот); но поставим себя на место учёного: ко мне (подчеркну: на стратегически важную, секретную базу!) непонятным образом заявляются какие-то очень странные странные ребята, и с тех пор всё идёт наперекосяк. Как прикажете им верить? В таких случаях посадить Доктора и Ко под охрану - единственный разумный вариант, разве что тогда кина бы не было.
Нет, настоящей загадкой является то, что (несмотря ни на что) и в том, и в другом случае Доктора так или иначе привлекают к работе. Найти рациональные объяснения тому, что кто-то, откровенно не доверяя другому и даже видя в нём угрозу, привлекает его к участию в секретных(!) проектах... ну разве что иначе кина бы не было, опять же.
Однако у подобного поведения есть объяснения, если мы вспомним, что подобное отношение - классическое отношение к герою. Герою не доверяют и боятся как Другого (прежде всего, связанного с другим миром - но её может дополнять и "другость" иного рода, социальная, например) и нарушителю запретов; боятся, как силы, которая, в общем-то, действительно зачастую оказывается губительной для своих - но, в то же время, на героя полагаются, потому что только он может справиться с чудовищами. И знаете, я бы вновь назвала это мифологическими чертами (и мы действительно можем найти их в мифах и легендах) - но эти черты настолько универсальны и актуальны, что мы, кажется, можем найти их в каждом втором произведении - если не в каждом первом. ИМХО, очень яркий пример недоверия к герою, на которого всё же приходится рассчитывать, даёт нам Шерлок BBC; но, повторюсь, примеров можно найти ещё очень и очень много.
Характерно, кстати, что в случае Первого этого почти не было: даже "The Tenth Planet" - это уже финал эры Первого, Первый там уже почти Второй. Причины этого, ИМХО, в том, что Первый... не был героем. Не в смысле "был злодеем" - не был, хотя и по-настоящему добрым его не назовёшь. И не в смысле "играл второстепенную роль в повествовании", нет. Первый не был мифологическим или эпическим героем.
Это НЕ значит, что у него не было черт персонажа мифа - наоборот, их было очень много. Но Первый - скорее даритель или волшебный помощник, чем герой; не даром же изначально главным героем хотели сделать Йена Честертона. И то, что Доктор при этом играет очень важную роль в повествовании, дело не меняет. Как в оригинальной трилогии "Звёздных Войн", намеренно построенной на сказочно-мифологическом каркасе, Оби-Ван Кеноби играет огромную роль, а без моего любимого R2-D2 вообще никуда - но героем при этом является Люк Скайвокер.
Наверное, мои выводы сильно преждевременны (если верить спойлерам, которые, увы, повсюду - дальше этого будет больше), но мне кажется, сейчас я наблюдаю постепенную героизацию Доктора (героизация здесь, опять же, не в смысле улучшения или "подобрения" персонажа, а в смысле предания Доктору черт эпического героя). В общем, посмотрим, что будет дальше :)
P.S. Простите за сбивчивость и неумение нормально сформулировать :shame:

@темы: Doctor Who