Попробую, хоть это и сложно, подвести итоги эры Третьего.
об изменениях формата и нововведенияхОбычно, подводя итоги, я пишу, прежде всего, о Докторе - но эта эра отличается от всего, что было показано ранее. И для начала я попробую разобраться, как и насколько.Ну, кроме того, что сериал перешёл в цвет и ещё - ура-ура-ура! - больше не убивает глаза реконструкциями))
Первое, наверное, что нужно отметить - Доктор больше не летает (ну, летает, конечно - но куда меньше). Изменился формат повествования - теперь не Доктор летит к враждебным инопланетянам, а инопланетяне к нему. Но что это меняет по сути? Со мной можно не соглашаться, но... ничего?
То есть, например, когда в третьем стартрековском сериале DS9 мы внезапно получили станцию, стоящую на границе, вместо корабля, летящего, "куда не ступали" - изменилось сразу всё. Вместо путешествия за край мира и принципа "поприключались - улетели" (не совсем в тему, но: "Доктор Кто", несмотря на формат, с самого начала был глубже этого принципа - вспомните, например, "The Ark", посвящённую именноотнюдь не гладким последствиям действий Доктора и его спутников) мы получили постепенное и реалистичное развитие взаимоотношений и раскрытие мира трека. Но Доктор и его будка стоят отнюдь не на политической границе космических миров - они стоят на далёкой Земле, на которой каким-то образом ухитрились забыть и развидеть и далеков, и киберменов, и йети, и силуриан, и Интеллект, и все остальные первые контакты. Поэтому что гора к Магомеду... в смысле: инопланетяне к Доктору, что наоборот - разницы никакой. Что само по себе не плохо, наверное - это просто форма, хорошим или плохим, ИМХО, её делает содержание.
Другая вещь, которая отличается - у нас теперь есть приличное количество повторяющихся персонажей и продолжающихся сюжетных линий, которые НЕ относятся непосредственно ни к Доктору, ни к его спутникам (о спутниках я хочу сказать отдельно - здесь всё очень интересно). Однако, если мы начнём копаться, то окажется, что... нас к этому подготовили, и возникли эти повторяющиеся персонажи и сюжеты не из ниоткуда. У нас уже были повторяющиеся злодеи - далеки, кибермены, ледяные воины, механические йети. У нас уже были повторяющиеся индивидуальные злодеи - Монах и Интеллект (и пусть каждый из них появился всего лишь в двух сериях - это было начало). У нас появились индивидуальные повторяющиеся положительные персонажи (которые, повторюсь, не являются при этом спутниками Доктора) - это профессор Эдвард Треверс и... собственно, Алистер наш Гордон Летбридж-Стюарт. Да и ЮНИТ появился ещё в эру Второго...
Но в эру Третьего повторяющиеся персонажи занимают значительно больше места. Тот же Мастер - в восьмом сезоне не было ни одной серии без Мастера (а ведь он засветился ещё в девятом и в десятом)! А офицеры ЮНИТа и вовсе были в каждой первой серии: не всегда на службе, правда, иногда в роли спутников - но самое интересное, что именно иногда, а не всегда. Продолжающиеся сюжетные линии тоже. Формат "Доктора Кто", в котором множество эпизодов объединяются в серию, конечно, сам по себе обеспечивает продолжающиеся сюжеты; сюжеты спутников продолжаются по определению; сюжеты злодеев (пусть и не всегда) и раньше являлись продолжениями предыдущих событий (вспомните "The Chase" или историю Монаха); наконец, были и прямо продолжающие друг друга серии (например, "The Daleks' Master Plan" как продолжение "Mission to the Unknown") - то есть, у нас и раньше в этом плане всё было неплохо; но теперь сериал пошёл ещё дальше. Так, например, сейчас у нас есть "The Monster of Peladon", в котором, подобно "The Ark" Первого, рассмотрены последствия выбора персонажей и действий Доктора, но при этом продолжение ведётся не от другого эпизода одной серии, а от совсем другой серии другого сезона; а в политические игры будущего оказываются включены и ледяные воины - давно знакомый нам вид. Но самым ярким примером и включения повторяющегося персонажа, и продолжения былого сюжета является присутствие Майка Йейтса в "Planet of the Spiders". Йейтс больше не относился к ЮНИТу и не был спутником Доктора - но его сюжетную линию продолжили, он остался интересен авторам несмотря ни на что.
Что значат повторяющиеся персонажи и сюжетные арки "Доктора Кто", что они показывают? О мире "Доктора" - почти ничего: кибермены возвращаются (не в этой эре, если что), потому что они и так принадлежат миру мёртвых и их не убьёшь; ледяные воины в "The Monster of Peladon" углубляют реалистичность и проблематичность повествования; а далеки возвращаются... да просто потому, что они культовые злодеи с шестьдесят третьего года! Однако, мало что говоря о мире сами по себе, повторения и продолжения всё же делают очень важную вещь. Они показывают нечто постоянное за пределами ТАРДИС. Как показать это постоянство, будет ли оно делать повествование реалистичнее или наоборот - каждый автор решает по-своему, в том числе и в эре Третьего. Но это открывает возможности.
Не говоря уже о том, что конкретно повторяющиеся персонажи эры Третьего - Бригадир, Бентон, Джо, Йейтс, Лиз, Мастер и другие - просто доставляют сами по себе. И было попросту приятно встречать их снова и снова.
Здесь надо отметить одну очень маленькую, но важную для сюжета деталь. Мы можем возвращаться к предыдущим историям ещё и потому, что Доктор НАКОНЕЦ-ТО кое-как, но научился управлять ТАРДИС. Чего не сделаешь, желая сбежать из ссылки...))
Но основным нововведением стало всё же не введение повторяющихся персонажей и даже не то, какие именно персонажи были введены. Когда я прежде писала о "Докторе Кто", я всегда отмечала, что "Доктор Кто" - история конкретных людей (и не-людей) и частных лиц. Теперь же у нас есть организация, с представителями которой Доктор взаимодействует на постоянной основе.
Разумеется, мы имеем дело всё ещё с конкретными людьми, которые, как мы можем видеть на примере Йейтса или даже Джо, остаются нам интересны и вне организаций. И всё же организация, ЮНИТ, здесь далеко не только фон, она играет огромную роль и в повествовании, и в жизни персонажей. Так, Летбридж-Стюарт для нас - это уже Бригадир и никак иначе; несмотря на то, что начинал он как британский полковник, сейчас он уже почти не мыслим вне ЮНИТа. И, что важнее, он и сам себя едва ли мыслит вне ЮНИТа.
Бригадир - Foil для Доктора, но и сам Доктор принадлежит ЮНИТу, хоть и не хочет признавать это. И всё же мы смотрим на ЮНИТ скорее со стороны, чем изнутри. Ма осуждаем ЮНИТ вместе с Доктором, когда ЮНИТ устраивает геноцид или сажает людей без суда и следствия - но мы болеем за ЮНИТ, когда он спасает Землю как умеет. И это, как мне кажется, очень правильно - показать организацию со стороны и изнутри одновременно, одновременно сочувственно и не очень. Нет ни идеализации, ни очернения, а конкретные люди всё ещё очень важны.
Что ещё можно сказать? И чего нельзя? Не могу, например, сказать, что "Доктор Кто" стал более тёмным, или что персонажи в нём стали более жёсткими. Да, у нас есть Бригадир, устраивающий геноцид - но до этого у нас был Первый, уничтоживший город лишь ради себя. Людей будущего стали показывать как тиранов и опасность для других видов - но разве их идеализировали прежде? У нас есть Майк Йейтс, предавший ЮНИТ - но в эпоху Первого у нас были спутник, едва не отнявший у Доктора ТАРДИС, и спутница, убившая собственного брата. Вряд ли после всего этого можно сказать, что в эру Третьего всё встало темнее и острее.
о понятии "спутник Доктора" в эру ТретьегоО спутниках, кстати - эра Третьего размывает понятие "спутник Доктора". Можно ли назвать сотрудников ЮНИТа, с которыми работает Доктор, спутниками Доктора? На мой взгляд, нет - скорее, Доктора можно назвать спутником ЮНИТа) Что же касается тех, кто летал с Доктором в ТАРДИС - то это были кто только не, даже Мастер и сам Доктор в других инкарнациях. Нет, в этой эре у Доктора не столько спутники, сколько товарищи и союзники - но союзники на Земле, у себя, со своими целями. Что не отменяет дружбы.
о Третьем ДоктореА теперь, собственно, о Докторе)
Начать, наверное, опять нужно с того, кем Доктор в этой инкарнации НЕ является. Лично я принципиально не согласна с теми, кто утверждает, что:
- Третий Доктор более "военизирован", так как работает на военную организацию. В рамках этой самой организации Доктор не раз готов был пожертвовать собой, чтобы сохранить мир. Я уже молчу про то, как Доктор раньше вмешивался в конфликты, в том числе и военные (много серий - от "The Daleks" до "The Myth Makers" - могут послужить тому примерами). Или про то, как он собственноручно убивал тех же далеков с деструктором времени в руках. Нет, Третий Доктор едва ли более военизирован, чем предыдущие.
- Третий Доктор злее, чем предыдущие. Насчёт Первого, понятно, без комментариев - но едва ли Третий злее даже и Второго. Злой персонаж не стал бы, рискуя собой, спасать тех, кто мучил его - а Доктор честно пытался сделать это и в "Doctor Who and the Silurians", и в "Inferno", и в "The Time Monster". Нет, Третий - добрый Доктор.
- Третий Доктор смелее и решительнее, чем Второй. Уже писала не раз, но повторю - Второй Доктор не разу ни нерешительный и не трус, он готов действовать, если нужно. Просто Второй куда лучше осознаёт, с кем и с чем он имеет дело.
Зато Третий Доктор наглее. Он хамит (в особенности власть имущим) и нарушает правила - зачастую без особых причин. Он любит нарядную одежду и ОЧЕНЬ любит крутые тачки. Он совсем не против подраться) Он раздражителен, он не боится показывать своё превосходство.
Он не всегда понимает, что хорошо, а что плохо и почему - вспомните его "школьный" ответ Мастеру на предложение власти. Он не всегда осознаёт опасность, не всегда осознаёт, с чем он имеет дело - его отношение к Мастеру здесь тоже характерно (а теперь сравните с отношением Второго к Командующему).
Отношение к спутникам (к тем, кого всё-таки можно назвать спутниками) Третьего очень показательно. Первый, несмотря на дружбу, был не особенно внимателен к спутникам, к тому, чего они хотят - даже в конце эпохи подобревший Первый похищает Додо и бросает Стивена; Второй же, напротив, руководствовался принципом "если это твой выбор". Второй не просто никогда никого не похищал и не бросал - Второй никогда и словом не осуждал тех, кто хотел оставить его (вспомните Викторию), и всегда и со всей ясностью описывал возможные последствия для тех, кто решит путешествовать с ним (вспомните Зои). Но зато если уж после этого кто-то решил сделаться его спутником - Второй готов рисковать ими, и, хоть я это и не одобряю, я понимаю его.
А Третий заманивает своих спутников описанием инопланетных чудес - и ревнует, даже ставит палки в колёса, когда они хотят его оставить. При этом он искренне беспокоится о них - даже в большей степени, чем в предыдущих инкарнациях; но вот всерьёз удержать их от опасности он не может. Ведь Третий считает, что может одновременно заманивать спутников с собой в опасности и держать их подальше от этих самых опасностей - а так не получается.
В общем, я скажу то, что говорила уже не раз - Третий подросток. Но я особенно хочу подчеркнуть, что всё то, что можно рассматривать как злобу и воинственность, в которых иногда обвиняет Третьего - это именно подростковый бунт, а вовсе не озлобленность взрослого. Ещё раз повторю: Третий - добрый Доктор, готовый положить жизнь ради других, в том числе и издевавшихся над ним, пытавших его. И готовый дружить с теми, кто не похож на него. Он хороший)
Но при этом - странное дело - взросление Первого воспринимается куда органичнее, чем подростковость Третьего. И всё-таки на вопрос "мог ли Второй стать Третьим?" я отвечу "мог".
В конце своей эры Второго заставили регенерировать, разлучили с друзьями и отправили в изгнание. Ему пришлось работать на ЮНИТ, который он одобряет не во всём, и выполнять поручения повелителей времени. То есть, он не просто попал в сложную ситуацию - не в первый раз! - он оказался именно в зависимости от "взрослых" авторитетных фигур. А Первого повзрослеть заставила во многом именно свобода и вместе с ней - ответственность, понимание последствий.
Неволю же Доктор всегда переживал тяжело. Вспомните "Marco Polo", например.
Потом всё будет по-другому. Потом Доктор получит свободу и будет помогать - но по своей воле. А в начале Доктор ведёт и чувствует себя, как подросток, потому что он оказался в положении подростка - который чувствует себя взрослым, а родители указывают, что делать.
Другая вещь, о которой мне придётся повториться, но о которой просто нельзя не сказать - Третий приобретает героические черты.
Некоторые героические черты были изначально, но всё же Доктор начинал скорее как персонаж-даритель; постепенно он отходит от этой роли. Что я подразумеваю под героическими чертами?
- У Доктора появляется ещё смутная, но история происхождения. Персонаж-даритель в биографииуже не нуждается, а здесь у Доктора подразумевается прошлое, встреча с Мудрым Старцем, совершение подвигов.
- При этом Доктор, как и прежде, зачастую исполняет роль культурного героя. Как трикстер (герой, но всё-таки герой-трикстер) он ещё при этом обычно тырит что-нибудь - привет кристаллу с Метабилиса 3)) Как говорит нам энциклопедия "Мифы народов мира": "В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путём, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих себя [привет старому мастеру Доктора], герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей".
- Как и прежде, опять же, но, говоря о героических чертах, не могу не сказать - Доктор борется с чудовищами. Без комментариев.
- Цитируя энциклопедию, опять же (потому что точнее и не скажешь): "Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов. Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов".
- И далее: "Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил". Здесь всё довольно сложно: во-первых, потому что героический характер (не всегда, но часто) подразумевает ярость, до которой Третьему, при всех его недостатках, всё-таки далеко; во-вторых, потому что в Докторе, помимо прочего, ещё во всю сохраняются трикстерские черты (герой-трикстер более чем возможет, но трикстер - совершенно не обязательно герой, это не отличительный признак героя). И всё-таки "переоценка собственных сил" - это про подростка-Третьего, так что можно сказать, что и характер Доктора становится более героическим.
- А поскольку повелители времени - боги: "Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников". Богу не всегда идёт роль героя, но иногда... Это не к отличительному признаку героя, но к сведению концов к концами.
- "С другой стороны, герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам". И не только богам, кстати говоря - герои довольно часто противостоят власть имущим вообще, по разным причинам - от эдиповых мотивов, до мотива опасности, исходящей от героя для своих же.
И здесь "подростковость" Третьего, опять же, как никогда к месту. Не говоря уже о конфликте с повелителями времени, привёдшему к изгнанию.
- Уход и, что интересно, изгнание героя, кстати говоря - довольно типичный мотив. Как сказано в "Мифах народов мира": "По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками".
- Ещё один мотив, связанный с конфликтом героев с остальными, прежде всего, властью - зачастую герой нарушает табу. Доктор наш, конечно, с самого начала много чего нарушал - но, на мой взгляд, в этом было, опять же много трикстерских черт. А главным нарушением запрета я бы всё же назвала похищение ТАРДИС и вмешательство, наказание за которые и привело... собственно, к эре Третьего.
- Ну и, наконец, "герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть". Без комментариев, опять же.
При этом, если Первый регенерирует... не очень понятно, как и почему,потому что создатели ещё этого не знали, но всё же, скорее, сам; а Второго заставляют регенерировать - то Третьего попросту спасает его старый мастер, помогая при регенерации. И это тоже показывает героизацию как, несмотря ни на что... не вполне божественность героя, неспособность самостоятельно победить смерть.
Наверняка я ещё не всё назвала.
Таким образом, героические черты Третьего Доктора частично основаны на том, что уже было, а частично появились или, по крайней мере, проявились сейчас. Доктор изменился - но он и остался прежним.
итогиСобственно, итогами эры, наверное, и будет то, что она показала: "Доктор Кто" может измениться - и всё ещё быть "Доктором Кто". Доктор может измениться - и всё ещё быть Доктором.
Ну и эта эра просто была интересной сама по себе
Как-то так
P.S. Интересно, кто-нибудь прочитает всё это до конца?
об изменениях формата и нововведенияхОбычно, подводя итоги, я пишу, прежде всего, о Докторе - но эта эра отличается от всего, что было показано ранее. И для начала я попробую разобраться, как и насколько.
Первое, наверное, что нужно отметить - Доктор больше не летает (ну, летает, конечно - но куда меньше). Изменился формат повествования - теперь не Доктор летит к враждебным инопланетянам, а инопланетяне к нему. Но что это меняет по сути? Со мной можно не соглашаться, но... ничего?
То есть, например, когда в третьем стартрековском сериале DS9 мы внезапно получили станцию, стоящую на границе, вместо корабля, летящего, "куда не ступали" - изменилось сразу всё. Вместо путешествия за край мира и принципа "поприключались - улетели" (не совсем в тему, но: "Доктор Кто", несмотря на формат, с самого начала был глубже этого принципа - вспомните, например, "The Ark", посвящённую именно
Другая вещь, которая отличается - у нас теперь есть приличное количество повторяющихся персонажей и продолжающихся сюжетных линий, которые НЕ относятся непосредственно ни к Доктору, ни к его спутникам (о спутниках я хочу сказать отдельно - здесь всё очень интересно). Однако, если мы начнём копаться, то окажется, что... нас к этому подготовили, и возникли эти повторяющиеся персонажи и сюжеты не из ниоткуда. У нас уже были повторяющиеся злодеи - далеки, кибермены, ледяные воины, механические йети. У нас уже были повторяющиеся индивидуальные злодеи - Монах и Интеллект (и пусть каждый из них появился всего лишь в двух сериях - это было начало). У нас появились индивидуальные повторяющиеся положительные персонажи (которые, повторюсь, не являются при этом спутниками Доктора) - это профессор Эдвард Треверс и... собственно, Алистер наш Гордон Летбридж-Стюарт. Да и ЮНИТ появился ещё в эру Второго...
Но в эру Третьего повторяющиеся персонажи занимают значительно больше места. Тот же Мастер - в восьмом сезоне не было ни одной серии без Мастера (а ведь он засветился ещё в девятом и в десятом)! А офицеры ЮНИТа и вовсе были в каждой первой серии: не всегда на службе, правда, иногда в роли спутников - но самое интересное, что именно иногда, а не всегда. Продолжающиеся сюжетные линии тоже. Формат "Доктора Кто", в котором множество эпизодов объединяются в серию, конечно, сам по себе обеспечивает продолжающиеся сюжеты; сюжеты спутников продолжаются по определению; сюжеты злодеев (пусть и не всегда) и раньше являлись продолжениями предыдущих событий (вспомните "The Chase" или историю Монаха); наконец, были и прямо продолжающие друг друга серии (например, "The Daleks' Master Plan" как продолжение "Mission to the Unknown") - то есть, у нас и раньше в этом плане всё было неплохо; но теперь сериал пошёл ещё дальше. Так, например, сейчас у нас есть "The Monster of Peladon", в котором, подобно "The Ark" Первого, рассмотрены последствия выбора персонажей и действий Доктора, но при этом продолжение ведётся не от другого эпизода одной серии, а от совсем другой серии другого сезона; а в политические игры будущего оказываются включены и ледяные воины - давно знакомый нам вид. Но самым ярким примером и включения повторяющегося персонажа, и продолжения былого сюжета является присутствие Майка Йейтса в "Planet of the Spiders". Йейтс больше не относился к ЮНИТу и не был спутником Доктора - но его сюжетную линию продолжили, он остался интересен авторам несмотря ни на что.
Что значат повторяющиеся персонажи и сюжетные арки "Доктора Кто", что они показывают? О мире "Доктора" - почти ничего: кибермены возвращаются (не в этой эре, если что), потому что они и так принадлежат миру мёртвых и их не убьёшь; ледяные воины в "The Monster of Peladon" углубляют реалистичность и проблематичность повествования; а далеки возвращаются... да просто потому, что они культовые злодеи с шестьдесят третьего года! Однако, мало что говоря о мире сами по себе, повторения и продолжения всё же делают очень важную вещь. Они показывают нечто постоянное за пределами ТАРДИС. Как показать это постоянство, будет ли оно делать повествование реалистичнее или наоборот - каждый автор решает по-своему, в том числе и в эре Третьего. Но это открывает возможности.
Не говоря уже о том, что конкретно повторяющиеся персонажи эры Третьего - Бригадир, Бентон, Джо, Йейтс, Лиз, Мастер и другие - просто доставляют сами по себе. И было попросту приятно встречать их снова и снова.
Здесь надо отметить одну очень маленькую, но важную для сюжета деталь. Мы можем возвращаться к предыдущим историям ещё и потому, что Доктор НАКОНЕЦ-ТО кое-как, но научился управлять ТАРДИС. Чего не сделаешь, желая сбежать из ссылки...))
Но основным нововведением стало всё же не введение повторяющихся персонажей и даже не то, какие именно персонажи были введены. Когда я прежде писала о "Докторе Кто", я всегда отмечала, что "Доктор Кто" - история конкретных людей (и не-людей) и частных лиц. Теперь же у нас есть организация, с представителями которой Доктор взаимодействует на постоянной основе.
Разумеется, мы имеем дело всё ещё с конкретными людьми, которые, как мы можем видеть на примере Йейтса или даже Джо, остаются нам интересны и вне организаций. И всё же организация, ЮНИТ, здесь далеко не только фон, она играет огромную роль и в повествовании, и в жизни персонажей. Так, Летбридж-Стюарт для нас - это уже Бригадир и никак иначе; несмотря на то, что начинал он как британский полковник, сейчас он уже почти не мыслим вне ЮНИТа. И, что важнее, он и сам себя едва ли мыслит вне ЮНИТа.
Бригадир - Foil для Доктора, но и сам Доктор принадлежит ЮНИТу, хоть и не хочет признавать это. И всё же мы смотрим на ЮНИТ скорее со стороны, чем изнутри. Ма осуждаем ЮНИТ вместе с Доктором, когда ЮНИТ устраивает геноцид или сажает людей без суда и следствия - но мы болеем за ЮНИТ, когда он спасает Землю как умеет. И это, как мне кажется, очень правильно - показать организацию со стороны и изнутри одновременно, одновременно сочувственно и не очень. Нет ни идеализации, ни очернения, а конкретные люди всё ещё очень важны.
Что ещё можно сказать? И чего нельзя? Не могу, например, сказать, что "Доктор Кто" стал более тёмным, или что персонажи в нём стали более жёсткими. Да, у нас есть Бригадир, устраивающий геноцид - но до этого у нас был Первый, уничтоживший город лишь ради себя. Людей будущего стали показывать как тиранов и опасность для других видов - но разве их идеализировали прежде? У нас есть Майк Йейтс, предавший ЮНИТ - но в эпоху Первого у нас были спутник, едва не отнявший у Доктора ТАРДИС, и спутница, убившая собственного брата. Вряд ли после всего этого можно сказать, что в эру Третьего всё встало темнее и острее.
о понятии "спутник Доктора" в эру ТретьегоО спутниках, кстати - эра Третьего размывает понятие "спутник Доктора". Можно ли назвать сотрудников ЮНИТа, с которыми работает Доктор, спутниками Доктора? На мой взгляд, нет - скорее, Доктора можно назвать спутником ЮНИТа) Что же касается тех, кто летал с Доктором в ТАРДИС - то это были кто только не, даже Мастер и сам Доктор в других инкарнациях. Нет, в этой эре у Доктора не столько спутники, сколько товарищи и союзники - но союзники на Земле, у себя, со своими целями. Что не отменяет дружбы.
о Третьем ДоктореА теперь, собственно, о Докторе)
Начать, наверное, опять нужно с того, кем Доктор в этой инкарнации НЕ является. Лично я принципиально не согласна с теми, кто утверждает, что:
- Третий Доктор более "военизирован", так как работает на военную организацию. В рамках этой самой организации Доктор не раз готов был пожертвовать собой, чтобы сохранить мир. Я уже молчу про то, как Доктор раньше вмешивался в конфликты, в том числе и военные (много серий - от "The Daleks" до "The Myth Makers" - могут послужить тому примерами). Или про то, как он собственноручно убивал тех же далеков с деструктором времени в руках. Нет, Третий Доктор едва ли более военизирован, чем предыдущие.
- Третий Доктор злее, чем предыдущие. Насчёт Первого, понятно, без комментариев - но едва ли Третий злее даже и Второго. Злой персонаж не стал бы, рискуя собой, спасать тех, кто мучил его - а Доктор честно пытался сделать это и в "Doctor Who and the Silurians", и в "Inferno", и в "The Time Monster". Нет, Третий - добрый Доктор.
- Третий Доктор смелее и решительнее, чем Второй. Уже писала не раз, но повторю - Второй Доктор не разу ни нерешительный и не трус, он готов действовать, если нужно. Просто Второй куда лучше осознаёт, с кем и с чем он имеет дело.
Зато Третий Доктор наглее. Он хамит (в особенности власть имущим) и нарушает правила - зачастую без особых причин. Он любит нарядную одежду и ОЧЕНЬ любит крутые тачки. Он совсем не против подраться) Он раздражителен, он не боится показывать своё превосходство.
Он не всегда понимает, что хорошо, а что плохо и почему - вспомните его "школьный" ответ Мастеру на предложение власти. Он не всегда осознаёт опасность, не всегда осознаёт, с чем он имеет дело - его отношение к Мастеру здесь тоже характерно (а теперь сравните с отношением Второго к Командующему).
Отношение к спутникам (к тем, кого всё-таки можно назвать спутниками) Третьего очень показательно. Первый, несмотря на дружбу, был не особенно внимателен к спутникам, к тому, чего они хотят - даже в конце эпохи подобревший Первый похищает Додо и бросает Стивена; Второй же, напротив, руководствовался принципом "если это твой выбор". Второй не просто никогда никого не похищал и не бросал - Второй никогда и словом не осуждал тех, кто хотел оставить его (вспомните Викторию), и всегда и со всей ясностью описывал возможные последствия для тех, кто решит путешествовать с ним (вспомните Зои). Но зато если уж после этого кто-то решил сделаться его спутником - Второй готов рисковать ими, и, хоть я это и не одобряю, я понимаю его.
А Третий заманивает своих спутников описанием инопланетных чудес - и ревнует, даже ставит палки в колёса, когда они хотят его оставить. При этом он искренне беспокоится о них - даже в большей степени, чем в предыдущих инкарнациях; но вот всерьёз удержать их от опасности он не может. Ведь Третий считает, что может одновременно заманивать спутников с собой в опасности и держать их подальше от этих самых опасностей - а так не получается.
В общем, я скажу то, что говорила уже не раз - Третий подросток. Но я особенно хочу подчеркнуть, что всё то, что можно рассматривать как злобу и воинственность, в которых иногда обвиняет Третьего - это именно подростковый бунт, а вовсе не озлобленность взрослого. Ещё раз повторю: Третий - добрый Доктор, готовый положить жизнь ради других, в том числе и издевавшихся над ним, пытавших его. И готовый дружить с теми, кто не похож на него. Он хороший)
Но при этом - странное дело - взросление Первого воспринимается куда органичнее, чем подростковость Третьего. И всё-таки на вопрос "мог ли Второй стать Третьим?" я отвечу "мог".
В конце своей эры Второго заставили регенерировать, разлучили с друзьями и отправили в изгнание. Ему пришлось работать на ЮНИТ, который он одобряет не во всём, и выполнять поручения повелителей времени. То есть, он не просто попал в сложную ситуацию - не в первый раз! - он оказался именно в зависимости от "взрослых" авторитетных фигур. А Первого повзрослеть заставила во многом именно свобода и вместе с ней - ответственность, понимание последствий.
Неволю же Доктор всегда переживал тяжело. Вспомните "Marco Polo", например.
Потом всё будет по-другому. Потом Доктор получит свободу и будет помогать - но по своей воле. А в начале Доктор ведёт и чувствует себя, как подросток, потому что он оказался в положении подростка - который чувствует себя взрослым, а родители указывают, что делать.
Другая вещь, о которой мне придётся повториться, но о которой просто нельзя не сказать - Третий приобретает героические черты.
Некоторые героические черты были изначально, но всё же Доктор начинал скорее как персонаж-даритель; постепенно он отходит от этой роли. Что я подразумеваю под героическими чертами?
- У Доктора появляется ещё смутная, но история происхождения. Персонаж-даритель в биографии
- При этом Доктор, как и прежде, зачастую исполняет роль культурного героя. Как трикстер (герой, но всё-таки герой-трикстер) он ещё при этом обычно тырит что-нибудь - привет кристаллу с Метабилиса 3)) Как говорит нам энциклопедия "Мифы народов мира": "В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путём, словесным их называнием, «извлекать» их так или иначе из самих себя [привет старому мастеру Доктора], герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдалённых местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей".
- Как и прежде, опять же, но, говоря о героических чертах, не могу не сказать - Доктор борется с чудовищами. Без комментариев.
- Цитируя энциклопедию, опять же (потому что точнее и не скажешь): "Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдалённо сопоставима с ролью шаманов. Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов".
- И далее: "Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил". Здесь всё довольно сложно: во-первых, потому что героический характер (не всегда, но часто) подразумевает ярость, до которой Третьему, при всех его недостатках, всё-таки далеко; во-вторых, потому что в Докторе, помимо прочего, ещё во всю сохраняются трикстерские черты (герой-трикстер более чем возможет, но трикстер - совершенно не обязательно герой, это не отличительный признак героя). И всё-таки "переоценка собственных сил" - это про подростка-Третьего, так что можно сказать, что и характер Доктора становится более героическим.
- А поскольку повелители времени - боги: "Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьбе демонических противников". Богу не всегда идёт роль героя, но иногда... Это не к отличительному признаку героя, но к сведению концов к концами.
- "С другой стороны, герои даже божественного происхождения и наделённые «божественной» силой могут иногда достаточно чётко и даже резко противостоять богам". И не только богам, кстати говоря - герои довольно часто противостоят власть имущим вообще, по разным причинам - от эдиповых мотивов, до мотива опасности, исходящей от героя для своих же.
И здесь "подростковость" Третьего, опять же, как никогда к месту. Не говоря уже о конфликте с повелителями времени, привёдшему к изгнанию.
- Уход и, что интересно, изгнание героя, кстати говоря - довольно типичный мотив. Как сказано в "Мифах народов мира": "По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками".
- Ещё один мотив, связанный с конфликтом героев с остальными, прежде всего, властью - зачастую герой нарушает табу. Доктор наш, конечно, с самого начала много чего нарушал - но, на мой взгляд, в этом было, опять же много трикстерских черт. А главным нарушением запрета я бы всё же назвала похищение ТАРДИС и вмешательство, наказание за которые и привело... собственно, к эре Третьего.
- Ну и, наконец, "герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть". Без комментариев, опять же.
При этом, если Первый регенерирует... не очень понятно, как и почему,
Наверняка я ещё не всё назвала.
Таким образом, героические черты Третьего Доктора частично основаны на том, что уже было, а частично появились или, по крайней мере, проявились сейчас. Доктор изменился - но он и остался прежним.
итогиСобственно, итогами эры, наверное, и будет то, что она показала: "Доктор Кто" может измениться - и всё ещё быть "Доктором Кто". Доктор может измениться - и всё ещё быть Доктором.
Ну и эта эра просто была интересной сама по себе

Как-то так

P.S. Интересно, кто-нибудь прочитает всё это до конца?

@темы: ссылка, Doctor Who
Говорят, что Четвёртого очень многие считают лучшим Доктором, так что мне и самой очень интересно
Пока сказать не могу, но надеюсь, что мне он тоже понравится
"The longest-serving Doctor to date (at least in real-world time) and probably the best known of all his incarnations. If you don't know who Tom Baker is, close your eyes and think of Doctor Who. That's him. (Or possibly David Tennant - see the Tenth Doctor page. If he's wearing a long scarf, it's definitely Four.)"