Итак, я уже писала о мифологических чертах в образе мистера Фриза, а теперь - о Джокере.
Мне кажется, важнее всего в этом плане обозначить: Джокер - шут. А дальше уже попробуем разобраться, что это значит.
Дело в том, что были времена, когда правитель был не просто лидером. Царь-священник - может быть, в результате слияния с образом тотемического первопредка, не знаю - воспринимался как тот, кто поддерживает мир самим своим существованием: пока он здоров и процветает, процветает и государство. Для царей жизнь при этом была часто сущим адом, где буквально каждый чих должен был происходить в соответствии с ритуалом; а главное: когда люди чувствовали, что царь начинает стареть, его нужно было убить для всеобщего блага. А также, возможно, и из чисто психологических причин - когда кто-то буквально обожествляется, это порождает и зависть, и страх, и гнев, и всё на свете. Фрейд бы, наверное, сказал, что в таком виде разыгрывалось убийство отца - в общем, так или иначе, а убивать царя было надо.
Царей, понятное дело, такое положение вещей не очень устраивало - поэтому они так и норовили подсунуть вместо себя кого-нибудь другого: заместительную жертву. Оттуда взялись цари-на-час - преступники, которых в определённые праздники сажали на место царя - а потом избивали и убивали. Так и появились первые шуты.
Шут - это Тень царя по Юнгу, воплощение всего того, за что царя хотят убить. Но при этом же шут - это король своего особого, искажённого мира праздника. Что такое праздник вообще? Это время, когда обычные законы не действуют, когда делать то, что запрещено (есть тотемное животное, например, или спать с родственниками), не просто разрешено, но зачастую даже необходимо. Это искажённый мир. И только шуты живут в нём постоянно.
Потому, что шут - король, и потому, что он король искажённого праздничного мира, обычные законы на него не распространяются. Шут может говорить то, за что других ведут прямиком на казнь - ему можно. Разумеется, при всём вышеназванном образ шута - это образ трикстера, пересекающего границы; Тень, насколько я понимаю, вообще у Юнга отождествляется с трикстером.
Ещё один мотив - безумие шута. Безумие, как я уже писала раньше, для наших предков значила особую связь с другим миром, общение с ним или, по крайней мере, особую отмеченность: представления о юродивых, кстати говоря, во многом тоже оттуда. Всего вышеперечисленного вполне хватит, чтобы образ шута казался... довольно неоднозначным - однако здесь свою роль сыграло ещё и христианство. Христианство - да и не только оно - относится к смеху... ну, не то чтобы однозначно отрицая - но с подозрением. Высмеивание, подражание, искажение Божьего мира - всё это казалось делом сатанинским; не помогал и тот факт, что объектом шуток часто становилась церковь, святые и сам Бог - не только из-за социальных причин и совершенно необязательно из какого-то особого скептицизма, а просто чтобы избавиться от вечного напряжения теоцентризма. Отчасти это то же самое, что и необходимое нарушение запрета в тотемистический праздник. Но я отвлеклась...
Возвращаясь к Джокеру - думаю, всё вышеперечисленное объясняет, почему его образ получился таким вот: безумным, не статичным (это трикстерское), нарушающим все законы (в том числе и закон смерти), сверхъестественным и демонизированным - причём доходит уже до того, что я реально не уверена, что Джокера вот-вот не объявят не-человеком (видела и такие теории). Последнее, кстати, меня не радует - как я уже когда-то писала, Джокер, ИМХО, привлекает и пугает в том числе и потому, что он обычный человек. Удивительное дело: многие говорят, что, мол, Супермен не так интересен со своими сверхспособностями - а у меня к Супермену в этом плане ни единой претензии (но, повторюсь, я очень люблю Супермена после "Императора Джокера") - а вот за Джокера обидно(( Хотя со всей мифологизированностью образа Джокера это и имеет смысл.
В роле царя, чьей Тенью выступает Джокер, в данном случае выступает Бэтмен - разумеется, Бэтмен. Теперь главное - не начать искать у Бэтмена черты тотемического первопредка: а то меня совсем уж занесёт :tear:
Есть и другое: вроде всё той же гениальности Джокера - отмеченности свыше. Вроде похищения драгоценных камней - подземных кладов - в начале карьеры. Вроде смертельной бледности и всё того же - чисто мифологического - перехода через символическую смерть ко второму рождению. Но всё-таки шутовство, ИМХО - это самое характерное.
Как-то так :)
P.S. Простите за сбивчивость и ужасный язык((

@темы: Batman