читать дальше1) Предыдущая неделя была не из весёлых. У меня сломался компьютер, а потом я несколько дней ждала, когда мастер с подходом "обещал вчера утром - сделаю послезавтра вечером" его починит; заболело ухо - а потом стало плохо от лекарства для уха; хуже стало в отношении моей старой болячки - настолько, что я снова езжу в ПНД и пью лекарства... Вчера сдали нервы, и я устроила истерику по ерундовому поводу - о чём теперь сожалею.
С другой стороны, грешно было бы только жаловаться и делать вид, что всё плохо. Мастер компьютер не только починил, но и добавил оперативной памяти; а также бесплатно загрузил несколько очень нужных программ - в том числе и программу для клипов (правда, из-за того, что комп сломался посреди делания клипа, к этому клипу я вернусь ещё нескоро)!!! Ухо почти совсем не болит, а что до лекарства из диспансера - то оценивать его действенность пока рано... но у меня хотя бы есть надежда, что оно поможет. Ну и просто: несмотря на поломку компа, у меня была возможность выходить в интернет; а ещё за это время я прочла несколько хороших вещей (об одной из них напишу ниже).
2) Отдельно хочу написать о файлах. Несмотря на то, что большинство из них пропало (особенно жаль игры) - кое-что удалось спасти. Спаслась учёба; спаслась музыка (кроме Щербакова). Спаслись "Эксперименты Лэйн" (версия с переводом и прекрасной озвучкой - но, увы, без таких нужных - с учётом количества важных надписей - субтитров), спасся "Технолайз", а также (не просмотренные ещё) "Ghost Hound" и "Haibane Renmei". Спаслось аниме "Boku Patalliro!"!!! Спаслись "Trinity Blood" и - внезапно - "Юная революционерка Утэна" (внезапно, потому что я с самого начала смотрела "Утэну" онлайн с субтитрами, скачивать её изначально не собиралась, а версия с переводом у меня на компе нужна мне исключительно для клипов). Спасся "Доктор Кто", начиная со второй половины эры Четвёртого и заканчивая (скачанной наперёд) эрой Седьмого (большинство серий Первого и Второго я скрепя сердце удалила, когда мне катастрофически не хватало место на компьютере - а потом (не сейчас, уже давно) оставшиеся серии Первого и Второго, серии Третьего и первая половина эпохи Четвёртого пострадали от вируса; разве что некоторые серия я потом скачала для клипов). Спаслись ЗВ. Спаслись фильмы про Бонда, ещё несколько фильмов, аудиокниг и программ и - совершенно неожиданно - спаслись старые комиксы про приятеля Супермена Джимми Олсена, до которых, я надеюсь, рано или поздно у меня дойдут руки.
3) Про "дойдут руки", кстати. Эта неделя, помимо серьёзных проблем, поставила передо мной куда менее серьёзный и неприятный, но не менее насущный вопрос: что теперь смотреть? Дело в том, что меня по-настоящему накрыла пони-ностальгия - я ведь смотрела "My Little Pony" первого поколения в детстве - и я начала задумываться: а не посмотреть ли мне сейчас MLP: вот прям с начала, с первого поколения? Разумная часть меня говорит, что не надо - это болото может затянуть меня очень надолго - а у меня не просмотрены "Доктор Кто", "Ghost Hound" (вещь, которую Конака называл своей любимой работой - а этот человек работал над "Экспериментами Лэйн"!), "Patalliro Saiyuki", "Haibane Renmei"... С другой стороны, "My Little Pony" - это детство, что почти пересиливает все остальные аргументы. В общем, вопрос так и остался открытым - и, думаю, даже если я не решусь сейчас погружаться в пони-болото, я о нём теперь не забуду и рано или поздно вернусь к нему.
[Для тех, кто не знает, что за первое поколение "My Little Pony" - есть субъективное, но понятное и интересное видео Lewtoons:]
4) (Не только, но и) в такие моменты - когда до компьютера не добраться, куча неприятностей, и не знаешь, что смотреть - я обычно начинаю решать всякие полуабстрактные вопросы, касающиеся произведений и фандомов. Это происходит а)чтобы отвлечься, б)чтобы вместо того, чтобы решать, какой канон сейчас выбрать, найти что-то, что касается всех интересующих меня произведений. Однако в этот раз я решила не полагаться на себя, а почитать профессионалов - я прочла "Морфологию волшебной сказки" Проппа.
Если у нас больше всего известны и любимы "Исторические корни волшебной сказки", то в мире все читают именно "Морфологию". До недавнего времени я как-то недооценивала влияние этой книги - а потом стала вновь и вновь натыкаться на книги и лекции по сценарному мастерству, которые опираются либо на Проппа, либо на авторов, опиравшихся на Проппа. Купила вот недавно Воглера, который сейчас во всех магазинах - ради глав про персонажей - и обнаружила, что а)это тот самый мужик, чьи лекция я скачала когда-то, б)не в обиду будет сказано (правда!), но... то, что он пишет про персонажей - это испорченный телефон Проппа. И если бы автор читал Проппа внимательнее, он бы знал, что М в фильмах про Бонда не (или, по крайней мере, не только) наставник, а отправитель; что роль оборотня выделять некорректно - потому что много кто в определённый момент произведения так или иначе превращается; что нельзя не выделить отдельную роль для царевны - она важна, и её нельзя свести к оборотню, союзнику или макгаффину... Поймите правильно: Воглер молодец, он очень много знает, чего не знаю я - и мне совершенно не хочется стоять в белом на его фоне. Но за державу обидно((
И всё это тем более обидно, когда знаешь, что от некоторых выводов Пропп потом откажется. Например, в "Морфологии" он считает, что мужик, отправляющий дочь в лес по научению мачехи - новое образование, а в "Исторических корнях" он уже чётко связывает это с особенностями инициации. И вообще, несмотря на то, что "Исторические корни волшебной сказки" (при всей из огромной научной ценности!) не всегда точны - как ни крути, а читать их интереснее... а в мире читают далеко не скучную, но и не настолько интересную "Морфологию"((
С другой стороны, мы тоже хороши(( Мы так гордимся Проппом - а практического применения ему мы не видим; в то время как на Западе по лекалам Проппа снимаются блокбастеры. Нам надо бы тоже обратить внимание на "Морфологию", а не только на "Исторические корни".
Но я отвлеклась - я всё хожу вокруг до около и мало написала о самой книге! В общем, если кратко, в этой книге Пропп обнаружил семь ролей в сказке (Отправитель, Герой, Ложный герой, Даритель, Помощник, Царевна и Антагонист) - которые могут меняться и сочетаться у одних и тех же персонажей - и функции, закреплённые за этими ролями (я пишу об этом так, но для Проппа первичны функции, а не роли). Глубокую историческую основу этих функций Пропп будет раскрывать в "Исторических корнях", а пока Пропп лишь только вскользь и как о случайном открытии упоминает тот факт, что в волшебной сказке описывается путешествие в загробный мир. Функции же в волшебной сказке таковы:
читать дальшеI. Один из членов семьи отлучается из дома
II. К герою обращаются с запретом
III. Запрет нарушается
IV. Антагонист пытается произвести разведку
V. Антагонисту даются сведения о его жертве
VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу
VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо
IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его
X. Искатель соглашается или решается на противодействие
XI. Герой покидает дом
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника
XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
XVII. Героя метят
XVIII. Антагонист побеждается
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется
XX. Герой возвращается
XXI. Герой подвергается преследованию
XXII. Герой спасается от преследования
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания
XXV. Герою предлагается трудная задача
XXVI. Задача решается
XXVII. Героя узнают
XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается
XXIX. Герою дается новый облик
XXX. Враг наказывается
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется
Вот они в более подробном изложении самого Проппа. А вот они в изложении tvtropes. Почти точном - хотя я бы, например, не отнесла помощников из пункта 14 к наставникам и дарителям: то, что роли дарителя-наставника и помощника совпадают, возможно, но совершенно не обязательно. Но чтобы это знать, опять же, нужно читать "Исторические корни волшебной сказки" - а её в мире не особенно читают...
5) За всем этим время "Звёздных Войн" пришло незаметно. Обязательно постараюсь сходить на них на днях, но не завтра и, скорее всего, вообще не раньше воскресенья - если не позже. Дело не в том, что я переключилась с ЗВ: да, на этой неделе мне было не до них - но сейчас я, наоборот, скорее чувствую дикий страх, что всё испортят, что всё будет не так, как я ожидаю. Я просто боюсь идти в кино.
Как-то так)
@темы: потырено, интерпретация, Технолайз, Эксперименты Лэйн, ссылка, Patalliro, Trinity Blood, музыка, Утэна, Doctor Who, Михаил Щербаков, Бонд. Джеймс Бонд, Star Wars, Superman
Сейчас заглянула на томаты - 93%. Но критикам и "Изгой-один" понравился - а мне он совсем мимо кассы... В общем, посмотрим)
Иногда я думаю, что - после всего - я уже не могу переживать за Звёздные Войны. А потом выходит новый эпизод...
P.S. Наверное, всё же в воскресенье пойду - не могу дождаться))