Параллельно с попытками заниматься делом слушаю аудиокнигу "Мифы и сказания бушменов".
Книга крута! И заметно, что сказания не пытались переработать, а старались записать как можно более точно.
Интересно, как одни и те же мифы рассказывают очень по-разному. Там, например, есть миф о Луне и Зайце, рассказывающий о происхождении смерти (а также пятен на Луне и рассечённой губы у зайца) - так прям видно, как у одних он не имеет никакой моральной оценки: просто "так вышло"; у других Заяц предстаёт как злодей, а в самой истории можно увидеть даже проблеск надежды на победу над смертью; у третьих Зайчиха мстит людям (там, правда, ИМХО, несколько Disproportionate Retribution - но тем не менее); у четвёртых Заяц когда-то сам был человеком (этот мотив - "животные были людьми" - вообще встречается почти в каждой истории) и, проявив себя скептиком, он проклял сам себя и свой род. Интересно же!
Впрочем, не буду врать - некоторые сказки проходят у меня мимо ушей( Но это моя вина, а не вина мифов, сборника или исполнения.
Однако то, что мифы и сказания записывали прям как они есть - не пытаясь отсеивать, привносить собственный смысл, редактировать - ведёт к тому, что некоторые истории... оборванные. В них нет развязки.
Вот как раз недавно я прослушала одну такую - и она меня напугала. То есть, поймите правильно: там сексуальные домогательства с намёками на инцест (который на самом деле не инцест как таковой, а пережитки тотемизма) - но это ж мифы! К этому-то я привыкла) Меня напугало не это, а именно то, какой странной, бессмысленной (на первый взгляд) и оборванной была эта история.
Я вот в последнее время... ну как в последнее время - уже несколько лет - пишу, мол, хорошо, когда правообладатели не предписывают, что считать каноном, а что нет. Хорошо, когда произведение оставляет свободу для трактовок не только характеров, но даже и событий. И действительно: в последнее время я осознаю, что повествовательная свобода для меня - не что-то интересное-экзотическое, а, как бы пафосно это ни звучало, почти потребность. Может быть, не всегда - иногда мне, наоборот, нужны максимальная предсказуемость и штампы! - но на удивление часто.
Но у этой свободы есть и обратная сторона - бессмысленность. Страшная бессмысленность - когда даже сам говорящий не понимает, о чём он рассказывает. Сказки такие и есть - мифы, которые потеряли сакральный смысл и исторический контекст - но у них, по крайней мере, есть чёткая структура и завершение. А когда у сказки ещё и потерялась развязка...
Я, может быть, говорю слишком, я не знаю... то пафосно, то академично, то вообще как-то заносчиво - но, честно слово, я говорю искренне. Мне на самом деле очень важна повествовательная свобода - но меня на самом деле пугает бессмысленность, которой она может обернуться. Это... помните, я писала, почему в "Экспериментах Лэйн" меня больше всего напугала девушка в противогазе? Вот тут то же самое - этого не ждёшь.
Как-то так)

@темы: Эксперименты Лэйн, ссылка