читать дальшеЯ понимаю, что это очень условно, искусственно, что одно не исключает другого, и некоторые отлично могут в обе категории, но... Если попытаться все произведения в мире разделить на два вида: "произведения, которые выстреливают за счёт художественных достоинств, но персонажи которых абсолютно неважны" и "произведения, в которых нет интересного сюжета, продуманного мира и каких-либо других находок, но в которых есть яркие запоминающиеся персонажи, за которыми интересно следить, и которым хочется сопереживать" - то комиксы Хасси ОДНОЗНАЧНО попадают в первую категорию. Не хочу торопиться с выводами, не прочитав до конца, но даже "Хомстак", где есть классные интересные персонажи, скорее всего, работал бы и без них - а для "Jailbreak", "Bard Quest" и "Бедового сыщика" всё вообще без вариантов. Что-то похожее на персонажей, которых можно полюбить, там есть только в "Бедовом сыщике". Так что, хотя к теме персонажей я ещё вернусь, давайте начнём с художественных достоинств.
А сказать есть о чём! Можете смеяться надо мной и считать, что фанатство отбило мне мозги, но я уверена, что комиксы Хасси - это будущее, как бы пафосно это ни звучало. И я очень рада, что, будучи классической опоздавшей в плане новшеств, всё же припала к ним сейчас, а не через десять лет. До этого я, например, смотрела "Евангелион", который тоже был флагманом в своё время - но я-то его смотрела спустя четверть века, уже зная о том, как он повлияет на другие произведения. А тут я совершенно не ожидала, не настраивала себя заранее - а в итоге...
Но я отвлеклась! Если попытаться более предметно объяснить, в чём же заключается новаторство комиксов - то вряд ли я даже вспомню все приёмы, которые используются автором. Интерактивность - и пусть не всегда она заходит так далеко, как в раннем творчестве (где читатели буквально говорили автору, что нарисовать!), есть голосовалки на сайте автора, влияющие на сюжет; моменты выбора, как в визуальных новеллах; вкрапления классических казуальных игр со свободой игрока... Смешение форм медиа - когда в комиксе вдруг появляется музыка и движение, а пассивное чтения вдруг превращается в игру - и возвращается обратно. Гипертекст, ссылки на другие моменты комикса, на другие комиксы, на другие формы медиа вообще. Отсылки к популярной культуре. Worldbuilding, создание собственной вселенной и вплетение комиксов в единый канон и единый мир. Смешение художественных техник, где условность сменяется реалистичностью, а порой среди рисунков появляются и просто фотографии. Повествование внутри повествования, причём иногда рекурсивное, причём ответ на вопрос, бабочка или Чжуанцзы видит сон, не всегда очевиден. Нелинейное повествование, когда мы перемещается то в будущее, то в прошлое, и далеко не всегда это сразу понимаем. Автор как персонаж на страницах собственного произведения, который объясняет происходящее - и при этом ухитряется и приврать. Читатель, "играющий" за персонажа, как в компьютерной игре - но при этом автор необычайно легко меняет персонажей, давая побыть и героем, и злодеем, и бессловесным животным. Имитация речи, например, интернет-общения подростков. Смешение жанров, где пародия на нуар сменяется фэнтези и фантастикой, а потом превращается в мистерию... Я знаю, что некоторым из этих приёмов сотни, а то и тысячи лет - но даже это не мешает им быть новшествами относительно классического повествования. Кроме того, дело ещё и в концентрации этих приёмов - повторюсь, я даже не могу всего перечислить. Приёмов, которые вместе создают нечто целостное, уникальное и прекрасное.
Да и сам факт того, что это вебкомиксы, делает произведения по умолчанию новыми. Интернет слишком молод сам по себе.
Я, может быть, по-дурацки всё объясняю - но, честное слово, давно я так не наслаждалась формой, тем, КАК всё сделано. При этом, говоря о том, что в этом произведении будущее, я, конечно, не имею в виду, что в будущем все будут так творить - не все же стали писать как Джойс после "Улисса". Хотя, в отличие от произведений Джойса, работы Хасси - вода, которую пьют все. И я ценю их ещё и за это.
При этом, как ни странно, я не говорю, что произведения Хасси стали для меня лучшими и любимыми. В плане любимых всё пока без перемен, лидеров никто так и не превзошёл. Но даже и в плане "объективно лучше" - я считаю комиксы Хасси новаторскими, но кто сказал, что в классических историях, которые не меняются, но остаются интересными и нужными, нет своего величия? Вообще, для меня эти вебкомиксы лучше всего описывают строки Наутилуса:
"Есть белая овца среди черных овец,
Есть белая галка среди серых ворон.
Она не лучше других, она просто даёт
Представление о том, что нас ждёт за углом."
Они не лучше других! Они просто... см. текст, в общем.
О персонажах. Как я уже сказала, до "Хомстака" персонажей, которым можно было бы всерьёз сопереживать, ассоциировать себя с ними, создавать с ними фанатское творчество - ну... на вкус и цвет, как говорится, но, по мне, даже в "Бедовом сыщике" ещё только наметки таких персонажей. Причём это не ошибка Хасси, который хотел, да не справился - это именно ситуация, когда автору интересны другие вещи. И всё же...
И всё же, несмотря ни на что персонажи работают в рамках произведения. И я попытаюсь объяснить, за счёт чего они, по крайней мере, не мешают, а то и - несмотря на то, что я написала выше - вызывают симпатию.
Одна из важных причин этого - произведения Хасси, даже не будучи, имеют некоторые черты, характерные для игр. Повествование ведётся от второго лица, и мы буквально натягиваем на себя шкуру персонажа - пусть даже потом мы легко меняем этого персонажа на другого. Как я уже упомянула, все комиксы Хасси содержат элементы интерактивности. Есть и ещё кое-что - то, что лучше всего объяснено, как ни странно в этом обзоре на артхаусный фильм:
Хасси часто не даёт возможности скипнуть, посмотреть, как герой мгновенно перемещается из пункта А в пункт Б. Мы очень долго смотрим на то, как герой топчется на месте, ПРОСТО ПЫТАЯСЬ ВЗЯТЬ В ИНВЕНТАРЬ КАКОЙ-ТО ПРЕДМЕТ. За это время ты хочешь - не хочешь, а начинаешь переживать персонажа, даже если это палка-палка-огуречик почти без характеристик, как в "Jailbreak".
(Иногда мне кажется, что одно только это - то, как персонаж долго и безуспешно пытается выбраться, выйти из запертой комнаты - и привело автора к гностическим образам. Ну да это уже совсем другая история, о которой я буду говорить уже после прочтения "Хомстака".)
Другая причина - милый дизайн персонажей. Персонажей с таким дизайном сложно ненавидеть, даже когда они убивают и мучают других.
При этом комиксы создают странную ситуацию, где... в какой-то степени все персонажи как бы становятся одним - в отличие от игр, об этом несколько раз говорится внутри текста, хотя и в шутку. Не мы меняем персонажа за пределами текста произведения, а персонаж становится другим. Это более чем странно и мешает полному сопереживанию персонажу - но не позволяет и ненавидеть его.
Ещё хочу сказать о ЛГБТ-персонажах. Я когда-то давно читала, что в "Хомстаке" они появятся, но к моменту, когда начала сама читать, напрочь забыла об этом. Вспомнила об этом только тогда, когда у меня появился ОТП, и мне стало интересно, станет ли он каноном (нет, не станет Т_____Т). Сама до этого момента ещё не дочитала.
К чему я это всё - к тому, что комиксы Хасси, это уникальный пример, когда ЛГБТ-то появились с самого начала, ещё аж с "Jailbreak"... но вот ПЕРСОНАЖИ, действительно интересные персонажи - гораздо позже. Лично я такое встречаю первый раз! Обычно создателям неинтересно или не хватает смелости, чтобы ввести ЛГБТ, а у Хасси смелости хватит на десятерых - он долго шёл к совсем другим вещам.
Но меня опять понесло! Удивительно, что, написав так много о форме, я совершенно не хочу писать о содержании, особенно в терминах "чему это учит" - хотя обычно я отношусь к таким вещах с интересом, без насмешки. Частично это говорит о самих произведениях, которые интерактивы, и структура которых свободна. Но, возможно, я ещё вернусь к этой теме. В конце концов, впереди ещё очень много страниц "Хомстака"!
Как-то так) Не знаю, буду ли я параллельно с чтением "Хомстака" планомерно смотреть что-нибудь, вроде "Доктора Кто", или "Евангелиона", к которому я вновь и вновь возвращаюсь (в конце концов, у меня ещё не просмотрен Ребилд!) - или всё же сосредоточусь на одном, а к "Доктору" и остальному вернусь позже. Но тут ещё и от реала зависит.
@темы: Евангелион, потырено, интерпретация, Homestuck, Doctor Who