14. О персонажах "Хомстака". Часть 9: Вриска Серкет
читать дальшеВриска Серкет
Ладно, попробуем. Как я уже не раз писала, Вриска одна из (двух) моих самых нелюбимых персонажей "Хомстака", так что мне будет не очень легко(
Чтобы собраться с мыслями, я на этот раз попытаюсь разложить всё по пунктам. Итак, кто такая Вриска?
1) Героиня?
Помните, я писала: "отборные мудаки у нас потом появятся в числе героев (во всех смысла слова "герой": они будут в числе протагонистов, и они будут совершать подвиги)"? Я, конечно, имела в виду и Вриску в том числе) Но в этом пункте я хотела бы написать не об её мудачестве - а о значении слова "герой", потому что, как оказалась, не для всех тут всё так однозначно.
Понятно, что, говоря обо "всех" значениях слова "герой", я слегка преувеличила. Есть ещё значения вроде "имеющий звание Героя" или "Геракл" (в конце концов, слово "герой" образовалось от его имени). Есть значение "персонаж", персонаж вообще, не только протагонист (чаще всего, кстати говоря, я использую именно это значение) и т.д.
Те значения, которые я выделила, просто, ИМХО, основные - первое говорит о роли персонажа в произведении, второе возвращает нас к самому происхождению слова - Геракл ведь известен именно своими подвигами) Но, строго говоря, под характеристику "они будут в числе протагонистов, и они будут совершать подвиги" подпадает и... Калиборн, архизлодей вебкомикса. Потому что, ну, он вполне себе был среди протагонистов - мы видели мир (в том числе) его глазами, "играли" им; он же при этом играл важнейшую роль в повествовании и (главное) вполне при этом соответствовал функции Героя по Проппу. С подвигами сложнее, тут всё тоже зависит от определения - но, если не привязывать значение именно к "пользе людей" и остановиться на "выдающемся поступке", то, конечно, Калиборн совершал подвиги. Опять же, если вернуться "к корням" - убийство почти-всемогущей хтонический змеи, например, вполне себе такой классический подвиг для древних греков, да и не только для них.
[Ещё встречала мнение что "множество протагонистов" не говорят - но определять героя через понятие "главный герой" ещё хуже)) К тому же сама ситуация Rotating Protagonist от этого никак не изменится.]
Так что, чтобы отличить Вриску от Калиборна, нам придётся обратиться ещё и к тем значениям слова герой, которые связывают его с моралью. И если на "моральный образец для подражания" Вриска не тянет (даже по мнению любящего её автора), то "положительным персонажем", играющим на стороне "наших", она является большую часть времени - хотя слово "антигерой" в данном значении и подойдёт ей больше.
Так что да, у слова "герой" много значений - но Вриска охватывает штуки три-четыре из них, как минимум)
И это не просто слова. Вриска не просто технически вписывается в определение - она вполне соответствует этому званию в полной мере. Безумно храбрая и отважная, она действительно совершает множество выдающихся поступков, (в том числе) спасает других и сражается с главным злодеем. Без неё тот же Джон, возможно, давно погиб бы - да что там Джон, мы видели, насколько плохо всё сложится в том варианте вселенной, где Терези убьёт Вриску.
Так что да, при всей моей нелюбви к ней, мне абсолютно не жмёт назвать её героиней. Вот только... весь её героизм никак не отменяет того факта, что она искалечила Тавроса, а потом всячески издевалась над ним,а потом убила, а потом издевалась после смерти (серьёзно!). Что она убила Арадию, сделав при этом Соллукса невольным орудием убийства. Что она ослепила Терези. Что она убила сотни других персонажей, которые мы не знаем. Что она отправила мириады призраков в окончательное небытие. Что она издевалась даже над своим собственным призраком... Уже можно начать не прощать ей всё за то, какая она героиня?
Это действительно важный для меня момент (к которому я обязательно ещё вернусь, когда буду писать о Дирке). Персонаж может быть героем - но может быть при этом той ещё сволочью. Персонаж может быть героем - но я не обязана его любить.
2) Злодейка?
Но давайте поговорим и о Вриске как злодейке. Вриска редко предстаёт непосредственно в роли антагонистки в "Хомстаке", антагонисты там другие - но если говорить о её поступках... см. выше, короче. И вот на этом и остановимся подробнее.
С одной стороны, у Вриски классическое "трудное детство, деревянные игрушки". Её лусус (животное-воспитатель) заставлял её убивать других троллей на прокорм - сложно чётко определить, был ли у Вриски другой выбор. В самом-самом детстве - нет, наверное, лусус просто убил бы её; а ставить перед ребёнком требование "убей себя и попытайся убить лусуса" - ну... это был бы, наверное, лучший вариант с точке зрения морали, но даже у меня язык не повернётся этого требовать.
Но потом Вриска стала старше, у неё появился выбор - но она продолжила убивать. Она не пыталась придать этому какое-то подобие справедливости, как Терези, не пыталась убивать только злодеев и преступников - она просто убивала всех без разбора. И ей это нравилось. Как говорилось в "Докторе Кто": "Тяжёлая травма. Я мог бы простить ей подготовку тех небольших поездок на Яву... если бы она не наслаждалась ими так".
Но Вриска в детстве не только была задавлена и запугана угрозами - у неё был перед глазами и "положительный" пример, которому она пыталась подражать. Книги Маркизы Майндфанг, её предка - в которых она описывала свои пиратские набеги, борьбу с предком Терези, пытающейся её остановить... и не только это. В вебкомиксе есть много моментов, о которых можно спорить, но Маркиза - единственный бесспорный насильник канона, изнасиловавшая свою рабыню (которую, судя по tvtropes, все хедканонят как Долорозу - я же почему-то была уверена, что речь о Дамаре Мегидо). Ну такой себе образец для подражания.
С одной стороны, это показывает, что жестокость Вриски произрастает не только от жестокости её лусуса, а её выбор образца поведения сам по себе не лучшим образом говорит о ней. С другой стороны, в какой-то степени это и оправдывает Вриску. Если и кнут, и пряник указывают в одну сторону...
И всё же не надо думать, что бедной Вриске было совсем не от чего отталкиваться, чтобы сформировать менее жестокую мораль. У неё были друзья, из которых (на тот момент) только один был более жесток, чем она сама (другой станет более жестоким позже). Как я уже сказала, необходимость убивать ради лусуса у неё постепенно пропала. Ну и не надо забывать, что, помимо убийств ради лусуса, у Вриски было, ну знаете, полно других преступлений.
Некоторые из них она пыталась оправдывать - но оправдания были... с гнильцой. Убийства призраков в полное небытие были необходимы, чтобы подобраться к Лорду Инглишу? Да, вот только призрачный Таврос как-то обошёлся, вдохновляя призраков сражаться, а не управляя ими с помощью контроля над разумом. Издевательства над Тавросом имели цель сделать его сильнее? Насчёт "сделать сильнее" Дейв хорошо сказал здесь:
"ДЕЙВ: это была "тренировка" понимаешь ли
ДЕЙВ: но знаешь что это было на самом деле это было какое-то злопакостное дерьмо что было ужасным отсосным и я это ненавидел
ДЕЙВ: это не сделало меня сильнее
ДЕЙВ: это сделало противоположное
ДЕЙВ: из-за этого мне никогда не хочется драться
ДЕЙВ: из-за этого мне никогда не хочется видеть кровь или подвергаться опасности или слышать металлические звуки
ДЕЙВ: из-за этого мне ненавистна идея быть героем так как он был героем и он разрушил саму идею героизма".
Но, возвращаясь к трудному детству. Из-за моих описаний нечитавшим может показаться, что Хасси посвящает этому сотни страниц, обливает Вриску слезами (её, своими и читателя), пытается выставить ни в чём не виноватой и какие там ещё есть стереотипы - но нет! Хасси слегка упоминает об этом - и всё, погнали дальше показывать, какая Вриска крутая! И он точно не акцентирует внимание на том, что у Вриски якобы не было выбора - наоборот, по мысли Хасси Вриска таки способна сделать выбор. Да и, что там, в вебкомиксе действительно есть персонажи, у которых всё с выбором похуже.
Калиборн, например - я снова должна вернуться к сравнению Вриски с Калиборном) Но это важно. Для Хасси (и я, опять же, ещё вернусь к этому, когда буду говорить о Дирке) между двумя персонажами "умный герой со сложной судьбой и сложным характером, который совершает много жестокостей и даже преступлений, но в то же время совершает и хорошие поступки, даже спасает всех" и "злой, кровожадный, хотя и по-своему хитрый, но при этом абсолютно тупой (и эмоционально, и имеет проблемы с обучением) персонаж, который родился плохим и плох во всём, кроме силы и воли" первый ОДНОЗНАЧНО предпочтительнее второго - второй же едва ли заслуживает какого бы то ни было сочувствия. И это, на первый взгляд, даже понятно и логично: в персом есть хоть какое-то добро, во втором нет - чего тут думать-то? Это даже сработало у меня, например, в случае Терези - я действительно люблю Терези! Но...
Но именно "Хомстак" показал мне, что для меня оценка иной раз будет противоположной. Потому что второй - что второй? Если он родился плохим - значит, он не плох вообще, потому что добро и зло предполагает выбор - а у него, видимо, не было даже и свободы воли. А если даже и было хоть какое-то подобие выбора - то, всё же... что с него взять? А вот когда первый (талантливый, умный персонаж! который мог творить и творил добро) истязает и убивает других - вот это действительно вызывает ненависть и отвращение. Потому что он, блин, мог бы быть лучше. Кому много дано - с того много и спросится.
И хотя я пытаюсь напомнить себе, что свобода выбора у Вриски тоже была не бесконечной - важно помнить и то, что она у Вриски всё же была.
3) Мэри Сью?
Но давайте поговорим, наконец, о слоне в комнате под названием "непомерная любовь автора к персонажу") Это не секрет, если что - в какой-то момент всё стало настолько очевидно, что Хасси lampshaded это, сделав свой Author Avatar невзаимно влюблённым во Вриску (неудобные последствия этого - вроде разницы в возрасте - он тоже, что называется, lampshaded и высмеял). Так что сказать тут есть о чём.
Сразу оговорюсь - термин "Мэри Сью" я в данном случае считаю неприменимым, предпочитая термин "любимица автора". Но для этого нам нужно разобраться с понятием "Мэри Сью".
Словами "Мэри Сью" обычно обозначают персонажа, который а)ну слишком уж крутой, б)является идеальным Я автора. И если для какой-нибудь "Эрики Эприл Моники Кайрены Лиринел дель Норено Э'Пэрис Сайен" это понятие очень подходит - то в случае менее юных авторов всё куда сложнее.
Вообще, Хасси, ну... не глуп. И не прост. И уж точно не бездарен. Он не из тех, кто просто пойдёт и впишет в свой вебкомикс затмевающую всех Эрику Эприл или её мужской аналог - скорее, наоборот: его Author Avatar хуже его самого, и вообще "своего собственного мнения Дамблдор не разделял")) Так что любые черты Мэри Сью, найденные у персонажей Хасси, надо делить на десять.
Я, например, писала, что у ранней (только у ранней, подчёркиваю!) Джейд были некоторые характеристики Мэри Сью - но под этим я подразумеваю только то, что она слишком необычная и круче остальных, а ещё то, что её любят даже некоторые из тех персонажей, от которых этого не ждёшь. Это не значит ни то, что её любят все-все-все - ни то, что Хасси видит в ней себя или идеальную женщину. Ну и, повторюсь, в конце концов у Джейд появились недостатки (хотя она и не стала злодейкой!), другие персонажи стали круче (и она стала меньше выделяться на фоне) - и вообще, мир под неё не прогнулся.
Или вот Хасси (об этом я тоже писала) как-то признавался в бумажной книге, что отчасти селф-инсертится в Страйдеров - не в плане характеров, но в плане юмора и творчества. Для творческого человека это отнюдь не мало - но и Страйдеров Хасси не показывает ни идеальными, ни лишёнными проблем, ни всеми любимыми. Даже всего из себя крутого Дирка - хоть он и бесит меня, назвать его Марти я не могу.
Вот и Вриска тоже. Представить, что идеальным Я Хасси является девочка-маньячка, сложновато, скажем прямо - так что этот пункт отпадает сразу)) И всё же крутость, а главное - значимость Вриски в мире "Хомстака", без которой герои терпят сокрушительное поражение, пожалуй, действительно выделяют её на фоне остальных.
Всё сложно с отношением Вриски с другими персонажами и с последствиями её злодейств. Иногда кажется, что ей слишком многое сходит с рук - но нельзя сказать, что она никогда не огребала за свои художества. Терези лишила её руки и глаза, а потом убила, чтобы защитить остальных; Арадия заставила её видеть призраки её жертв, а потом забила её до смерти в роботизированном теле; даже Таврос бросил её медленно умирать, истекая кровью - хотя в его случае это была не месть: Тавросу БЫЛО за что мстить, но в действительности у него просто не поднялась рука добить девушку, которую он любил. И хотя она прошла через это - сначала научилась жить с искусственной рукой, потом восстановила руку и глаз на богоуровне; и даже несколько раз возвращалась с того света - не думаю, что всё это было совсем уж легко.
Но дело не только в травмах и смертях - дело в эмоциях. В конце основного "Хомстака" был трогательный монолог Терези о том, как в её с Вриской любви/дружбе... мойралледженсе, короче - она всегда была более зависимой стороной. Что Вриска может просто двигаться дальше - тогда как Терези не знает, как быть без Вриски. Уверена, что Терези именно так себя и чувствовала в тот момент, и даже думаю, что в конце "Хомстака" Хасси ровно это и хотел показать - но по ходу повествования... это не совсем так. Если даже не наоборот.
Своей жестокостью Вриска заставила друзей и любимых (Терези, Арадию, Соллукса, Джона... даже Таврос бросил её первым!) отвернуться от неё - и она очень даже страдала от этого. Это Вриска ностальгировала по весёлым денькам с Терези и чуть ли не уговаривала её всё забыть и дружить как раньше. Это Вриска просила Джона, Соллукса и Тавроса не бросать её на корабле-призраке. Эта Вриска плакала оттого, что Арадия больше не испытывает никаких эмоций.
Так что да, Вриска крута - и чем дальше, тем больше Хасси подчёркивает её особое значение. Но всё всё равно не так уж и однозначно.
И всё равно она меня бесит!!!
Как-то так) У меня уже сил не остаётся написать про отношения, как я это обычно делаю - но о большинстве из них я уже написала, а про Миину, скорее всего, ещё напишу потом. Простите, что всё так сумбурно, то слишком абстрактно, то слишком конкретно - и без общего вывода кроме как "не люблю"(( Повторюсь, писать о Вриске мне действительно не очень легко.
Ну а дальше будут посты про Эквиуса и Гамзии!!! Не обещаю, правда, что они будут лучше((
читать дальшеВриска Серкет
Ладно, попробуем. Как я уже не раз писала, Вриска одна из (двух) моих самых нелюбимых персонажей "Хомстака", так что мне будет не очень легко(
Чтобы собраться с мыслями, я на этот раз попытаюсь разложить всё по пунктам. Итак, кто такая Вриска?
1) Героиня?
Помните, я писала: "отборные мудаки у нас потом появятся в числе героев (во всех смысла слова "герой": они будут в числе протагонистов, и они будут совершать подвиги)"? Я, конечно, имела в виду и Вриску в том числе) Но в этом пункте я хотела бы написать не об её мудачестве - а о значении слова "герой", потому что, как оказалась, не для всех тут всё так однозначно.
Понятно, что, говоря обо "всех" значениях слова "герой", я слегка преувеличила. Есть ещё значения вроде "имеющий звание Героя" или "Геракл" (в конце концов, слово "герой" образовалось от его имени). Есть значение "персонаж", персонаж вообще, не только протагонист (чаще всего, кстати говоря, я использую именно это значение) и т.д.
Те значения, которые я выделила, просто, ИМХО, основные - первое говорит о роли персонажа в произведении, второе возвращает нас к самому происхождению слова - Геракл ведь известен именно своими подвигами) Но, строго говоря, под характеристику "они будут в числе протагонистов, и они будут совершать подвиги" подпадает и... Калиборн, архизлодей вебкомикса. Потому что, ну, он вполне себе был среди протагонистов - мы видели мир (в том числе) его глазами, "играли" им; он же при этом играл важнейшую роль в повествовании и (главное) вполне при этом соответствовал функции Героя по Проппу. С подвигами сложнее, тут всё тоже зависит от определения - но, если не привязывать значение именно к "пользе людей" и остановиться на "выдающемся поступке", то, конечно, Калиборн совершал подвиги. Опять же, если вернуться "к корням" - убийство почти-всемогущей хтонический змеи, например, вполне себе такой классический подвиг для древних греков, да и не только для них.
[Ещё встречала мнение что "множество протагонистов" не говорят - но определять героя через понятие "главный герой" ещё хуже)) К тому же сама ситуация Rotating Protagonist от этого никак не изменится.]
Так что, чтобы отличить Вриску от Калиборна, нам придётся обратиться ещё и к тем значениям слова герой, которые связывают его с моралью. И если на "моральный образец для подражания" Вриска не тянет (даже по мнению любящего её автора), то "положительным персонажем", играющим на стороне "наших", она является большую часть времени - хотя слово "антигерой" в данном значении и подойдёт ей больше.
Так что да, у слова "герой" много значений - но Вриска охватывает штуки три-четыре из них, как минимум)
И это не просто слова. Вриска не просто технически вписывается в определение - она вполне соответствует этому званию в полной мере. Безумно храбрая и отважная, она действительно совершает множество выдающихся поступков, (в том числе) спасает других и сражается с главным злодеем. Без неё тот же Джон, возможно, давно погиб бы - да что там Джон, мы видели, насколько плохо всё сложится в том варианте вселенной, где Терези убьёт Вриску.
Так что да, при всей моей нелюбви к ней, мне абсолютно не жмёт назвать её героиней. Вот только... весь её героизм никак не отменяет того факта, что она искалечила Тавроса, а потом всячески издевалась над ним,
Это действительно важный для меня момент (к которому я обязательно ещё вернусь, когда буду писать о Дирке). Персонаж может быть героем - но может быть при этом той ещё сволочью. Персонаж может быть героем - но я не обязана его любить.
2) Злодейка?
Но давайте поговорим и о Вриске как злодейке. Вриска редко предстаёт непосредственно в роли антагонистки в "Хомстаке", антагонисты там другие - но если говорить о её поступках... см. выше, короче. И вот на этом и остановимся подробнее.
С одной стороны, у Вриски классическое "трудное детство, деревянные игрушки". Её лусус (животное-воспитатель) заставлял её убивать других троллей на прокорм - сложно чётко определить, был ли у Вриски другой выбор. В самом-самом детстве - нет, наверное, лусус просто убил бы её; а ставить перед ребёнком требование "убей себя и попытайся убить лусуса" - ну... это был бы, наверное, лучший вариант с точке зрения морали, но даже у меня язык не повернётся этого требовать.
Но потом Вриска стала старше, у неё появился выбор - но она продолжила убивать. Она не пыталась придать этому какое-то подобие справедливости, как Терези, не пыталась убивать только злодеев и преступников - она просто убивала всех без разбора. И ей это нравилось. Как говорилось в "Докторе Кто": "Тяжёлая травма. Я мог бы простить ей подготовку тех небольших поездок на Яву... если бы она не наслаждалась ими так".
Но Вриска в детстве не только была задавлена и запугана угрозами - у неё был перед глазами и "положительный" пример, которому она пыталась подражать. Книги Маркизы Майндфанг, её предка - в которых она описывала свои пиратские набеги, борьбу с предком Терези, пытающейся её остановить... и не только это. В вебкомиксе есть много моментов, о которых можно спорить, но Маркиза - единственный бесспорный насильник канона, изнасиловавшая свою рабыню (которую, судя по tvtropes, все хедканонят как Долорозу - я же почему-то была уверена, что речь о Дамаре Мегидо). Ну такой себе образец для подражания.
С одной стороны, это показывает, что жестокость Вриски произрастает не только от жестокости её лусуса, а её выбор образца поведения сам по себе не лучшим образом говорит о ней. С другой стороны, в какой-то степени это и оправдывает Вриску. Если и кнут, и пряник указывают в одну сторону...
И всё же не надо думать, что бедной Вриске было совсем не от чего отталкиваться, чтобы сформировать менее жестокую мораль. У неё были друзья, из которых (на тот момент) только один был более жесток, чем она сама (другой станет более жестоким позже). Как я уже сказала, необходимость убивать ради лусуса у неё постепенно пропала. Ну и не надо забывать, что, помимо убийств ради лусуса, у Вриски было, ну знаете, полно других преступлений.
Некоторые из них она пыталась оправдывать - но оправдания были... с гнильцой. Убийства призраков в полное небытие были необходимы, чтобы подобраться к Лорду Инглишу? Да, вот только призрачный Таврос как-то обошёлся, вдохновляя призраков сражаться, а не управляя ими с помощью контроля над разумом. Издевательства над Тавросом имели цель сделать его сильнее? Насчёт "сделать сильнее" Дейв хорошо сказал здесь:
"ДЕЙВ: это была "тренировка" понимаешь ли
ДЕЙВ: но знаешь что это было на самом деле это было какое-то злопакостное дерьмо что было ужасным отсосным и я это ненавидел
ДЕЙВ: это не сделало меня сильнее
ДЕЙВ: это сделало противоположное
ДЕЙВ: из-за этого мне никогда не хочется драться
ДЕЙВ: из-за этого мне никогда не хочется видеть кровь или подвергаться опасности или слышать металлические звуки
ДЕЙВ: из-за этого мне ненавистна идея быть героем так как он был героем и он разрушил саму идею героизма".
Но, возвращаясь к трудному детству. Из-за моих описаний нечитавшим может показаться, что Хасси посвящает этому сотни страниц, обливает Вриску слезами (её, своими и читателя), пытается выставить ни в чём не виноватой и какие там ещё есть стереотипы - но нет! Хасси слегка упоминает об этом - и всё, погнали дальше показывать, какая Вриска крутая! И он точно не акцентирует внимание на том, что у Вриски якобы не было выбора - наоборот, по мысли Хасси Вриска таки способна сделать выбор. Да и, что там, в вебкомиксе действительно есть персонажи, у которых всё с выбором похуже.
Калиборн, например - я снова должна вернуться к сравнению Вриски с Калиборном) Но это важно. Для Хасси (и я, опять же, ещё вернусь к этому, когда буду говорить о Дирке) между двумя персонажами "умный герой со сложной судьбой и сложным характером, который совершает много жестокостей и даже преступлений, но в то же время совершает и хорошие поступки, даже спасает всех" и "злой, кровожадный, хотя и по-своему хитрый, но при этом абсолютно тупой (и эмоционально, и имеет проблемы с обучением) персонаж, который родился плохим и плох во всём, кроме силы и воли" первый ОДНОЗНАЧНО предпочтительнее второго - второй же едва ли заслуживает какого бы то ни было сочувствия. И это, на первый взгляд, даже понятно и логично: в персом есть хоть какое-то добро, во втором нет - чего тут думать-то? Это даже сработало у меня, например, в случае Терези - я действительно люблю Терези! Но...
Но именно "Хомстак" показал мне, что для меня оценка иной раз будет противоположной. Потому что второй - что второй? Если он родился плохим - значит, он не плох вообще, потому что добро и зло предполагает выбор - а у него, видимо, не было даже и свободы воли. А если даже и было хоть какое-то подобие выбора - то, всё же... что с него взять? А вот когда первый (талантливый, умный персонаж! который мог творить и творил добро) истязает и убивает других - вот это действительно вызывает ненависть и отвращение. Потому что он, блин, мог бы быть лучше. Кому много дано - с того много и спросится.
И хотя я пытаюсь напомнить себе, что свобода выбора у Вриски тоже была не бесконечной - важно помнить и то, что она у Вриски всё же была.
3) Мэри Сью?
Но давайте поговорим, наконец, о слоне в комнате под названием "непомерная любовь автора к персонажу") Это не секрет, если что - в какой-то момент всё стало настолько очевидно, что Хасси lampshaded это, сделав свой Author Avatar невзаимно влюблённым во Вриску (неудобные последствия этого - вроде разницы в возрасте - он тоже, что называется, lampshaded и высмеял). Так что сказать тут есть о чём.
Сразу оговорюсь - термин "Мэри Сью" я в данном случае считаю неприменимым, предпочитая термин "любимица автора". Но для этого нам нужно разобраться с понятием "Мэри Сью".
Словами "Мэри Сью" обычно обозначают персонажа, который а)ну слишком уж крутой, б)является идеальным Я автора. И если для какой-нибудь "Эрики Эприл Моники Кайрены Лиринел дель Норено Э'Пэрис Сайен" это понятие очень подходит - то в случае менее юных авторов всё куда сложнее.
Вообще, Хасси, ну... не глуп. И не прост. И уж точно не бездарен. Он не из тех, кто просто пойдёт и впишет в свой вебкомикс затмевающую всех Эрику Эприл или её мужской аналог - скорее, наоборот: его Author Avatar хуже его самого, и вообще "своего собственного мнения Дамблдор не разделял")) Так что любые черты Мэри Сью, найденные у персонажей Хасси, надо делить на десять.
Я, например, писала, что у ранней (только у ранней, подчёркиваю!) Джейд были некоторые характеристики Мэри Сью - но под этим я подразумеваю только то, что она слишком необычная и круче остальных, а ещё то, что её любят даже некоторые из тех персонажей, от которых этого не ждёшь. Это не значит ни то, что её любят все-все-все - ни то, что Хасси видит в ней себя или идеальную женщину. Ну и, повторюсь, в конце концов у Джейд появились недостатки (хотя она и не стала злодейкой!), другие персонажи стали круче (и она стала меньше выделяться на фоне) - и вообще, мир под неё не прогнулся.
Или вот Хасси (об этом я тоже писала) как-то признавался в бумажной книге, что отчасти селф-инсертится в Страйдеров - не в плане характеров, но в плане юмора и творчества. Для творческого человека это отнюдь не мало - но и Страйдеров Хасси не показывает ни идеальными, ни лишёнными проблем, ни всеми любимыми. Даже всего из себя крутого Дирка - хоть он и бесит меня, назвать его Марти я не могу.
Вот и Вриска тоже. Представить, что идеальным Я Хасси является девочка-маньячка, сложновато, скажем прямо - так что этот пункт отпадает сразу)) И всё же крутость, а главное - значимость Вриски в мире "Хомстака", без которой герои терпят сокрушительное поражение, пожалуй, действительно выделяют её на фоне остальных.
Всё сложно с отношением Вриски с другими персонажами и с последствиями её злодейств. Иногда кажется, что ей слишком многое сходит с рук - но нельзя сказать, что она никогда не огребала за свои художества. Терези лишила её руки и глаза, а потом убила, чтобы защитить остальных; Арадия заставила её видеть призраки её жертв, а потом забила её до смерти в роботизированном теле; даже Таврос бросил её медленно умирать, истекая кровью - хотя в его случае это была не месть: Тавросу БЫЛО за что мстить, но в действительности у него просто не поднялась рука добить девушку, которую он любил. И хотя она прошла через это - сначала научилась жить с искусственной рукой, потом восстановила руку и глаз на богоуровне; и даже несколько раз возвращалась с того света - не думаю, что всё это было совсем уж легко.
Но дело не только в травмах и смертях - дело в эмоциях. В конце основного "Хомстака" был трогательный монолог Терези о том, как в её с Вриской любви/дружбе... мойралледженсе, короче - она всегда была более зависимой стороной. Что Вриска может просто двигаться дальше - тогда как Терези не знает, как быть без Вриски. Уверена, что Терези именно так себя и чувствовала в тот момент, и даже думаю, что в конце "Хомстака" Хасси ровно это и хотел показать - но по ходу повествования... это не совсем так. Если даже не наоборот.
Своей жестокостью Вриска заставила друзей и любимых (Терези, Арадию, Соллукса, Джона... даже Таврос бросил её первым!) отвернуться от неё - и она очень даже страдала от этого. Это Вриска ностальгировала по весёлым денькам с Терези и чуть ли не уговаривала её всё забыть и дружить как раньше. Это Вриска просила Джона, Соллукса и Тавроса не бросать её на корабле-призраке. Эта Вриска плакала оттого, что Арадия больше не испытывает никаких эмоций.
Так что да, Вриска крута - и чем дальше, тем больше Хасси подчёркивает её особое значение. Но всё всё равно не так уж и однозначно.
Как-то так) У меня уже сил не остаётся написать про отношения, как я это обычно делаю - но о большинстве из них я уже написала, а про Миину, скорее всего, ещё напишу потом. Простите, что всё так сумбурно, то слишком абстрактно, то слишком конкретно - и без общего вывода кроме как "не люблю"(( Повторюсь, писать о Вриске мне действительно не очень легко.
Ну а дальше будут посты про Эквиуса и Гамзии!!! Не обещаю, правда, что они будут лучше((
@темы: ссылка, Homestuck, Doctor Who