Я уже писала про общую сюжетную схему некоторых аниме, в том числе и "Технолайза". И черты народной сказки находила. Но внезапно мне пришла в голову ещё одна аналогия: Аид и Персефона.
Он владыка мира мёртвых. Она тоже богиня, его юная родственница, непосредственно связанная с миром растений. Он влюбляется и уносит её в свой подземный мир.
Под эту схему очень много чего подходит - но "Технолайз" стал одним из самых зловещих воплощений этого тропа. Потому что Ран на полгода уже никто не отпустит - хоть я и не могу однозначно сказать, что мир "Технолайза" не цикличен.
А ещё участь Ран - это аллегория распятия. Я раньше писала, что Ран - это София, а не Христос; а её судьбу и без всяких аллюзий легче всего описать как "запирание в теле" - но кое-что всё-таки здесь есть. В гностицизме (не в христианстве!) есть сюжет: Христос-дух занимает на время тело смертного человека или создаёт иллюзию тела, а когда приходит время казни - покидает тело, лишь заставляя других думать, что его казнят, и он страдает. Так вот, то, что случилось Ран, показывает это покидание тела (что при явлении Ониши, что когда "она уничтожила свой разум") - и это не вызывает отторжения. До этого я думала, что показать это без этического фейспалма невозможно.
Но, возвращаясь к аналогии с Аидом - удивительно, что "влюбляется" в данном случае здесь чисто платоническое, если вообще можно о нём говорить. Удивительно, потому что в "Технолайзе" секс не показан как что-то хорошее, наоборот: это всегда изнасилование, шантаж или измена. И инцестуозные мотивы в аниме тоже есть. Возможно, делать из Кано ещё и педофила-насильника показалось авторам излишним (и справедливо! хотя "Утэне", например, это не помешало, там это получилось). А возможно, они хотели показать Кано как импотента - во всех смыслах этого слова.
В мифе-то эта тема есть. И в гностицизме есть. И в других аниме с подобными мотивами есть (ещё раз привет "Утэне" - там, кстати, тоже аналогию с Аидом и Персефоной можно найти). Но, пожалуй, додумки в стиле "маленькая девочка заперта в теле взрослой женщины (=вынужденно сделана взрослой), причём в игрушечном теле (=сделана игрушкой), а её оригинальное тело погублено - точно аллегория изнасилования!" - всё-таки додумки. Аниме не стесняется показывать ни изнасилования, ни аллегории изнасилования - и аллегории там куда менее двусмысленные.
Но меня занесло! Это всё побочный результат поисков общей схемы для персонажей - на меня иногда накатывает, и я ищу её как Священный Грааль! Но одно, кстати, я, несмотря на вышеперечисленное, поняла точно: выделять персонажей на категории типа "Аид", "Персефона", "София" и т.д. нельзя. Религиозные образы часто сами разнятся от интерпретаций. Очень разнятся.
Как-то так.

@темы: Технолайз, ссылка, Утэна